Первая Oxenfree, увидевшая свет ещё в 2016-м, была одной из тех инди-игр, которые раздают даром во время акций в цифровых магазинах. Тем не менее произведение студии Night School отличали три интересные черты — визуальное оформление, мистический антураж, напоминающий о произведениях Стивена Кинга (Stephen King) и сериале «Очень странные дела», а также механика непрерывного диалога, когда надо постоянно отвечать на чьи-то реплики, быстро выбирая один из предложенных вариантов. После стольких лет все три особенности перекочевали в сиквел, вышедший под эгидой Netflix. Предлагает ли он заодно что-нибудь новое?
Возвращаться в места, где родился и вырос, бывает очень тяжело. Сразу накатывает шквал эмоций, вспоминаются давнишние ссоры с родителями и причины ухода из дома, а ещё бывшие одноклассники и преодоление первых проблем взросления. Но девушка по имени Райли приехала в городок Камена на побережье штата Орегон не для терзаний о былом — её привела сюда работа. Компания, исследующая воздействие разных видов излучения на окружающую среду, наняла её, чтобы разместить в горах специальные приборы. По словам заказчиков, эти вышки помогут изучить загадочные частоты, мешающие нормальной работе радиостанций на пролетающих мимо самолётах.
В напарники Райли получает Джейкоба — местного недотёпу и собирателя легенд о призраках, который коротает вечера в унаследованном доме, крутит ручку радио в поисках зелёных человечков и лепит глиняных женщин за неимением настоящих. А ещё он не затыкается. Болтает обо всём подряд — иногда по делу, а порой просто так, чтобы вставить в разговор мешок междометий пополам с нытьём. В какой-то момент это начинает бесить. Но… странное дело: после установки первой антенны на мысе Кейбер, когда героиня начинает застревать во временных петлях, ловить на радио голоса призраков, видеть собственное прошлое и будущее, даже такая компания кажется лучше, чем блуждание по горам да лесам в одиночестве. Самого жалкого со времён Джа-Джа Бинкса персонажа это легитимизирует, но химии между ним и Райли, увы, не создаёт.
Зато история раскрывается с неожиданной стороны. То, что начиналось как мистический триллер о душах, застрявших в аномалии между жизнью и смертью, перерастает в очень личный рассказ. Мы больше узнаём о Райли и её мотивах, встречаем людей, которых она утратила, а заодно тех, кого ей только предстоит обрести. Например, когда в одном из флешбэков она сталкивается с той же проблемой воспитания, которую раньше решал её отец, это трогает за живое. Сценарий пытается подлить масла в огонь: то сюжет о таинственной секте ввернёт, то сыграет на жалости к подросткам, вытворяющим всякую дичь. Но такое нагнетание атмосферы кажется излишним и, более того, мешает проникнуться драмой героини.
В сюжете присутствует и связь с событиями первой Oxenfree — из Камены даже виден остров Эдвардса, где происходит действие оригинала. Проходить его для понимания того, что творится во второй части, нет нужды — игра и так вводит в курс истории о подлодке «Каналоа», подбитой в 1943-м, но не погибшей до конца. Здесь тоже хватает депрессивных моментов, сердце вздрагивает от чужих голосов в эфире, разработчики не чураются даже пошлых скримеров — как, например, в пещерах. Но теперь интрига не вертится вокруг тайны призрачного экипажа, а посвящена личности героини. Мы выясняем, почему в неприятности попала именно она и зачем ей всё это приключение.
Сюжет сюжетом, но интересно оценить и прогресс Lost Signals по части геймплея — всё-таки две игры разделяет пауза в семь лет. Начнём с главного. Если в арсенале подростков на острове Эдвардса был радиоприёмник, ловивший потусторонние голоса и помогавший решать головоломки, то Райли в придачу к нему таскает ещё и рацию. На её каналы назначены собеседники, с которыми можно пообщаться почти в любой момент. На седьмом, скажем, сидит Эвелин — представительница той самой компании, где героиня получила работу, а на пятом — рыбак и знаток Камены по имени Ник. То и дело из динамика доносятся переговоры людей, о которых сразу не скажешь, призраки они или живые, но это второстепенная деталь антуража.
Что касается головоломок, то прежние трюки остались на месте: здесь крутим ручку радио, чтобы вызволить одержимого человека, там — носимся по локации, ища ответы на загадки, озвученные в эфире. Есть обычная для жанра возня с предметами — вроде влезания в дом при помощи лестницы, которую надо приставить к открытому окну. Иногда попадаются весьма интересные и при этом несложные задачи. Например, в шахте временной разлом позволяет использовать по назначению лифт, который в обычной реальности давно сломан. Не то чтобы от такого решения веяло свежестью (привет, Singularity), но всё равно приятно. Отдельно отмечу пазл, где надо двигать четыре ползунка и собирать на экране геометрическую фигуру. Здорово придумано!
К сожалению, на подобную интерактивность Oxenfree II крайне скупа. На местности банально не с чем взаимодействовать: даже если поначалу вас тянет всё изучать и высматривать мерцающие секреты, через пару часов это желание отпадёт напрочь. А главная трудность, с которой придётся столкнуться, — чудовищная затянутость. Прямых путей нет, да и не все имеющиеся открыты: то от вас требуют раздобыть снаряжение для альпинизма, то необходим апгрейд средств связи. Герои еле плетутся по извилистым тропкам, постоянно куда-то возвращаются, проваливаются в галлюцинации, карабкаются по скалам, причём в моменты «важных переговоров» они замедляются ещё сильнее.
На старте вам дают карту с выбором точек, где можно разместить четыре вышки, — казалось бы, намёк на вариативность. Но посетить эти места в произвольном порядке нельзя — идём только туда, куда нас ведёт сюжет. Бэктрекинг и пустая болтовня мешают наслаждаться тем хорошим, что всё-таки есть в произведении Night School. И что же мы получили вместо прогресса, на который у сотрудников студии явно были силы и время? Первая Oxenfree впечатляла оригинальностью идей и оформлением — настолько, что именно с неё началась рубрика «Зря пропустили». Тогда как вторая, точно такая же по стилю, утратила эффект новизны и не предлагает ничего взамен.
Как игра Oxenfree II, конечно, безнадёжный отстой. Ни пара занятных головоломок, ни выбор фраз в разговорах, ни прямое управление героиней не делают это произведение интересной игрой. Впрочем, актёры здесь работают на совесть, имеется полный психологизма сюжет, а ещё, если вы вдруг незнакомы с событиями оригинала, мистическая история с петлями времени и призраками наверняка привлечёт ваше внимание.
Но чем дольше блуждаешь по окрестностям вымышленного городка, тем назойливее мысль: что если разработчики сделали это не ради искусства, а чтобы срубить деньжат на скорую руку? Ну, пока первую часть хоть кто-то помнит, а в творческое чутьё Netflix ещё верят. Вот так загадка — почище всякой чертовщины на радиоволнах.
Плюсы: история героини берёт за живое; актёры озвучивания стараются; есть простые, но интересные задачи на логику и интуицию.
Минусы: затянутое всеми известными способами прохождение; обилие пустой болтовни с не самым харизматичным напарником; на большой карте, по сути, нечего исследовать.