SteamWorld Build: Обзор уютного градостроя

Степан Песков 2023-12-09 20:38:35 5

У серии SteamWorld давняя и богатая на эксперименты история: есть метроидвании, пошаговая тактика, ролевая карточная игра, а начиналось всё с незамысловатой tower defense для Nintendo DSi. Новый проект шведской студии The Station под названием SteamWorld Build отлично вписывается в эту пёструю компанию: перед нами снова яркая и стильная игра в антураже стимпанкового Дикого Запада, в главных ролях по-прежнему милые человекообразные роботы, однако жанр новый — градостроительный симулятор.

Населена роботами

Пароботы, обитающие на этой некогда цветущей, а теперь доживающей последние дни планете, хотят поскорее с неё убраться. Звёзд на небе много, а места в космосе хватит всем. Дело за малым — построить необходимый для путешествия летательный аппарат. Для этого придётся потрудиться — хотя будущие звездоплаватели находят шахту, в глубине которой скрыты детали ракеты, до них ещё необходимо добраться, чтобы раскопать, доставить на поверхность и собрать из этого хлама хоть что-нибудь похожее на космический корабль. В этом и заключается главная цель кампании (впрочем, можно играть и после её достижения) — найти и выкопать шесть частей древней ракеты, заправить её топливом и убраться с умирающей планеты.

В отличие от прошлых частей, сюжету в SteamWorld Build отведена совсем второстепенная роль — оно и понятно, учитывая жанр. Собственно, всё повествование здесь замыкается на пару роликов, сценки с диалогами между несколькими персонажами во время ключевых событий и подсказки обучающего режима. В целом уровень повествования откровенно детский, даром что сценаристы попытались удивить твистом.

Копаем

На первый взгляд кажется, что геймплей здесь под стать сюжету — простой, если не сказать примитивный. Но впечатление это обманчиво: чем больше развивается город, тем больше внимания требуют те процессы, за счёт которых он живёт. Пугаться, впрочем, не стоит, ведь проиграть здесь невозможно: максимум, что случится с вашим поселением, — это остановка в развитии.

Игровой процесс стандартный: строим домики для жителей, расставляем здания, добывающие и перерабатывающие ресурсы, чтобы удовлетворять потребности наших подопечных. У пароботов есть классовая сегрегация, от которой зависит набор этих самых потребностей: если обычным рабочим достаточно воды, угля, ремонта, магазина по соседству и доступа к железнодорожной станции (она выступает центром города и местом для торговли ресурсами), то у инженеров, аристоботов и учёных набор «хотелок» шире и разнообразнее. Зато и квалификация у них выше — без инженеров не запустить, например, самогонный завод. Это влияет на планирование застройки — появляются отдельные кварталы под жильё каждого типа роботов, а при расстановке обрабатывающих ресурсы строений приходится учитывать и дорожную сеть. В целом система простая и понятная.

На этом описание геймплея можно было бы закончить, если бы не наличие подземного уровня — вы же помните, что за ракетой роботам пришлось лезть под землю? В подземном царстве свои законы, поэтому и игровой процесс здесь кардинально отличается от происходящего на поверхности. На самом деле, кроме непосредственно частей космического корабля, внизу много интересного и полезного, в частности ценные ресурсы, которые роботы могут найти только здесь: железный лом, золотые самородки, рубины, нефть, вода, газ и многое другое. Их добыча происходит совершенно другим способом: их можно просто выкопать из горной породы («кубик» земли при этом пропадает, освобождая место), а для некоторых видов доступны жилы с бесконечным запасом. Рабочие под землёй тоже разделены по классам: шахтёры копают, старатели добывают ресурсы, инженеры строят и чинят механизмы, а охранники воюют с жуками и злыми роботами, которые выполняют здесь роль врагов.

Действовать здесь надо совсем по-другому: происходящее чем-то напоминает Dungeon Keeper, разве что огромной руки вместо курсора нет. А в остальном очень похоже: кубическая разметка карты, непрямое управление рабочими, постройка турелей и ловушек…

Всего подземных уровней три. Чем ниже, тем сильнее враги, больше и запутаннее локация. Переключаться между слоями можно нажатием кнопки безо всяких загрузок — получилось довольно удобно, и дискомфорта эта необходимость (а без скачков с уровня на уровень не обойтись) не доставляет.

Больше не значит лучше

Что в первую очередь ждут от градостроительной стратегии? Ответ, на мой взгляд, будет вращаться вокруг следующих понятий: производственные цепочки, доступная для понимания логика событий, удобный интерфейс и внешняя привлекательность.

Производственные цепочки в SteamWorld Build есть (хотя при первом знакомстве кажется, что это не так), но обширными их назвать никак нельзя. Большинство из них появляются ближе к завершающим этапам прохождения и, на самом деле, ломать голову над оптимизацией не заставляют — у вас наверняка и так к этому времени будет переизбыток ресурсов, поэтому можно смело лепить заводы и прочие здания как душа пожелает.

Что касается понимания происходящего и интерфейса (а эти понятия всегда тесно связаны), то тут всё в порядке — в отдельном меню можно в любой момент посмотреть динамику прихода и расхода ресурсов и на основе этих данных заняться устранением недостатков, если таковые возникли. Да и в целом интерфейс здесь очень удобный что на подземных уровнях, что наверху.

Не придраться и к стилистике: пусть наблюдать за жизнью горожан нет особого смысла, ибо вся беготня роботов по городу — лишь декорация, выглядит стратегия очень мило и уютно. Не обошлось и без толики юмора, который больше всего заметен в мелких деталях.

Но есть за что и поругать разработчиков. Не буду акцентировать внимание на небольших изъянах, вроде странной расстановки приоритетов рабочих в шахтах — они предпочитают убирать камни с пола в последнюю очередь, что немного тормозит планирование будущей стройки. Одна из основных проблем — желание авторов затянуть прохождение.

Город развивается по мере достижения неких рубежей, которые, как правило, завязаны на количество пароботов определённого класса. Если сначала этого не замечаешь — всегда появляются новые занятия, — то ближе к концу, когда старт ракеты, кажется, уже не за горами, приходится тупо накапливать роботов-учёных для разблокировки нужной технологии, хотя сами по себе эти учёные годятся лишь для пары полезных работ, а в остальном просто сидят дома и требуют больше и больше высокоуровневых развлечений. Этап перед запуском ракеты занял у меня едва ли не столько же времени, сколько всё остальное прохождение. Я просто включил максимальную скорость, свернул игру и открывал её раз в пару минут, когда можно было «повысить» пару домов аристоботов до жилищ учёных. Концовка и вовсе не требует никаких действий: сидим и ждём, когда пароботы заправят ракету.

Я помню, что перед нами казуальный градостроительный симулятор, но не настолько же!

На двух последних уровнях жуки и роботы будут периодически нападать на ваших шахтёров — «спавн» у них бесконечный, поэтому лучше застроить всё ловушками и турелями, чтобы лишний раз не отвлекаться на сражения.

Что самое печальное, после первого прохождения в SteamWorld Build практически нечего делать. Да, можно запустить новую игру на другой карте, но и там всё будет прежним: снова лезем в недра шахты за деталями ракеты, пока наверху вырастает огромный город. Честно говоря, вторую попытку я не осилил — хватило и первой.

Тем не менее, если не требовать от игры многого, удовольствие она может доставить даже тем, кто хорошо знаком с жанром. Главное, воспринимать SteamWorld Build как развлечение на один раз — в таком случае перед нами неплохая стратегия.

Плюсы: уютная атмосфера; расслабляющий геймплей.

Минусы: после завершения сюжета игра не может предложить ничего нового; некоторые аспекты геймплея на подземных уровнях раздражают; затянутость.

Другие новости

Комментарии

Главное, воспринимать SteamWorld Build как развлечение на один раз — в таком случае перед нами неплохая стратегия.Эээээ. Звучит как что-то взаимоисключающее, если честно. В стратегии пройти один раз сюжетку и потом забить это прям как то совсем плохо. Хотел попробовать игру, но теперь как-то не хочется.
Расскажу свой опыт. Я так же прошёл игру за 3 дня. 1-2 день база и 1й уровень шахт. 3й день 3-4 ур шахт и финал. И так, игра на 1 раз действительно. Компания нормальная, детская, но мне интересно было. Я думал там будут разные компании на 5-6 картах доступных игрокам. Но нет. один сюжет, а за прохождение разных карт, дают разные бонусы в дальнейших играх. Но это всё равно будет стиль «дикий запад». Окей.
Плюсы игры уже описали.
Минусы: 1-Звук. Он отсутствует в поселении гробовая тишина, заводы не громыхают, люди-«роботы» не топают. Природа умерла. И всё что я слышал это звук воющей сраной сирены. Которая оповещает об очередной волне неприятеля.
2- Авто отсутствует, всё носят руками. По этому склад без апгрейдов почти бесполезен в единственном экземпляре.
3- Маркеры. Когда у вас большой город и вам нет-нет. А приходится перемещать здания, из-за того что потребность в них отпадает, но требуется в других позициях. По этому их надо искать. Есть ли маркеры на карте? нет. Маркер будет только тогда когда вы выберите в режиме строительства аналогичную постройку и будете глазами искать маркеры зданий и запоминать, потому что как только выйдешь из режима постройки, значки пропадут и по новой.
4-Меню здания. Не очень понятное, всегда горят значки чтоыб вы увеличили выработку сырья. Однако на складе валяется больше 100 ед. Всё из-за сраных графиков. Если там стоит убыток тоесть -0.5 ед в прибыли. У вас все здания будут говорить о катострофической нехватке и дефиците товара. Единственное на что стоит обратить внимание, это на значки недовольные головы в жилых зданиях, они никогда просто так не будут вылазить и их вы не пропустите, тут разработчики почему-то додумались их включить.
5- Графики. Нету фильтров никаких. Нету понимания хватит ли у вас сырья или вы его потратите вскоре. Я их использовал только посмотреть колличество на складах. Не знаю почему их не вывели сверху как rise of nation например.
6- Бесконечные и частые волны бессмысленных врагов, которые ничем вам не навредят, так как оборона всегда лучше.
7- Момент с охранниками. Есть растения и только в энциклопедии написано как вооружить охранников особыми типами вооружения. Я долго тупил, так как интуитивно не видно где улучшить самих охранников, это делается только на территории.
Также не помешала бы хотя бы простая статистика расходов на содержание города и шахтыОно есть, но без детализации (даже по уровням шахты), поэтому пользы не особо.Отдельно надо «поблагодарить» того, кто придумал сопровождать сообщение о готовящемся нападении оглушительно громким звуком тревоги.Это да, бесит.которые любят при первой возможности срываться в другой конец шахтыСтавь телепорты.
Оно есть, но без детализации (даже по уровням шахты), поэтому пользы не особо.Я забыл сказать, что статистика как бы есть, но хотелось бы больше конкретики, чем таблицу с абстрактным «Ваш доход — 1000, содержание города — 500, содержание шахты — 400».Ставь телепорты.Телепорты частично решают проблему, однако я их отрыл только при достижении самого нижнего уровня, и до этого приходилось смотреть, как охранники толпой прибегают и наваливаются на одного врага, а потом с такой же суматошностью бегут в улей на другой стороне шахты, хотя враги на этой стороне всё также продолжали лезть из улья. В один момент дошло до смешного — я поставил вторые бараки прямо возле улья, но даже так охранники продолжали бегать на другой улей.
Купил игру как раз в надежде получить казуальный градостроительный симулятор, в котором можно будет расслабленно скоротать несколько вечеров. В целом не пожалел о покупке, однако местная, если так можно выразиться, «боевая система» меня под конец начала реально вымораживать.Мало того, что она в игру словно добавлена лишь бы «чтоб было» и не привносит особого вызова (на среднем уровне сложности достаточно было набрать с десяток охранников и поставить возле ульев пару огнёметов и турелей, чтобы любое нападение можно было отразить достаточно эффективно), так при всей своей простоте всё-таки умудряется раздражать просто глупым поведением охранников, которые любят при первой возможности срываться в другой конец шахты, а также неадекватной частотой этих нападений. Отдельно надо «поблагодарить» того, кто придумал сопровождать сообщение о готовящемся нападении оглушительно громким звуком тревоги.Также не помешала бы хотя бы простая статистика расходов на содержание города и шахты, чтобы можно было понять как можно эти расходы оптимизировать. Да и вообще экономика вызывает вопросы, вроде бы есть здания, предоставляющие. услуги, но они разве что повышают уровень удовлетворённости и не приносят дополнительного дохода. Серьезно, если бы я не продавал излишки некоторых производств через вокзал, то мой город давно бы обанкротился.
Все комментарии