Иногда видеоигры служат не только развлечением, но и деликатным лекарством от стресса. На время сбежать в виртуальный мир от реальных проблем — отличный способ успокоиться, отдохнуть и привести мысли в порядок. В этой подборке мы рассказали об играх, которые помогают нам выкарабкаться из пучины усталости и уныния.
Когда-то главным врагом тру-геймеров из комментов были не мобилки, а казуалки — все эти бесконечные игры для домохозяек, где надо собирать три в ряд или искать спрятанные вещи на картинках с кучей барахла. Но даже тру-геймеры любили казуалки от PopCap — на мой взгляд, потому, что те умело погружают игрока в особое состояние дзена.
PopCap образца нулевых оттачивала геймплей до идеала, но самое главное, с безумным пиететом подходила к оформлению. Если взрываются бриллианты в Bejeweled — то настолько пафосно, что ты восхищаешься собственной крутостью; если стучат шары из Zuma — то так, что этот мягкий щелчок приносит огромное удовольствие и оседает в памяти; если уничтожаешь последний кирпичик из Peggle — то с замедлением времени, зумом, барабанной дробью и громогласной «Одой к радости», от которой преисполняешься восторга до кончиков пальцев.
Пожалуй, пик PopCap — первая Plants vs. Zombies. Бесконечно позитивная игра, смешная уже на уровне концепции: отважные растения против карикатурных зомби. Но при этом с оригинальным геймплеем, страшно разнообразными уровнями и каким-то невероятным количеством контента (вплоть до зомби-аквариума и милейшей песенки в конце!). Играешь — и душа радуется: несложная, но жутко увлекательная игра, которая всячески тебя подбадривает и покоряет собственным обаянием. Концентрированное описание лучших проектов PopCap.
Наверное, на меня эти игры производят терапевтический, успокаивающий эффект не только потому, что это страшно приятные игры, но и потому, что с ними связана личная история: моя мама впервые прониклась компьютерными играми как раз насмотревшись, как я играю в Zuma. Дальше казуалок у мамы дело не пошло (как-то раз я пытался ей показать игры Amanita Design!), но и вопросов типа «Да что ты нашёл в этих компьютерных играх?» я от неё больше не слышал. Нашли общий язык!
И теперь я периодически возвращаюсь в игры PopCap, если хочу получить беззаботной теплоты и простоты. Жаль, конечно, что студия потеряла лицо: мультиплеерный шутер по Plants vs. Zombies и навязчивые просьбы что-то купить в мобильных Bejeweled отыскать дзен не помогают.
Казалось бы, само бытие прислало меня в эту рубрику рекомендовать всем Factorio, ибо терапевтический эффект от хорошо работающего завода (и налаженной для его снабжения железнодорожной сети) схож разве что с эффектом от регулярной медитации. Однако правда состоит в том, что на пути к возведению этого завода и созерцанию его величия игрока ждут сотни стрессовых ситуаций, виновником которых будет он сам. И тут, конечно, есть эндорфины от решения проблем каждые пять минут, но также есть вечное «Всё работает неидеально, всё можно оптимизировать, и для этого проще ВСЁ перестроить с нуля!». Так что, когда мне хочется просто отвлечься от безумия нашего мира, я иду убивать Диабло!
На самом деле, это своего рода рефлекс — Diablo II: Lord of Destruction со мной уже больше 20 лет. И да, я знаю, что для огромного числа игроков это гриндовая ферма: зашёл, врубил максимальную сложность — и дубасишь боссов на двухсотый круг, чтобы выбить конретную шмотку и собрать какой-нибудь сет, который в Интернете внесён в список лучшего шмота для некроманта.
Но я редкий человек, которому плевать на это всё: я не люблю переусложнённые бонусные механики с изучением рунических слов и запоминанием рецептов для Хорадрического куба, не люблю включать множители сложности, чтобы каждый первый зомбак, кусая меня за пятку, моментально отгрызал целиком ноги и руки, отправляя героя на респавн.
Для меня Diablo — это кайфовое погружение в мрачный (но не до депрессии), изумительно исполненный мир, который завораживающе двигается, звучит и ощущается. Особенно с того момента, как я стал играть в Diablo II с её музыкой, ибо пиратки, в угоду сохранению места на диске, саундтрек выкидывали за борт.
Но даже без неё оставались звуки капель дождя, ворчание демонов где-то за границами экрана, уханье невидимого филина, шелест крыльев летучих мышей в подземельях и многое-многое другое. Diablo, несмотря на почтенный по игровым меркам возраст, многим современным проектам запросто даст фору в умении рисовать звуками и дополнять картинку на экране.
У меня про это есть здоровенный прогон в истории серии, с примерами и остальным, так что лишний раз распинаться не буду. Но если кто-то до сих пор недоумевает, как такая мрачная игра может быть терапевтической и расслабляющей, — вот так и может. Мрачность Diablo ярко выражается всего в нескольких локациях из десятков, а в остальное время герой бегает по нормальному лесу, песчаным барханам и болотам, вполне себе нейтральным.
А главное, я не ищу никаких проблем. Давно выбрал варвара, чей стиль боя меня всем радует, давно знаю, когда и какие способности прокачивать, и мне вполне хватает тех топоров, которые и так выпадают из мобов, потому что дальше «Нормы» я не хожу. И вот игра пройдена за пару-тройку вечеров — можно отложить её, чтобы через полгода-год снова погрузиться в этот омут.
Если же надо убить вечер, но ничего вообще не хочется, — спасает Mafia: The City of Lost Heaven.
Тут история вообще из ряда вон, потому что, как мне кажется, я единственный человек на планете, который любит режим «Прогулка». Не тот, где надо выполнять безумные задания в духе «Три раза присядьте и обегите дом», а тот, где главный герой может шляться по карте, убивать прогуливающихся мафиози, нарушать скоростной режим и получать деньги нарушающими покой граждан способами. А может не нарушать. Потому что начались (лет 15 назад) мои прогулки по «Прогулке» с того, что мне хотелось просто погонять по миру без необходимости торопиться куда-то по миссии. В общем, я искал аналог лейтгейма из серии GTA, когда можно просто бегать и веселиться.
Однако здесь я это практиковал для того, чтобы наслаждаться атмосферой города, — ездил по правилам, слушал удивительную музыку и изучал окружение. Осознание того, что здесь можно валить мафиози со спины ножом, угонять машины, покупать оружие, устраивать пробки, сваливать револьверы, автоматы и 1911-е в кучку, гоняться с ментами и многое другое, пришло десятки часов спустя.
Старенький «Ил-2 Штурмовик» некоторое время назад стал темой очередного «Пригорания» от двух Василиев. Оно и понятно — серьёзные симуляторы (а «Ил-2» самым что ни на есть серьёзный симулятор) вещь сложная, не у каждого хватит терпения учить теорию и методично подкреплять её практикой, чтобы освоить даже элементарные вещи вроде взлёта с аэродрома.
Тем не менее полтора десятка лет назад я смог найти именно в «Ил-2 Штурмовик» способ расслабиться после тяжёлого трудового дня. В ту пору я был ещё студентом, но, как многие знают, учёба порой выматывает не хуже работы. Вот и я внезапно обнаружил, что полёты в редакторе дают отдохнуть как телом, так и душой. Главное — соблюдать несколько условий.
Первое — настроить редактор на старт в воздухе (чтобы не надо было мучиться с процедурой запуска двигателя, выруливанием на полосу и взлётом), взять себе истребитель, включить бесконечный боезапас и ясную погоду. Второе — поставить в качестве противников целую толпу ботов на самых разных самолётах, желательно побольше и помедленнее. В чём же тут фан? Бортовые стрелки даже огромных и неуклюжих He-111 могут с лёгкостью превратить самый прочный истребитель в решето даже в одиночку — что уж говорить о целом звене из десятка бомбардировщиков!
А всё дело в третьем условии, самом главном, — отключить противнику боезапас, сделав его абсолютно беззащитным перед стремительными бросками моей «Аэрокобры». Выбор собственного самолета тоже неслучаен: у P-39 (до сих пор, кстати, мой любимый самолёт в подобных играх), при всём его капризном поведении, есть один большой плюс калибра 37 мм — авиационная пушка М4, при удачном попадании способная оторвать крыло даже здоровому «Хенкелю».
Остальное — дело техники и фантазии. Хочешь — атакуй на проходах, выцеливая уязвимые места, чтобы вывести врага из строя с одного выстрела, хочешь — виси «на шести» (то есть находясь в задней от врага полусфере) и методично отстреливай стрелков и двигатели, хочешь — просто закладывай виражи, исполняя фигуры высшего пилотажа среди разбегающегося в панике вражеского строя. Красота! Одна загвоздка — для подобных забав нужен джойстик, так как на клавиатуре или геймпаде ощущения от полетов уже не те, на мой взгляд. Впрочем, для меня это проблемой не было: всегда считал и считаю, что невозможно играть в авиасимы без аутентичных устройств управления (хотя бы РУС и РУД).
Если изначально такими полётами я пользовался в качестве тренировочного полигона, то вскоре вполне осознанно стал избивать беззащитных ботов уже ради отдыха. Отличный способ, как по мне, несмотря на всю хардкорность игры, причём свою актуальность он не потерял до сих пор: недавно попробовал в уже новом «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград» — работает!
Терапевтические игры? Ничего не приходит в голову. В разное время даже любимые игры могут доводить меня до бешенства, как бы я этому ни противилась, поэтому я решила ничего не выдумывать, не приукрашивать и пропустить эту редакционную статью. Ровно до момента, пока от скуки не начала запускать игры из библиотеки, находясь в крайне подавленном состоянии.
Far Cry 5 тоже была в этом списке, пройденная до дыр, изученная на предмет каждой записки и каждой засечки на дереве (да, о моей любви к этой игре можно слагать легенды). Казалось бы, в ней меня уже ничем нельзя удивить или порадовать. Я посмотрела на большое небо штата Монтана. На пустынную и широкую дорогу, ведущую в золотые поля под палящим августовским солнцем. Сомневаясь, села в первую попавшуюся машину. Включила радио.
И очнулась где-то спустя пять часов, преодолевая тысячный километр на изъезженной и хорошо знакомой трассе. Горло саднило от лёгкой боли — кажется, всё это время я неустанно подпевала песням, которые играли на местной сектантской радиостанции. Даже если мне казалось, что их тексты давно вытерлись из памяти, они рождались в голове, напоминая о том, что пару лет назад я точно так же бесцельно колесила по округу Хоуп под шикарный саундтрек, позабыв о своих проблемах.
Как оказалось, спустя годы Far Cry 5 для меня — это игра, в которую совершенно не хочется играть: в ней просто хочется быть. И каким-то образом это способно излечить мою душу. Никаких квестов — только я, дорога и дружелюбный кантри-госпел, написанный специально для игры и подходящий духу религиозной американской глубинки как нельзя лучше. Даже подавленное настроение куда-то подевалось, уступив место приятной тоске по Монтане. Пожалуй, придётся провести там ещё несколько вечеров, прежде чем я смогу выбросить из головы песни, которые неустанно напеваю уже неделю.
Не забудьте рассказать в комментариях, какие игры согревают вашу душу!