Ещё в прошлом материале, посвящённом сотворению мира The Elder Scrolls, у нас была возможность убедиться, что эта игровая вселенная сложна в освоении. Несмотря на это, я не прекращу стараться её понять и объяснить, дабы помочь вам и подсобить Ивану Лоеву в создании истории серии, первая часть которой уже вышла на нашем канале. Продравшись сквозь различные креационистские мифы, познакомившись с первичными сущностями и поняв разницу между аэдра и даэдра, мы остановились в преддверии Меретической эры, когда на планете Нирн вспыхнула искра жизни.
Но прежде чем мы покинем Эру Рассвета, будет нелишне установить несколько «правил игры»:
И пока мы находимся на тренировочном поле, у нас есть прекрасная возможность опробовать эти правила в деле!
Эра Рассвета, сопряжённая с сотворением мира смертных, закончилась, стоило появиться времени. Боги ушли в собственные планы, а Мундус стабилизировался, когда Аури-Эль, один из первых эт’Ада, более известный в культуре людей как Акатош, создал время.
С Акатошем связан временной парадокс Прорыв Дракона, который я часто буду упоминать в будущем. По определённым причинам время может сломаться, и тогда мир ненадолго возвращается к безвременью Эры Рассвета. Линии времени путаются и создают несколько параллельных вселенных, которые существуют в одно время в одном мире.
Отличный пример такого события — Деформация Запада, произошедшая в финале Daggerfall. По сюжету герой завладевает двумя артефактами, Тотемом Тайбера Септима и Мантеллой, а затем либо активирует их сам, либо отдаёт одному из пяти фаворитов. Тот объединяет артефакты с Нумидиумом, рукотворным големом двемеров, и провоцирует Прорыв Дракона. Происходит буквальная Деформация Запада, о которой подробнее можно почитать в одноимённой внутриигровой книге: более чем из 40 государств залива Иллиак остаётся всего четыре, все пятеро фаворитов достигают поставленных целей, после чего время стабилизируется. Свидетели парадокса испытывают духовную боль и не могут объяснить произошедшее. Появляются легенды и мифы.
Придуманной механикой разработчики смогли обосновать параллельное существование шести концовок Daggerfall, но в дальнейшем не злоупотребляли ею и не объясняли Прорывом любое событие. Чтобы время сломалось, необходимо серьёзное обоснование — влияние магии и могущественных артефактов, например активация всё того же Нумидиума.
Правила изучены — настала пора отправляться в начало Меретической эры. Усилиями изначальных божеств эт’Ада был создан Мундус, план смертных: выжившие аэдра отправились в собственные планы, чтобы в будущем покровительствовать оттуда смертным, а те боги, у которых не хватило на это сил, остались на Нирне и стали костьми земли (иначе их ещё называют эльнофей), прародителями эльфов и людей.
Даэдра, не принимавшие участие в создании Мундуса, поселились в Обливионе. Считается, что они не имеют никакой связи с миром смертных, а потому не могут полноценно проявляться в нём. По этой причине принцы даэдра во многих играх серии рады делегировать главному герою простую задачку.
Божества в мире «свитков» — тема крайне интересная, и не только благодаря таинственной истории их сотворения и изменения, а ещё и потому, что всё существующее подчиняется концепции мифопеи, некой коллективной интенции. Она сегодня ещё сыграет свою роль, поэтому держите её в уме.
У богов необычное происхождение, если верить старинным преданиям. Самые древние обитатели этого мира (никто не знает, что́ это была за раса), имели систему верований, в которую они верили тысячи лет. Народ эт’Ада верил так долго и так сильно, что их вера могла, возможно, привести в движение энергии, окружающие Тамриэль, и вызвала этих богов к жизни. Если это так, то сила борьбы между Светом и Тьмой дала энергию, а народ эт’Ада оформил её в богов Тамриэля. Но никто не знает, насколько это соответствует правде, потому что это было очень давно и немногие помнят то время. Но это и не имеет значения, ведь боги теперь существуют и в большинстве своём склоняются к свету, за исключением тех немногих, которые колеблются.— «Свет и тьма»
Вселенная была создана с помощью Магии и мифов.— «Космология»
Говоря простыми словами, существа Нирна могут так сильно и упорно верить, что сама вселенная откликнется и воплотит их желания в реальность. К примеру, если в религии альтмеров есть Аури-Эль, в Сиродиле существует Акатош, у нордов — Алдуин, у каджитов — Алкош, а у редгардов — Сатакал, и все они воплощают божество, связанное с течением времени или драконом, ничего не мешает ему со временем стать всеми ими, выражаясь в каждой культуре в разных аспектах.
Найти первопричину возникновения богов невозможно, но они появились и стали главенствующим пантеоном среди альдмеров, прародителей всех эльфийских рас. Неизвестно, как они выглядели, но альтмеры, считающие альдмеров прямыми потомками эт’Ада, подражают им, благодаря евгенике соблюдают чистоту расы и тем самым пытаются приблизиться к божественному.
Никто не знает, где именно на Нирне зародилась жизнь. Были это альдмеры, пришедшие с юга, или протолюди с севера — об истине мы можем только догадываться.
Или обратиться к полуофициальному лору от Киркбрайда. Согласно его тексту «Перехват Ну-Мантии» (переписка между жрецом культа Мотылька-Предка и Верховным канцлером Окато, все письма можно почитать по ссылке) Альдмериса как континента никогда не существовало — это был набор воспоминаний, оставшийся после эры Рассвета, где не было времени и, как следствие, могло существовать и не существовать что угодно. Жрец авторитетно заявляет, что вся жизнь появилась именно в Тамриэле и нигде иначе. «Вне Рассвета никогда не существовало земной родины эльфийского народа, да и позже — лишь в снах о её просторах. „Старый Эльнофей“ — лишь волшебный идеал из смешанных воспоминаний о Рассвете».
В начале Меретической эры альдмеры исповедовали культ предков («аэдра» в переводе с альдмериса — «наши предки»), а когда общество развилось и в нём появилась классовая система, стали почитать лучших из своих предков (книга «Карманный путеводитель по Империи и её окрестностям, 3-е изд»). Среди них были как уже знакомые читателю Ауриэль и Тринимак, так и менее известные Сирабейн и Финастер. Альдмерский пантеон (который затем стал и альтмерским) со временем видоизменился. Сейчас помимо четверых вышеупомянутых богов в нём находятся Магнус, И’ффре, Зарксес, Мара, Стендарр и Лорхан.
Не все альдмеры были согласны с новыми религиозными веяниями — группа Старейшин, Орден псиджиков, объявила себя Хранителями Старого Пути и переселилась на соседний остров Артеум. С псиджиками Саммерсет покинули другие альдмеры, увезя с собой за море и эльфийский пантеон. Среди переселенцев были и айлейды, обосновавшиеся впоследствии на большей части Сиродила. По мнению некоторых исследователей, это было связано с их желанием поклоняться даэдра, что запрещалось на Саммерсете.
Со временем поклонение даэдра среди айлейдов только укрепилось. Эльфы почитали как «плохих», так и «хороших» принцев, от чего пострадали недийцы— первые люди, чьи племена, предположительно, мигрировали в Тамриэль с севера в Хаммерфелл и распространялись по всему материку. Сначала эльфы порабощали отдельные племена, а затем начали систематическую экспансию — не в последнюю очередь для того, чтобы возносить почести своим богам.
С помощью рабов айлейды построили башню Белого Золота и огромное количество подземных городов по всему Сиродилу. Ублажая извращённые аппетиты даэдра, айлейды заключали с ними сделки — приносили человеческие жертвы в обмен на могущество, создавали ужасающие «скульптуры из плоти» и «сады из кишок», показывая себя жестокими рабовладельцами. Среди рабов, которые становились свидетелями даэдрических ритуалов, нарастала ненависть и к поработителям, и к самим принцам, что после освобождения от рабства вылилось в полный запрет поклонения даэдра в империи.
Считается, что именно даэдрапоклонничество стало причиной падения айлейдской империи.
Силу, которую они искали, дали им сделки с князьями даэдра. Они считали себя хозяевами ситуации — типичная эльфийская гордыня, — пока яд расползался по их обществу. Даэдрические культы начали устраивать между собой свары — и делали это постоянно, — создавая своим раздорами почву для успешного восстания.
Ещё одним критически важным фактором в свержении власти айлейдов стала неукротимая воля угнетённых.— «Восстание рабов»
В то же время в северной части Тамриэля обосновалось пришедшее из Атморы поселение нордов. Их успешная война с эльфами вдохновляла невольников империи, и вскоре среди порабощенных появилась женщина, которой в будущем было суждено уничтожить айлейдов, стать первой императрицей Сиродила и основать пантеон Восьми Божеств — Алессия, Королева Рабов.
Ища союзников в войне против айлейдов, Алессия обратилась к нордским божествам, которые были более лояльны к людям, чем эльфийские. И боги откликнулись: Кин отправила на помощь восставшим собственного потомка, полубога Морихауса, а также предсказала появление Пелинала Вайтстрейка, героя, безжалостно убивавшего айлейдов.
К битве против эльфов присоединились норды и даже некоторые мятежные айлейдские короли — с их помощью люди смогли истребить рабовладельцев и основать первую империю, запретив поклонение даэдра. Что касается религии, то перед Алессией стояла непростая задача: отменить весь айледский пантеон она не могла (за долгие годы рабства многие недийцы переняли религию эльфов, к тому же в войне ей помогали и айледские короли), а с другой стороны, союзниками людей были норды, чьи верования императрица также не могла оскорбить.
Имперский культ настаивает на том, что во время войны к Алессии явился сам Акатош, бог-дракон, и подарил ей амулет Королей — тот самый артефакт, за которым так долго охотился Мерунес Дагон в Oblivion. Акатош пообещал Королеве Рабов, что, пока наследники династии Септимов носят этот амулет, будут гореть Драконьи огни и даэдра не смогут проникнуть из Обливиона в план смертных, а значит, не смогут физически воплотиться на Нирне и завоевать мир.
Есть и другие, не такие поэтичные, теории происхождения артефакта. Одни историки полагают, что амулет передал Алессии не Акатош, а Пелинал Вайтстрейк, другие считают, что в амулете была кровь не бога-дракона, а Лорхана, третьи — что артефакт и вовсе был создан айлейдами. Не так важно, кто из исследователей прав — в мире, где сама вселенная откликается на желания смертных, эти желания могли не быть правдой, но стать ею со временем. Это же касается и личности Акатоша, то он был добавлен в пантеон Восьми Божеств как эльфийский Аури-Эль, но в других религиях, как повелитель времени, означал и Сатакала, и Алдуина, и Алкоша, и все они были (или стали со временем) его аспектами.
Пусть война с эльфами и закончилась (не в последнюю очередь благодаря мятежным айледским королям), ксенофобия в империи никуда не делась. Особенно людей возмущало то, что воевавшие на стороне Алессии айлейды продолжали править империей. Негодование вылилось в создание секты Алессианского Ордена, а затем и Избранных Марукати, которые проповедовали существование единого бога — Акатоша. Сам Марук и вовсе заверял последователей, что говорит с духом Алессии, которая хочет искоренить всё эльфийское в империи. Избранники Марукати считали оскорбительным существование в Акатоше аспекта Аури-Эля, ведь возненавидели эльфов за долгие годы рабства. Они провели множество ритуалов, пытаясь доказать, что эти два бога не являются одним целым, а после ряда неудач взяли ситуацию в свои руки.
Первое предписание Ограничительных наказов гласит, что Верховный Дух Акатош есть единичная сущность, что доказано линейностью Времени. А Дуга Времени даёт смертным сцену для Священного Избавления. Таким образом, наша цель в Мундусе — исправить ошибку Санктус Примус и вернуть Ак-ат-Ошу его гуманическую чистоту. Говорить иное есть тщетное и пустое высмеивание.
Посему да будет Посох Башен подготовлен для ритуала, что вычистит изменчивый субстрат Альдмерской Скверны. Все Избранные должны начать исполнять песнопения Праведной Жизни и продолжать их, пока не будет достигнуто состояние мономысли. После этого каждый начнёт танцевать в направлении вперёд, затем — в противоположном, пока Свёрток Времени не начнёт двигаться против движения солнца.
Да направит нас Обезьяноподобный Пророк! Да благословит нас Потерянный Шезарр! Да осуществится наша Воля!
Никто не понимает, что произошло, когда Избранные танцевали на той башне.
Ритуал Избранных Марукати привёл к очередному Прорыву Дракона, который, по мнению историков, длился 1008 лет, пока высшие существа Аурбиса не залатали время и не позволили ему течь в привычном ритме. Неизвестно, удалось ли секте воплотить желаемое в действительность, но это в очередной раз показало, что мир The Elder Scrolls — хрупкая и странная штука с более глубоким лором, чем мы можем себе вообразить, а манипуляции со сложными невидимыми структурами, сущностями и состояниями вселенной, такими как Башни, Метательные Диски, Колесо, Спицы и Мнемоли, могут привести к поломке времени. Значение этих слов предстоит изучить в следующих статьях, ведь глубинный лор никуда не денется, а отложить его можно до тех пор, пока не будут рассказаны фундаментальные и более простые для понимания вещи.
Итак, айлейды разгромлены, а на осколках их величия возведена новая, человеческая, империя. Поклонение даэдра в Тамриэле постепенно угасло — лишь босмеры, каймеры и орсимеры продолжали возносить молитвы принцам, поэтому в следующей статье будет уместно обсудить даэдра и верования других рас. А также получить ответы на ряд интересных вопросов: как каймеры стали данмерами, во что верили и куда делись двемеры, являются ли богами АЛЬМСИВИ, что такое мантлинг и действительно ли верховный бог орков — это испражнения Боэтии?
А эта статья увидела мир благодаря содействию отличного специалиста по вселенной The Elder Scrolls — Pixel Tea. Спасибо ей за помощь!