Мы рады проинформировать Вас, что Вам было предоставлено место в школе Чародейства и Волшебства Хогвартс. Именно эти слова мечтал услышать каждый ребёнок, который вырос на историях про Гарри Поттера. Совместное путешествие с героями книг и фильмов длилось в общей сложности 14 лет, и за этот долгий срок фанаты вселенной успели изучить все материалы популярной франшизы от интервью писательницы и коллекционных лорбуков до интерактивных книг на Pottermore и игр. Несмотря на снижающийся рейтинг новых фильмов, Wizarding World — это огромная вселенная с перспективами развития и неиссякаемый источник прибыли для Warner Bros.
Немалую долю дохода приносили игры: читатели и зрители из наблюдателей становились участниками событий, заново переживали приключения вместе с Гарри, колдовали, посещали уроки и от лица юного волшебника общались с полюбившимися персонажами. Было бы глупо заканчивать историю на убийстве Волдеморта, тем более что на базе такой гибкой и большой вселенной можно реализовать тысячи интересных сюжетов.
И пока Avalanche Software занимается разработкой высокобюджетной RPG по вселенной Wizarding World, я предлагаю вспомнить ещё об одном проекте Warner Bros. Games, о котором вы если и слышали, то исключительно плохое. Речь об игре для мобильных платформ под названием Harry Potter: Hogwarts Mystery, которой Алексей Лихачёв четыре года назад поставил «Мусор» и которую задвинули в дальний ящик из-за навязчивой монетизации и отсутствия геймплея.
За эти годы многое поменялось: сейчас у «мобилки» более 50 миллионов скачиваний в Google Play, хорошие отзывы и большая фан-база. Неужели оценка была незаслуженным клеймом, которое отвадило любителей магического мира от хорошей игры? Я провела в ней все четыре года с момента запуска и теперь наконец готова объяснить, как Hogwarts Mystery дополняет вселенную, почему поттероманам стоит в неё поиграть и как я, чёрт возьми, продержалась так долго в условно-бесплатном проекте, ни разу за него не заплатив!
За похождениями юного волшебника всегда было интересно наблюдать с позиции зрителя или читателя, но участвовать в приключениях благодаря играм гораздо веселее. Ещё лучше, когда разработчики перестают гнаться за сюжетом книг и исследуют иные эпохи большого мира, знакомят с новыми героями и дают под управление волшебника, которого можно ассоциировать с собой.
Действие Hogwarts Mystery разворачивается после Первой магической войны и победы над Волдемортом. Гарри Поттер, пока не осознавая своей популярности, лежит в колыбели в доме Дурслей, а мир постепенно восстанавливается от нашествия Тёмного Лорда и его приспешников. По достижении 11 лет главный герой или героиня прибывают в Хогвартс, мечтая обучиться волшебству, а заодно найти давно пропавшего брата. Джейкоб много лет посвятил поиску мифических Хранилищ, которые по легенде спрятаны в школе, затем был исключён и вскоре исчез.
Знаменитый мем про самую безопасную школу, где детей отправляют в лес в качестве наказания, а Гарри то и дело оказывался на грани смерти, здесь обретает новые грани безумия. Пытаясь отыскать и открыть Хранилище, главные герои понимают, что из-за их вмешательства становится только хуже, а в потревоженных тайниках находятся не только забытые знания, но и опасные проклятия, готовые пасть и на любопытных исследователей, и на непричастных школьников.
Поиски по следам Джейкоба занимают несколько учебных лет. За это время герои успевают освоиться в магическом мире, найти новых друзей и врагов, обучиться волшебству, вступить в команду по квиддичу, провести множество дуэлей и раскрыть несчётное количество школьных тайн. К седьмому курсу история о Хранилищах и поисках брата переросла в масштабное противостояние с организацией тёмных магов, которые ищут тайны бессмертия, не гнушаются убийств и… хотят, чтобы герой их возглавил.
Всё это звучит как идеальное приключение в рамках одной из самых популярных вселенных, однако есть одно но. Под обёрткой разрекламированной мобильной RPG в мире Гарри Поттера скрывается… очень продвинутая визуальная новелла.
Как поклонница текстовых квестов и чтения в целом, я провела в играх подобного жанра не одну сотню часов и даже посвятила им свою квалификационную работу. И Hogwarts Mystery, на мой взгляд, прекрасный представитель визуальных новелл с элементами RPG.
Несмотря на большое количество кат-сцен, анимированных персонажей и объёмных интерактивных фонов, основным видом геймплея в Hogwarts Mystery остаётся чтение. Пытаясь разбавить книгу дополнительными механиками, разработчики часто создают гибридные новеллы, которые сочетают в себе текстовые квесты, симуляторы и элементы RPG. Хорошие примеры — это Coffee Talk и VA-11 Hall-A с механиками приготовления кофе и алкогольных напитков. Или Always Remember Me с необходимостью зарабатывать деньги, прокачивать навыки и отношения с персонажами. Или даже StopGate с неожиданной ритм-игрой!
Разработчики Hogwarts Mystery тоже не стали держать себя в рамках классических визуальных новелл, поэтому игра обросла рядом механик. В первую очередь в глаза бросается обширная кастомизация персонажа. Заглядывая вперёд, нужно отметить, что игра подстраивает внешность родственников героя под его собственную — это относится к цвету кожи, волос и глаз.
На внешности индивидуальность не заканчивается. Благодаря трём веткам развития (храбрость, эмпатия и ум) можно наделить волшебника характером. Впоследствии прокачанные атрибуты открывают специальные реплики, которые позволяют заступиться за друзей, сжалиться над врагами или блеснуть знаниями. При этом масштабных разветвлений сюжета и реиграбельности нет — различаются только реакции и диалоги.
К другим механикам можно отнести изучение заклинаний на уроках и в дуэльном клубе, квиддич, который впоследствии перерос в целую цепочку квестов и стал отдельной «карьерой» со своими достижениями, побочные задания, обязательную сдачу СОВ, приручение магических существ, сбор различных коллекционных вещей и еженедельные ивенты с предметами кастомизации. Глядя на все эти активности, хочу, чтобы прочие визуальные новеллы не стеснялись выходить за рамки и экспериментировали с жанрами и механиками.
К сожалению, многие удачные элементы в Hogwarts Mystery остались невидимыми для рядового игрока, который забросил игру спустя пару часов после знакомства с очень топорной монетизацией.
Мобильные игры с микротранзакциями уже давно не вызывают у меня шока, как и монетизация визуальных новелл, коих я по долгу службы насмотрелась с перебором. Но именно донат в Hogwarts Mystery меня удивил: здесь не просят денег за премиальные варианты, перемещение по локациям, слоты сохранений или новые главы — здесь делают больно иначе.
Главное развлечение в играх подобного жанра — это чтение интерактивной книги. И именно чтение здесь монетизировали, внедрив систему накопления энергии. Для большинства взаимодействий в игре требуется специальная валюта. Прежде чем идти на урок, нужно убедиться, что персонажу хватит энергии его завершить или накопить её в процессе прохождения. Эта же валюта нужна для прохождения… чтения сюжетных квестов. Нажимая на обведённые области, можно получить информацию об объекте, узнать мнение персонажей о ситуации и тем самым увеличить шкалу прогресса задания. Но когда энергия заканчивается, игроку остаётся лишь смиренно ждать её восстановления. Или донатить, если вы богатенький Малфой.
Возникает логичный вопрос: как поттероману вроде меня познакомиться с неплохой историей, получить от неё удовольствие и при этом удержать свои деньги в кошельке? Что ж, мне такой фокус провернуть удалось, но прежде пришлось изменить своё отношение к игровому процессу.
Оправдывать навязчивые микротранзакции и постоянные ограничения нельзя, но Hogwarts Mystery даже с таким подходом к монетизации никак не торопит игроков. Соревновательных элементов и мультиплеера нет, что позволяет проходить задания в своём темпе: можно почитать новеллу с утра за чашкой кофе, во время перерыва на работе или при поездке в транспорте. А если учесть источники бесплатной энергии вроде секретных мест, разбросанных по Хогвартсу, просмотра рекламы и призов за ивенты, то игровой валюты вполне хватает для небольшой игровой сессии.
Словом, Hogwarts Mystery — это не та игра, которой нужно уделять всё свободное время. Она хороша в небольших дозах, как способ отвлечься от дел, почитать и подтянуть свой английский.
Оглядываясь в 2018 год, я вспоминаю, что в Hogwarts Mystery помимо сюжетного задания не было ничего, что могло бы зацепить и заставить игрока остаться. Оттого приятнее рассказывать о механиках, которые были добавлены уже после релиза и разнообразят игровой процесс.
Раз уж мы пытаемся выжить в безжалостном мире волшебных микротранзакций, то ивенты — это отличный способ быстро раздобыть внутриигровую валюту и предметы гардероба для своего героя. Раньше игровые события добавляли в игру каждую неделю, а теперь их бывает по три или четыре одновременно — остаётся только выбрать понравившееся. Любой ивент можно пропустить, но сложно удержаться, когда в наградах маячат подходящий наряд или полезные ресурсы.
Помимо ивентов в Hogwarts Mystery есть разного рода коллекционные предметы: можно собирать карточки от шоколадных лягушек, приручать животных и гонять их на разведку за ценными призами. Если к собирательству душа не лежит, есть клубы по интересам, улучшение отношений с друзьями и даже свидания. Скучать в ожидании отката очередного таймера не приходится, к тому же всякая внеклассная деятельность вознаграждается.
Для игроков, которым наскучил основной сюжет, тоже найдётся развлечение — побочные задания. Необязательные квесты бывают как довольно весёлые, вроде тех, которые приурочены к праздникам, так и мрачные, посвящённые прошлому героев или жизненным урокам. И если раньше такие задания попадались редко, так как на их разработку уходило много времени, то новый игрок будет получать дополнительный контент беспрерывно — каждый день, каждую неделю и на каждый праздник.
Последнее запомнившееся задание связано с мемориалом Поттеров в Годриковой лощине, куда Дамблдор попросил пригласить близких им членов ордена Феникса. Игра в очередной раз подловила меня на любви к Ремусу Люпину, и такого фансервиса для фанатов вселенной здесь очень много.
Нельзя оспорить тот факт, что монетизация в Hogwarts Mystery плоха, и очень жаль, что даже спустя четыре года Jam City не решилась на её переработку. В защиту игры могу сказать, что компромисс с игроками всё-таки был найден: это постоянные ивенты, побочные задания и прочая внеклассная активность, которая позволяет получать внутриигровую валюту без доната, да ещё и веселиться в процессе.
А под горой ивентов и пластов из таймеров кроется визуальная новелла с интересным сюжетом, в котором вас ждут неожиданные повороты, любимые персонажи франшизы и отсылки к книгам, фильмам и играм. Это неплохой способ скоротать время в ожидании Hogwarts Legacy или карточной Magic Awakened, которые запланированы к выходу в этом году.
Минусы: таймеры во время сюжетных миссий; таймеры после сюжетных миссий; таймеры из-за отсутствия энергии; таймеры, таймеры, таймеры; примитивный и унылый игровой процесс. Таймеры.