Мир The Elder Scrolls: эволюция божеств

Джуби 2022-11-23 09:42:17 48

Ещё в прошлом материале, посвящённом сотворению мира The Elder Scrolls, у нас была возможность убедиться, что эта игровая вселенная сложна в освоении. Несмотря на это, я не прекращу стараться её понять и объяснить, дабы помочь вам и подсобить Ивану Лоеву в создании истории серии, первая часть которой уже вышла на нашем канале. Продравшись сквозь различные креационистские мифы, познакомившись с первичными сущностями и поняв разницу между аэдра и даэдра, мы остановились в преддверии Меретической эры, когда на планете Нирн вспыхнула искра жизни.

Но прежде чем мы покинем Эру Рассвета, будет нелишне установить несколько «правил игры»:

  1. В каждой новой статье я буду ссылаться на предыдущие материалы в надежде на то, что вы уже ознакомились с ними. Лор «свитков» будет становиться лишь сложнее и запутаннее, поэтому ловить отстающих и останавливаться на уже объяснённых терминах и событиях я не смогу, иначе путешествие затянется на много лет. В моих силах только прикладывать ссылки на источники и предыдущие статьи, с помощью которых вы сможете освежить в памяти предмет обсуждения или изучить его подробнее.

  2. Начиная с этой статьи, я буду периодически отступать от основного повествования или давать пояснительные «офтопы» на сопутствующие темы. К примеру, рассматривать религию «свитков» в отрыве от исторических процессов невозможно, и их намеренное замалчивание только запутает. И наоборот — если я буду злоупотреблять внезапными отхождениями от основной темы и отвлекаться на мелочи, то собью фокус повествования.

  3. Начиная с этой же статьи, мы будем плавно погружаться в пучину «киркбрайдовщины», но, пожалуйста, не спешите поднимать меня на точёные пики. Майкл Киркбрайд (Michael Kirkbride) — один из главных лормастеров The Elder Scrolls, который пусть уже и не работает в Bethesda Softworks, но оказал огромное влияние на вселенную и был ответственен за написание многих внутриигровых книг и диалогов. Он также создал пугающие своей сложностью концепции Чима, Амаранта, Башен и произведения «КИНМУНЭ» и К0ДА, которые многие игроки считают фанфиками и всячески избегают. И правда, некоторые наработки Киркбрайда (пока) не стали каноном, но очень важны как для фанатов, так и для тех, кто хочет в полной мере познать мир TES. Каждый раз, затрагивая «полуофициальный» лор, я буду акцентировать на этом внимание, так как очень важно понимать видение Киркбрайда, как одного из создателей «свитков», и проводить грань между его концепциями и официальным лором.

И пока мы находимся на тренировочном поле, у нас есть прекрасная возможность опробовать эти правила в деле!

Эра Рассвета, сопряжённая с сотворением мира смертных, закончилась, стоило появиться времени. Боги ушли в собственные планы, а Мундус стабилизировался, когда Аури-Эль, один из первых эт’Ада, более известный в культуре людей как Акатош, создал время.

С Акатошем связан временной парадокс Прорыв Дракона, который я часто буду упоминать в будущем. По определённым причинам время может сломаться, и тогда мир ненадолго возвращается к безвременью Эры Рассвета. Линии времени путаются и создают несколько параллельных вселенных, которые существуют в одно время в одном мире.

Отличный пример такого события — Деформация Запада, произошедшая в финале Daggerfall. По сюжету герой завладевает двумя артефактами, Тотемом Тайбера Септима и Мантеллой, а затем либо активирует их сам, либо отдаёт одному из пяти фаворитов. Тот объединяет артефакты с Нумидиумом, рукотворным големом двемеров, и провоцирует Прорыв Дракона. Происходит буквальная Деформация Запада, о которой подробнее можно почитать в одноимённой внутриигровой книге: более чем из 40 государств залива Иллиак остаётся всего четыре, все пятеро фаворитов достигают поставленных целей, после чего время стабилизируется. Свидетели парадокса испытывают духовную боль и не могут объяснить произошедшее. Появляются легенды и мифы.

Придуманной механикой разработчики смогли обосновать параллельное существование шести концовок Daggerfall, но в дальнейшем не злоупотребляли ею и не объясняли Прорывом любое событие. Чтобы время сломалось, необходимо серьёзное обоснование — влияние магии и могущественных артефактов, например активация всё того же Нумидиума.

Проторасы в Меретической эре

Правила изучены — настала пора отправляться в начало Меретической эры. Усилиями изначальных божеств эт’Ада был создан Мундус, план смертных: выжившие аэдра отправились в собственные планы, чтобы в будущем покровительствовать оттуда смертным, а те боги, у которых не хватило на это сил, остались на Нирне и стали костьми земли (иначе их ещё называют эльнофей), прародителями эльфов и людей.

Даэдра, не принимавшие участие в создании Мундуса, поселились в Обливионе. Считается, что они не имеют никакой связи с миром смертных, а потому не могут полноценно проявляться в нём. По этой причине принцы даэдра во многих играх серии рады делегировать главному герою простую задачку.

Божества в мире «свитков» — тема крайне интересная, и не только благодаря таинственной истории их сотворения и изменения, а ещё и потому, что всё существующее подчиняется концепции мифопеи, некой коллективной интенции. Она сегодня ещё сыграет свою роль, поэтому держите её в уме.

У богов необычное происхождение, если верить старинным преданиям. Самые древние обитатели этого мира (никто не знает, что́ это была за раса), имели систему верований, в которую они верили тысячи лет. Народ эт’Ада верил так долго и так сильно, что их вера могла, возможно, привести в движение энергии, окружающие Тамриэль, и вызвала этих богов к жизни. Если это так, то сила борьбы между Светом и Тьмой дала энергию, а народ эт’Ада оформил её в богов Тамриэля. Но никто не знает, насколько это соответствует правде, потому что это было очень давно и немногие помнят то время. Но это и не имеет значения, ведь боги теперь существуют и в большинстве своём склоняются к свету, за исключением тех немногих, которые колеблются.

— «Свет и тьма»

Вселенная была создана с помощью Магии и мифов.

— «Космология»

Говоря простыми словами, существа Нирна могут так сильно и упорно верить, что сама вселенная откликнется и воплотит их желания в реальность. К примеру, если в религии альтмеров есть Аури-Эль, в Сиродиле существует Акатош, у нордов — Алдуин, у каджитов — Алкош, а у редгардов — Сатакал, и все они воплощают божество, связанное с течением времени или драконом, ничего не мешает ему со временем стать всеми ими, выражаясь в каждой культуре в разных аспектах.

Найти первопричину возникновения богов невозможно, но они появились и стали главенствующим пантеоном среди альдмеров, прародителей всех эльфийских рас. Неизвестно, как они выглядели, но альтмеры, считающие альдмеров прямыми потомками эт’Ада, подражают им, благодаря евгенике соблюдают чистоту расы и тем самым пытаются приблизиться к божественному.

Никто не знает, где именно на Нирне зародилась жизнь. Были это альдмеры, пришедшие с юга, или протолюди с севера — об истине мы можем только догадываться.

Или обратиться к полуофициальному лору от Киркбрайда. Согласно его тексту «Перехват Ну-Мантии» (переписка между жрецом культа Мотылька-Предка и Верховным канцлером Окато, все письма можно почитать по ссылке) Альдмериса как континента никогда не существовало — это был набор воспоминаний, оставшийся после эры Рассвета, где не было времени и, как следствие, могло существовать и не существовать что угодно. Жрец авторитетно заявляет, что вся жизнь появилась именно в Тамриэле и нигде иначе. «Вне Рассвета никогда не существовало земной родины эльфийского народа, да и позже — лишь в снах о её просторах. „Старый Эльнофей“ — лишь волшебный идеал из смешанных воспоминаний о Рассвете».

Пантеон меров

В начале Меретической эры альдмеры исповедовали культ предков («аэдра» в переводе с альдмериса — «наши предки»), а когда общество развилось и в нём появилась классовая система, стали почитать лучших из своих предков (книга «Карманный путеводитель по Империи и её окрестностям, 3-е изд»). Среди них были как уже знакомые читателю Ауриэль и Тринимак, так и менее известные Сирабейн и Финастер. Альдмерский пантеон (который затем стал и альтмерским) со временем видоизменился. Сейчас помимо четверых вышеупомянутых богов в нём находятся Магнус, И’ффре, Зарксес, Мара, Стендарр и Лорхан.

Не все альдмеры были согласны с новыми религиозными веяниями — группа Старейшин, Орден псиджиков, объявила себя Хранителями Старого Пути и переселилась на соседний остров Артеум. С псиджиками Саммерсет покинули другие альдмеры, увезя с собой за море и эльфийский пантеон. Среди переселенцев были и айлейды, обосновавшиеся впоследствии на большей части Сиродила. По мнению некоторых исследователей, это было связано с их желанием поклоняться даэдра, что запрещалось на Саммерсете.

Со временем поклонение даэдра среди айлейдов только укрепилось. Эльфы почитали как «плохих», так и «хороших» принцев, от чего пострадали недийцы— первые люди, чьи племена, предположительно, мигрировали в Тамриэль с севера в Хаммерфелл и распространялись по всему материку. Сначала эльфы порабощали отдельные племена, а затем начали систематическую экспансию — не в последнюю очередь для того, чтобы возносить почести своим богам.

С помощью рабов айлейды построили башню Белого Золота и огромное количество подземных городов по всему Сиродилу. Ублажая извращённые аппетиты даэдра, айлейды заключали с ними сделки — приносили человеческие жертвы в обмен на могущество, создавали ужасающие «скульптуры из плоти» и «сады из кишок», показывая себя жестокими рабовладельцами. Среди рабов, которые становились свидетелями даэдрических ритуалов, нарастала ненависть и к поработителям, и к самим принцам, что после освобождения от рабства вылилось в полный запрет поклонения даэдра в империи.

Падение айлейдов и Пантеон Восьмерых

Считается, что именно даэдрапоклонничество стало причиной падения айлейдской империи.

Силу, которую они искали, дали им сделки с князьями даэдра. Они считали себя хозяевами ситуации — типичная эльфийская гордыня, — пока яд расползался по их обществу. Даэдрические культы начали устраивать между собой свары — и делали это постоянно, — создавая своим раздорами почву для успешного восстания.

Ещё одним критически важным фактором в свержении власти айлейдов стала неукротимая воля угнетённых.

— «Восстание рабов»

В то же время в северной части Тамриэля обосновалось пришедшее из Атморы поселение нордов. Их успешная война с эльфами вдохновляла невольников империи, и вскоре среди порабощенных появилась женщина, которой в будущем было суждено уничтожить айлейдов, стать первой императрицей Сиродила и основать пантеон Восьми Божеств — Алессия, Королева Рабов.

Ища союзников в войне против айлейдов, Алессия обратилась к нордским божествам, которые были более лояльны к людям, чем эльфийские. И боги откликнулись: Кин отправила на помощь восставшим собственного потомка, полубога Морихауса, а также предсказала появление Пелинала Вайтстрейка, героя, безжалостно убивавшего айлейдов.

К битве против эльфов присоединились норды и даже некоторые мятежные айлейдские короли — с их помощью люди смогли истребить рабовладельцев и основать первую империю, запретив поклонение даэдра. Что касается религии, то перед Алессией стояла непростая задача: отменить весь айледский пантеон она не могла (за долгие годы рабства многие недийцы переняли религию эльфов, к тому же в войне ей помогали и айледские короли), а с другой стороны, союзниками людей были норды, чьи верования императрица также не могла оскорбить.

Акатош и Аури-Эль

Имперский культ настаивает на том, что во время войны к Алессии явился сам Акатош, бог-дракон, и подарил ей амулет Королей — тот самый артефакт, за которым так долго охотился Мерунес Дагон в Oblivion. Акатош пообещал Королеве Рабов, что, пока наследники династии Септимов носят этот амулет, будут гореть Драконьи огни и даэдра не смогут проникнуть из Обливиона в план смертных, а значит, не смогут физически воплотиться на Нирне и завоевать мир.

Последний из династии Септимов пожертвовал собой ради того, чтобы запечатать врата Обливиона и изгнать даэдра обратно.

Есть и другие, не такие поэтичные, теории происхождения артефакта. Одни историки полагают, что амулет передал Алессии не Акатош, а Пелинал Вайтстрейк, другие считают, что в амулете была кровь не бога-дракона, а Лорхана, третьи — что артефакт и вовсе был создан айлейдами. Не так важно, кто из исследователей прав — в мире, где сама вселенная откликается на желания смертных, эти желания могли не быть правдой, но стать ею со временем. Это же касается и личности Акатоша, то он был добавлен в пантеон Восьми Божеств как эльфийский Аури-Эль, но в других религиях, как повелитель времени, означал и Сатакала, и Алдуина, и Алкоша, и все они были (или стали со временем) его аспектами.

Пусть война с эльфами и закончилась (не в последнюю очередь благодаря мятежным айледским королям), ксенофобия в империи никуда не делась. Особенно людей возмущало то, что воевавшие на стороне Алессии айлейды продолжали править империей. Негодование вылилось в создание секты Алессианского Ордена, а затем и Избранных Марукати, которые проповедовали существование единого бога — Акатоша. Сам Марук и вовсе заверял последователей, что говорит с духом Алессии, которая хочет искоренить всё эльфийское в империи. Избранники Марукати считали оскорбительным существование в Акатоше аспекта Аури-Эля, ведь возненавидели эльфов за долгие годы рабства. Они провели множество ритуалов, пытаясь доказать, что эти два бога не являются одним целым, а после ряда неудач взяли ситуацию в свои руки.

Первое предписание Ограничительных наказов гласит, что Верховный Дух Акатош есть единичная сущность, что доказано линейностью Времени. А Дуга Времени даёт смертным сцену для Священного Избавления. Таким образом, наша цель в Мундусе — исправить ошибку Санктус Примус и вернуть Ак-ат-Ошу его гуманическую чистоту. Говорить иное есть тщетное и пустое высмеивание.
Посему да будет Посох Башен подготовлен для ритуала, что вычистит изменчивый субстрат Альдмерской Скверны. Все Избранные должны начать исполнять песнопения Праведной Жизни и продолжать их, пока не будет достигнуто состояние мономысли. После этого каждый начнёт танцевать в направлении вперёд, затем — в противоположном, пока Свёрток Времени не начнёт двигаться против движения солнца.

Да направит нас Обезьяноподобный Пророк! Да благословит нас Потерянный Шезарр! Да осуществится наша Воля!

— «Обоснование Прорыва Дракона»

Никто не понимает, что произошло, когда Избранные танцевали на той башне.

— «Где ты был, когда произошёл Прорыв Дракона?»

Ритуал Избранных Марукати привёл к очередному Прорыву Дракона, который, по мнению историков, длился 1008 лет, пока высшие существа Аурбиса не залатали время и не позволили ему течь в привычном ритме. Неизвестно, удалось ли секте воплотить желаемое в действительность, но это в очередной раз показало, что мир The Elder Scrolls — хрупкая и странная штука с более глубоким лором, чем мы можем себе вообразить, а манипуляции со сложными невидимыми структурами, сущностями и состояниями вселенной, такими как Башни, Метательные Диски, Колесо, Спицы и Мнемоли, могут привести к поломке времени. Значение этих слов предстоит изучить в следующих статьях, ведь глубинный лор никуда не денется, а отложить его можно до тех пор, пока не будут рассказаны фундаментальные и более простые для понимания вещи.

Итак, айлейды разгромлены, а на осколках их величия возведена новая, человеческая, империя. Поклонение даэдра в Тамриэле постепенно угасло — лишь босмеры, каймеры и орсимеры продолжали возносить молитвы принцам, поэтому в следующей статье будет уместно обсудить даэдра и верования других рас. А также получить ответы на ряд интересных вопросов: как каймеры стали данмерами, во что верили и куда делись двемеры, являются ли богами АЛЬМСИВИ, что такое мантлинг и действительно ли верховный бог орков — это испражнения Боэтии?

А эта статья увидела мир благодаря содействию отличного специалиста по вселенной The Elder Scrolls — Pixel Tea. Спасибо ей за помощь!

Другие новости

Комментарии

Вот это заморочились. Спасибо!
Спасибо за статью, будет довольно интересно почитать и о таком знаменитом событии, как «лорная война»)
Разве у айлейдов был Аркей? Я думал у альдмеров, а соответственно альтмеров и айлейдов, его заменяет Заркс. Писец Аури-Эля или возвышенный им альдмер. Он как хранитель истории эльфийских родов куда ближе эльфам, чем бог похорон.
Да вообще Алдуин в «Скайриме» какой-то странный.
Я могу ошибаться, но разве Малакат не был создан Двемерами при манипуляции на сердце Лорхана(на Красной Горе). От чего их души объединились в Орчего Даедра, а остальные Двемеры превратились в Орков и распорошились среди других орков.
Все комментарии