Космос — последний рубеж. Поднимайте звездолёты в небо, чтобы исследовать странные миры, искать инопланетные цивилизации, открывать новые формы жизни и надирать им задницу. Пускай такой подход противоречит духу вселенной Star Trek и «Приказу № 1» Звёздного флота, в 4Х-стратегии без войн не обойтись. Вдобавок компания Paradox, под эгидой которой вышла игра, собаку съела на умном жанре — достаточно вспомнить циклы Hearts of Iron и Crusader Kings, а ещё космическую Stellaris. Только выбор сеттинга не всем фанатам придётся по душе, ведь действие происходит в антураже сериала «Следующее поколение». Посмотрим, что вышло из этого эксперимента.
Новая
стратегия, как и Stellaris, предлагает стать
властелином галактики, не привлекая внимания санитаров. Достичь цели можно грубой
силой, дипломатией со шпионскими интригами либо просто по очкам. А для дебюта
доступны четыре крупнейшие фракции — Объединённая федерация планет, Клингонская Империя, Ромуланская Империя и Союз Кардашьян кардассианцев. Первая сильна
послами и учёными, клингоны знают толк в хорошей драке, ромуланцы строят крепкое
государство, а кардассианцы представляют собой что-то среднее между вторым и
третьим вариантами.
После выбора стороны конфликта начинаем с малого: отправляем на разведку научные корабли, строим добывающие станции на орбитах планет и звёзд, копим ресурсы, издаём первые законы, знакомимся с соседями и расширяем свои владения за счёт колонизации. Временем, естественно, можно управлять: замедляем, ускоряем, ставим на паузу, оцениваем ущерб. И за каждым из этих аспектов скрыта бездна механик, призванных лишить вас покоя и сна.
Тот же научный корабль не просто сканирует системы, выискивая пригодные для заселения миры и залежи дейтерия, но изучает аномалии и налаживает контакты с примитивными культурами. Это такие мини-квесты, позволяющие урвать какой-нибудь бонус. Одно из заданий, например, приведёт вас на планету детей, а в итоге будет выбор — помочь им или соблюсти «Директиву о невмешательстве». Менеджмент миров тоже не клингоны делали — в окне видна куча показателей от уровня стабильности до производства, а ещё районы с постройками. Аж глаза разбегаются. К счастью, развитие любой колонии можно поставить на автомат, задав ей профиль, — пусть, допустим, местные фармят энергокредиты или грызут гранит науки. Очень кстати, когда у вас уже десятки планет, а душа просит чего-то более глобального, чем сборка репликатора для заскучавших фермеров.
Сильно с экспансией не разгонишься, поскольку для неё нужны очки влияния, которые добываются дипломатами, а ещё ресурсы на постройку космической станции — без неё системой не завладеть. Так что поначалу приходится дружить с соседями, делясь с ними посольствами, деньгами и заверениями в благих намерениях. Другие сложности подбрасывает мать-природа: где-то полно ресурсов, но планеты надо терраформировать, а где-то почти нечего добывать, зато есть мир класса M, идеальный для заселения. Сгодится, впрочем, и L, куда можно отправить каких-нибудь вулканцев, чтобы они нюхали сероводород, жили долго и процветали (да, расу колонистов дают выбрать). В иных местах шаром покати, но из-за важного стратегического положения их просто приходится обживать, иначе это сделают соседи.
Прогресс подстёгивают и политические бонусы. Можно издавать указы, дающие как преимущества, так и штрафы, изучать технологии и открывать традиции — этакие перки общественного развития. Они разделены на взаимоисключающие ветви, например на «Защиту» и «Завоевание», а при суммировании дают бонусы за устремления. Имеется и «Дерево операций», где по мере роста империи открываются важные вехи вроде создания «Энтерпрайза» или позитронного мозга мистера Дейта. И, раз уж мы перешли на личности, важные аспекты жизни в космическом царстве-государстве требуют участия лидеров — персонажей с уникальными чертами. За военное дело отвечают адмиралы с генералами, за внешнюю политику — послы, губернаторы мотивируют работяг, диверсии не обходятся без шпионов, а для открытий нужны учёные.
Каким бы мирными ни было обустройство ваших владений, конфликтов всё равно не миновать. Учёные свернули не туда и пали жертвами агрессивных аборигенов? Собираем военный флот и устраиваем варварам сеанс карательной дипломатии. Кто-то кому-то объявил войну? Есть смысл поддержать одну из сторон, чтобы разделить трофеи и укрепить отношения с победителем. Бывает, союзник посягает на одну из малых фракций — например, на бетазоидов, знакомых по советнице капитана Пикара. Или вы сами без спроса вторгаетесь на территории, облюбованные ромуланцами, — и тогда ситуация накаляется. Не говоря уже о случаях, когда вы открыто объявляете войну одному из трёх основных соперников. А раз так, готовьте фазеры и торпеды.
Главная ударная сила — корабли. Они строятся на верфях и объединяются во флотилии, каждой из которых может командовать адмирал. Но армада, как и всё в игре, не резиновая — она ограничена ресурсами вроде дейтерия, выступающего в качестве топлива, и сплавов, ведь без них звездолёт не построить. На борту кто-то должен служить — экипажи набираются из выпускников военных заведений, а их число тоже ограниченно. Добавьте содержание, ремонты, апгрейды — бряцание оружием влетает в копеечку.
Собирать корабли можно по готовым проектам типа «Интрепид» или «Дефайнт», но при желании поковыряться в конструкторе ничто не мешает составить свою схему и назвать её как душе угодно. Вдруг вам понадобились звездолёты со слабой бронёй, но сильными орудиями — редактор здесь не самый подробный, однако решать такие задачи позволяет. Есть и уникальные корабли вроде «Энтерпрайза» — он мощно оснащён, может выполнять как научные миссии, так и военные, возрождается после гибели, а командует им только Жан-Люк Пикар.
В общем, устроена стратегия, как и другие игры Paradox, весьма логично. Есть общие механики, которые раскрываются неожиданно широко, когда начинаешь в них вникать. Со временем понимаешь, как устроена торговля, осваиваешь миграционную механику и политику во время войны. Начальные свойства фракции — не приговор. Хотите — отыгрывайте добряков с мантрой «Мы пришли с миром» или торговую империю, у которой энергокредитов как у дурака махорки, а нет — укрепляйте флот и советуйте окружающим формам жизни использовать бипедальную локомоцию для перемещения в область гонад.
Богом быть трудно. На звёздных цезарей и наполеонов накладываются ограничения, и, как только вы сильно вырываетесь вперёд, срабатывает уравниловка — ваши соперники получают бонусы к развитию. Попутно, на фоне территориальных споров и окучивания колоний, разворачиваются события, не зависящие от действий игрока. Например, вторжение дикарей с окраин вселенной, которые проносятся по мирным системам, словно монголы по Европе XIII века. А глобальный сюжет, обозначенный «Деревом операций», дополняет шкала глобального напряжения, наглядно показывающая, насколько близка галактика к пропасти.
Если вкратце, очень похоже. Общие моменты бросаются в глаза сразу — от стиля оформления до невозможности автоматизировать некоторые рутинные задания. Даже ограничения те же самые — нельзя просто взять и захватить владения врага, как в «Цивилизации». Вместо этого надо стряпать претензии, намечать цели кампании и чётко им следовать. Шаг вправо или влево — лишняя трата сил, приводящая к возвращению статус-кво, как будто мы не за клингонов играем, а за европейских феодалов из Crusader Kings III. Тем не менее в Star Trek: Infinite имеются самобытные черты, отличающие новую космическую стратегию от Stellaris. И главная из них — сеттинг «Звёздного пути».
Фракции получили характерные черты из сериалов, у них есть уникальные постройки, технологии, традиции, реплики в квестах. Стартовые бонусы более или менее соответствуют образам рас в «Следующем поколении», то есть люди и впрямь приходят к инопланетянам с миром, а не с миром и фазером, чем часто грешил капитан Кирк из оригинального сериала. А вот клингоны могут с ходу нахамить аборигенам и пригрозить вырезать всех до единого. В игру попали некоторые объекты из Star Trek — вроде поля темпоральных искажений и банка знаний Memory Alpha. А ещё ресурсы — например, дилитий, участвующий в реакции вещества и антивещества в двигателях звездолётов. Но… вы уже догадываетесь, к какой проблеме это нас приводит.
Приятно, конечно, увидеть блеск лысины Пикара на капитанском мостике, нанять в качестве лидеров Спока или Райкера, вверить одну из флотилий Алине Нечаевой, изучить проект «Генезис», отправить Лютера Слоана на диверсию, открыть в «Дереве операций» события, связанные с Трой или Ла Форжем. Но как много клингонов или ромуланцев вы знаете в лицо и по имени? Даже если смотрели сериалы, вспомните максимум двух или трёх. А хоть какой-то корабль этих рас без «Гугла» назовёте? То ли дело «Энтерпрайз». А родные планеты? Земля и Вулкан-то нам известны. Получается, что даже человеку, уважающему «Стартрек», из четырёх фракций действительно интересной покажется только одна — Объединённая федерация планет.
Если покопаться, можно найти и улучшения правил Stellaris. Наконец-то нет коридоров между системами, то есть двигаться дают прямо от пункта А к пункту Б, а не вилять зигзагами. Вдобавок галактику пересекают магистрали между чёрными дырами, позволяющие быстро перебросить силы туда, куда вам надо. Систему шпионов тоже освежили и сделали понятнее. Теперь не нужны манипуляции в меню дипломатии — вы просто нанимаете агентов, как других лидеров, и пускаете их шкодить во владениях соседей или вести контрразведку в родных системах. Жаль, что таких случаев, когда сотрудники Nimble Giant довели до ума наследие Paradox, раз-два и обчёлся.
Наконец, финальный тезис: стратегия — не самый подходящий жанр для «Звёздного пути». Что оригинальный сериал, что «Следующее поколение», что «Дискавери» — везде во главе угла взаимоотношения героев, их поведение в критических ситуациях, а уж потом исследование космоса, войны и встречи с чужими цивилизациями. Раскрытие персонажей придало каждому циклу особый шарм, будь то перебор с толерантностью в новом сериале или юмор пополам с абсурдом в старом. Кто не смотрел Original Series и не понимает, о чём речь, пусть вспомнит «Футураму», где обыгрываются моменты первого «Стартрека». А Зепп Бренниган — это даже не пародия, а без малого точная копия Джеймса Тиберия Кирка.
Именно такие нюансы теряются, когда смотришь на Star Trek с расстояния световых лет и астрономических единиц. Вы не встретите здесь ситуаций, когда Чингисхан убивает Авраама Линкольна, чтобы раса разумных камней сравнила силы добра и зла. В игре имеется планета Эдем, но без событий третьего сезона оригинального сериала, где над Кирком издеваются хиппи, чтобы затем остаться в дураках, — это просто кусок камня посреди пустоты. Его снабдили классом, минеральным составом, стратегическим потенциалом, но не душой.
Star Trek: Infinite выглядит как сделанный с почтением к вселенной «Звёздного пути» любительский мод для Stellaris. Разработчики из Nimble Giant и не скрывают источников своего вдохновения. Так что фанатам «Стартрека», особенно «Следующего поколения», стратегия наверняка понравится. Но не совсем ясно, зачем выкладывать свои кровные остальным ценителям жанра, глядящим на фансервис, как капитан Кирк — на пьяного клингона. Куда логичнее взять комплект DLC для другой космической игры Paradox Interactive и получить более комплексный и разнообразный опыт покорения галактики.
Плюсы: всё хорошее, что есть в Stellaris, присутствует и здесь; добавлено несколько самобытных решений в геймплее; ощущается эпический размах битв и мирного развития; поклонников вселенной Star Trek ждёт немало фансервиса; приятное музыкальное сопровождение; имеется перевод текстов на русский, хотя и сделанный кое-как — возможно, при помощи нейросети.
Минусы: всё плохое, что есть в Stellaris, присутствует и здесь; из фракций действительно интересна только Федерация; много рутинных, повторяющихся миссий, особенно при контакте с примитивными цивилизациями; в Интернете жалуются на испорченные сейвы, но я с подобным не сталкивался.