Проекты студии Deconstructeam рассказывают отличные истории, которые надолго остаются в памяти. В них хватает моральных дилемм, темы поднимаются непривычные даже для независимых игр, а персонажи столь очаровательны, что расставаться с ними не хочется. Всё описанное выше справедливо и для The Cosmic Wheel Sisterhood: новинка лишний раз подтверждает, что испанский коллектив — мастера своего дела, пускай в этот раз я и нашёл, к чему придраться, и высший балл поставить всё же не смог.
Мы играем за ведьму по имени Фортуна, которую глава ковена приговорила к тысячелетнему изгнанию на астероиде. Столь долгое заточение начало сводить Фортуну с ума и спустя 200 лет одиночества она решила совершить преступление и призвала левиафана Абрамара, который сам уже много тысяч лет является узником и ни с кем не контактировал.
Когда глава ковена отправила Фортуну в изгнание, она отняла у неё колоду карт Таро — девушка предсказала с их помощью распад ковена и посеяла панику среди ведьм. Абрамар предложил героине заключить договор и создать собственную колоду, с помощью которой точно так же можно будет заглядывать в будущее. Так совпало, что сразу после знакомства с левиафаном Фортуне впервые за 200 лет позволили принимать у себя гостей — таких же бессмертных ведьм, многие из которых её давние подруги. Именно на них мы в основном будем тестировать нашу колоду.
Поскольку это самодельные карты, создаём мы их самостоятельно в местном редакторе. Сначала выбираем фон, затем определяемся с арканой (главной фигурой), а после на выбор предлагается несколько украшений. Это могут быть животные, части тела (например, по-разному согнутые руки), всякие вензеля, звёзды и так далее. Это единственная геймплейная механика — за пределами редактора нужно только выбирать реплики в диалогах. Но реализована она здорово — действительно возникает ощущение, что создаёшь идеальную колоду, стараясь делать каждую карту уникальной и расставляя украшения по своему вкусу. А со временем старые карты можно «разбирать», чтобы хватило ресурсов на создание новых.
Значение карты зависит от сочетания использованных элементов — воды, воздуха, огня и земли. Однако чем больше карт я создавал, тем труднее было понять логику того, какие значения у них будут в конечном итоге. К примеру, одна из карт одновременно означала решительность, отвагу, сотрудничество, рефлексию, милосердие и благополучие — вроде бы это всё положительные эффекты, но они кардинально отличаются друг от друга. Невозможно предсказать, какое на самом деле значение будет у той или иной карты, так что в основном я больше внимания уделял картинкам, а не содержанию.
Созданные карты влияют на сюжет, как и другие моменты в истории. В самом начале игры, когда вы заключаете пакт с левиафаном, тот задаёт несколько вопросов — ему интересно, каких эмоций по отношению к вам вы ожидаете от окружающих, чего желаете в жизни, и так далее. Последствия этих решений могут проявиться неожиданно, когда ты уже позабыл об этом мини-интервью, и выбор существенно повлияет на отношение некоторых персонажей к Фортуне.
Но куда большее значение имеют предсказания. Когда Фортуна начинает принимать у себя гостей, все приходят к ней с разными вопросами и проблемами — кто-то просит рассказать об их будущем, кто-то хочет узнать ответ на важный вопрос. Героиня тасует карты и достаёт одну из них, после чего мы можем выбрать, что именно она значит. Иногда ответ доступен только один, иногда вариантов несколько. В этих случаях последствия не менее заметны. Благодаря тому, насколько по-разному карты влияют на развитие отношений между персонажами, реиграбельность The Cosmic Wheel Sisterhood достаточно высокая, чтобы как минимум ещё один раз её перепройти.
Темы здесь поднимаются интересные — от способности справляться с одиночеством до важности дружбы, от умения принимать себя до ответственности за свои действия. Персонажи мне надолго запомнятся, а сюжет даже смог научить новому. В игре есть пара очень классных эпизодов, в которых сразу узнаётся почерк Deconstructeam, и как минимум ради них я бы рекомендовал ознакомиться с новинкой. Да и герои здесь один симпатичнее другого — никто не раздражает и ни с кем не хочется скорее попрощаться.
Однако мне не совсем понравилось то, что во второй половине The Cosmic Wheel Sisterhood стала эдакой политической драмой с выборами, кандидатами и их программами. Игра казалась более ламповой, когда напоминала ведьминскую версию Coffee Talk, предлагая сидеть в одиночестве и изредка принимать гостей. Этот процесс не то чтобы сильно меняется, но уклон в политику выглядит неуместным и надуманным, тем более что за пределы астероида мы не выходим.
Ещё кажется странным желание разработчиков сделать историю реалистичной с помощью отсылок — тут и фильмы упоминаются, и несуществующие сиквелы игр вроде Elden Ring. Это вписывается в сюжет, поскольку периодически мы отправляемся на много лет назад и во флешбэках видим персонажей в обличье простых смертных, когда они не были ведьмами. То есть теоретически они могли знать о таких играх и фильмах. Но всё равно это немного рушит атмосферу и кажется безвкусицей — хорошо хоть, таких моментов мало и забываются они быстро.
The Cosmic Wheel Sisterhood — не лучшая игра Deconstructeam: для меня таковой по-прежнему остаётся The Red Strings Club. Но и плохой новинку не назовёшь. Я бы рекомендовал её всем, кого в произведениях искусства прежде всего интересуют человеческие истории, жизненные и реалистичные. Те, кто знаком с прошлыми релизами студии, знают, что в таком жанре ей удаётся выступать лучше всего, создавая убедительных персонажей и помещая их в интересные условия. Несмотря на мои претензии ко второй половине игры, перепройти её, принимая другие решения, всё равно захотелось — а это значит, что история по большей части удалась.
Плюсы: интересный сюжет; принятые решения влияют на судьбы персонажей, благодаря чему игру хочется пройти повторно; симпатичные герои; отлично написанные (и переведённые на русский) диалоги; приятный процесс создания карт.
Минусы: трудно понять, какое значение будет у созданной карты и действительно ли она повлияет на возможные предсказания; политическая драма во второй половине игры кажется надуманной.
Космическое Колесо Сестринство — очень редкая вещь на очень распространенную в наше время тему. Тему от которой многих бросит в праведный гнев от одного лишь ее упоминания. А другие встанут в защитную стойку в ожидании когда очередного их любимого персонажа опошлят. Уже заметили выглянувшую на опушке радугу? Убежать от нее здесь не выйдет, зато раскрывается тематика ЛГБТ сообщества здесь абсолютно с неожиданной стороны. Подобно тому как Вачовски через стильные плащи, кунг фу и бессердечных машин показали трудности транс-перехода, точно также Деконстракты превращают ЛГБТ-коммьюнити в, немного не мало, целую фэнтези вселенную. И это довольно удивительно. Здесь нету никакой пропаганды или повесточки про угнетение. Но при этом великолепно чувствуется какими ценностями пропитаны герои произведения и какими категориями они мыслят. Проблемы с которыми они сталкиваются, взгляды на политику и социум. Все герои или правильнее героини — это девушки, разумеется представительницы ЛГБТ (гетеросексуальности не существует в этой вселенной, Морти). Они твердят о принятии себя, о том как правильно жить в гармонии со своими проблемами и все в этом духе. Ближайшие подруги главной героини это ожившее отображение двух крайностей ЛГБТ-движения. А развязка игры так и вовсе беспардонно бьет прямо в лоб.
И на фоне всего этого абсолютно неудивительно, что вторая половина игры посвящена политике (пускай оно и берется абсолютно из ниоткуда). Ибо с самого начала игры мы становимся свидетелями того как посредством игры автор знакомит нас со своими взглядами на мир. И то что все заканчивается тем как должен быть этот самый мир по мнению автора устроен — логичное развитие посыла игры.
Самое удивительное в CWS — это то что не смотря на такую огромную отрешенность от объективной реальности, игра все равно умудряется сохранять свою вселенную целостной. Однако, даже сценарного таланта Деконстрактов нехватает чтобы эта самая отрешенность от бренного бытия работала правильно из-за чего в конечном итоге именно это и становится корнем всех бед местного нарратива. Ты веришь в происходящее, но ты не можешь в должной мере им проникнуться. Местный мир это утопия, которая… Да, работает. Но в первую очередь из-за того что героиня сама отрешена от него. В отличии от Red Strings Club, здесь это все же мешает погружению. Периодически просто хочется цитировать Станиславского и кричать: «не верю». Для около визуальной новеллы — это проблема. Выстроенный мир целостен но наивен. А то что это утопия да еще и местами с нотками претенциозности — ситуацию лучше не делает. Не то чтобы это крест. Но проходить игру местами было тяжело. В отличии от той же Red Strings Club которая пролетается с запоем. Плюс вопрос выбора судьбы в предсказаниях иногда непонятен. Игра предоставляет одновременно как однозначно удачные так и катастрофичные трактовки предсказаний одновременно. И становится абсолютно непонятно зачем выбирать плохие и заведомо невыгодные варианты ответов. Ну, и музыка немного серовата все же, слишком дефолтна. В атмосферу космического волшебного ковена слабо вписывается.
Однако, даже со всем озвученным это все еще игра от Деконстрактов. Здесь великолепный пиксель арт. Как по мне лучший от этой студии. Отличная интрига. Команда разработчиков все также отлично генерирует множество интересных ситуаций. Концепция предсказаний просто изумительно резонирует с геймплеем. Здесь не просто нелинейный сюжет где твои поступки определяют куда повернет история. Даже больше, ты заранее знаешь результаты своих выборов за счет чего иммерсивность управления предсказательницей увеличивается в разы. Также помимо претенциозных и незрелых высказываний, тут все же можно прочитать и довольно интересные и красиво завернутые мысли, коих не мало. И куда без залипания в редакторе создания своего аналога карт Таро?
На выходе получается, что если закрыть глаза на выше описанное, то можно получить отличный игровой опыт. Вот только мириться все же придется с немалым количеством, не то что бы плохих но все же, очень неоднозначных вещей. Я большой любитель авторских проектов но здесь влияние автора на произведение слишком сильно. В Голливуде такое пресекают кровожадные и бездушные
продюсеры. На рынке инди же рамок нет и Колесо Космос Сестракапюшон последствие этого. Впрочем, раз уж это штучный продукт то почему бы и нет?