Чилийскую студию ACE Team знают прежде всего благодаря её дебютному проекту — файтингу Zeno Clash. Пожалуй, как симулятор рукопашных схваток он не хватал звёзд с неба, но сполна компенсировал это сумасшедшим визуальным дизайном, который запоминался с первого взгляда. Не менее оригинальными получились три части Rock of Ages и недавняя The Eternal Cylinder.
На этот раз ACE Team возвращается в мир Зенозоика: перед нами новая игра по этой удивительной вселенной. Clash: Artifacts of Chaos — не полноценное продолжение: она не затрагивает историю Гэта из первых двух частей и, как говорят сами авторы, не требует знакомства с оригинальной дилогией.
Пусть о безумном дизайне Зенозоика я был наслышан, но ни в первую, ни во вторую Zeno Clash не играл, поэтому отсылки к событиям этих частей, если они и есть в Clash: Artifacts of Chaos, прошли для меня незамеченными. Не сказать, что это помешало воспринимать сюжет: с одной стороны, в лоре непросто разобраться, учитывая полёт фантазии разработчиков в плане локаций, персонажей и прочих визуальных образов, с другой — не такая уж тут и замысловатая история.
Мы играем за долговязого бойца по имени Псевдо. Он не человек, но существо сильно на него похожее: есть две руки, две ноги и голова, что в Зенозоике не так уж часто встречается. Однажды Псевдо спасает Малыша — небольшое создание, чем-то похожее на птицу. За Малышом идёт настоящая охота: почти каждый встречный хочет схватить несчастного, чтобы передать его Гемини — многоголовой женщине, живущей в замке на берегу моря. Она наделена большой властью и готова выплатить солидное вознаграждение за поимку крохи. Для чего ей понадобился Малыш — непонятно. Пытаясь разгадать тайну симпатичной и наивной малютки (судя по поведению, это совсем ребёнок), Псевдо будет путешествовать, сражаться и время от времени беседовать с другими персонажами на отвлечённые темы.
Сам Псевдо тоже не так прост. Ночью он может менять свой облик, превращаясь в подобие скелета. Впрочем, ночью меняется и сам Зенозоик — там, где бродили относительно безобидные животные, появляются злобные и опасные монстры, с которыми не так-то просто справиться. Зато ночная форма Псведо может продираться сквозь терновые кусты — с их помощью разработчики закрывают некоторые части уровней: пока не найдёшь обходной путь или не уничтожишь преграду, дальше не продвинешься. С другой стороны, для тёмной сущности героя также хватает ограничений — стоит отклониться от маршрута, как нас настойчиво просят вернуться на доступную лишь для ночных путешествий часть уровня.
Что касается именно дизайна локаций, то он скорее разочаровывает, особенно на контрасте с вычурными образами персонажей. Виной тому, как мне кажется, ещё и использование cel-shading: стиль выглядит совсем уж дёшево. Хорошо, что в настройках этот эффект можно почти полностью убрать, — дело вкуса, но без него, на мой взгляд, становится лучше.
Судя по всему, в Зенозоике рукопашные схватки — обычное дело и каждый может вызвать недруга на поединок, чтобы решить спор в честном бою на кулаках. Перед началом драки можно провести Ритуал — это настольная игра с использованием кубиков. Победитель получает небольшое преимущество: например, противник будет привязан к месту короткой верёвкой.
Система рукопашных боёв завязана на таймингах. Управление довольно простое: обычный и специальный удары, уворот и блокирование. Тем не менее всё не сводится к «спаму» атаками. Псевдо может использовать три стиля боя, каждый со своими особенностями: где-то быстрые, но слабые удары, где-то — размашистые и сильные. Есть несколько типов специальных атак, которые изучаются с помощью тотемов, спрятанных в укромных местах. Можно драться не только кулаками, но и холодным оружием вроде дубин — они, правда, со временем ломаются. Наконец, когда накапливается специальная шкала, появляется кнопка включения вида от первого лица — тут Псевдо без затей орудует кулаками, и, по сути, перед нами не полноценная смена камеры, а всего лишь шанс провести серию сильных ударов.
Обычно в бою нам противостоит не один соперник, а несколько. Это, конечно, добавляет проблем, но нельзя сказать, что схватки здесь сильно сложные — я, к примеру, не самый опытный игрок в файтинги, но после получения небольшого опыта, справлялся с большинством недругов без особого труда.
Можно вообще драться по минимуму, игнорируя диких зверей и ночных монстров во время путешествия по локациям. Сам геймплей состоит как раз из подоной беготни по уровням: уворачиваясь от ненужных драк, ищем лут (с его помощью можно прокачивать удары или покупать у торговцев полезные штучки вроде брони и оружия), потом упираемся в закрытый охотниками за Малышом проход на следующую локацию, дерёмся и повторяем те же действия уже на новом месте.
Изредка беготня разбавляется беседами с Малышом или другими персонажами. Как ни странно, к сюрреализму происходящего быстро привыкаешь, и, если присмотреться, Зенозоик не так уж сильно удивляет — за исключением внешнего вида персонажей перед нами стандартный фэнтезийный мир.
К сожалению, дизайнеры локаций не только нарисовали скудноватое окружение, но и оплошали при проработке структуры уровней. Выбор — иллюзия: куда ни иди, конечная точка в виде очередного сражения в «тупике» будет та же самая. Что отдельно раздражает, границы коридоров не сразу научишься распознавать: чем раньше изживёшь привычку срезать путь (всё равно не получится), тем здоровее будут нервы.
Никуда не делся и злополучный бэктрекинг: после гибели Псевдо возрождается в ближайшем лагере в ночной форме и бежит к телу, где нас поджидают те, с кем дневной Псевдо не справился. Да и без этого побегать по одним и тем же маршрутам придётся: иногда — для сбора лута, но куда чаще — в поисках прохода на следующий уровень, который иногда прячется в неочевидных местах.
Конечно, и это можно было бы стерпеть, но ради чего? Ответ на этот вопрос я так и не нашёл. Драки не сильно вдохновляют, сюжет разгоняется лишь к концовке, а открытого мира нет. Бегать по не лучшим образом задрапированным коридорам, чтобы посмотреть, какой безумный облик очередного врага придумали авторы? Так себе мотивация, если честно.
Clash: Artifacts of Chaos — тот случай, когда проект и ругать не хочется, но и хвалить особо не за что. Да, разработчики сумели создать занятный дизайн персонажей, но кроме этих удивительных образов здесь почти не на что смотреть — как в прямом, так и в переносном смысле.
Плюсы: не перестающий удивлять дизайн персонажей; рукопашные драки с использованием нескольких стилей боя.
Минусы: банальный на фоне вычурной стилистики сюжет; коридорные локации; кучу времени приходится тратить на беготню по уровням.