Syberia: The World Before: Обзор

Кирилл Волошин 2022-03-24 10:59:49 54

Гениальный французский художник, сценарист и гейм-дизайнер Бенуа Сокаль (Benoit Sokal) скончался в мае прошлого года. Syberia: The World Before стала его последней игрой, лебединой песней. И это прощание получилось со слезами на глазах, а также — с улыбкой, усмешкой, иногда с удивлением или даже недоумением — в общем, с полным спектром чувств, которые всегда вызывали игры Сокаля.

Ищите девушку

Сначала было удивление. Кейт Уокер, героиня культовой серии квестов Syberia, в самом начале новой игры выглядит как настоящая крутая рок-звезда и панкуха — обожаю таких! Правда, сама она обожает свою сокамерницу, уже настоящую панк-рокершу Катюшу, но в руках у неё не гитара, а кирка. После событий третьей части Кейт оказалась в заточении в какой-то шахте, где вместе с Катюшей работает на рудниках.

Угадаете, кто из них Кейт?

Потом было недоумение и даже чувство неловкости за разработчиков. Когда у девушек появился шанс бежать, то Кейт решила… нет, не вернуться, наконец, домой, в Нью-Йорк, откуда только что получила письмо с рассказом о судьбе своей матери, а отправиться на поиски неизвестной девушки с только что найденного довоенного рисунка. Почему? Ну, просто потому, что об этом её попросила Катюша, которой кажется, что та девушка похожа на Кейт.

Правда похожа?

Понятно, что бывшая юрист из Нью-Йорка всегда гонится за миражами, и ей, кажется, всё равно, кого искать — мамонтов на дальних северных островах или неизвестную девушку со старого рисунка. Об этом нам потом часто напоминают и она сама, и другие персонажи, да и это вообще становится одной из главных тем игры. Но в прологе такая завязка новых приключений выглядит откровенно натянуто и нелепо. Как и то, что Кейт отправилась на поиски на мотоцикле, который простоял заглохшим почти 60 лет. Подкрутила там Катюша что-то, и поехали. Ну-ну…

В шахту тут одеваются как на панк-концерт.

Неоконченная пьеса для механического пианино

Затем был чистый восторг. Действие переключатся на Дану Роуз, ту самую девушку с рисунка (да, теперь у нас две главные героини, и история постоянно скачет из настоящего в прошлое и обратно), мы попадаем в 1937 год, в город Ваген, столицу вымышленного государства Остерталь. И с лихвой получаем то, чего так не хватало в Syberia 3, — безумно красивые «сокалевские» пейзажи, которые сразу возвращают нас в атмосферу первой и второй частей.

Я бы в этом городе жил.

Здесь до мелочей прописаны каждая улочка, каждый дом, каждая комната, каждый механизм и автоматон, каждое колёсико у трамвая. Какая вкусная смесь ар-нуво и стимпанка — чистый эстетический оргазм! Да, кое-где видны проблемы с текстурами и лицевой анимацией, но общей картины это не портит. И совершенно уместной с этой точки зрения выглядит возможность просто сидеть в трамвайчике и любоваться видами, пока сами не решим выйти.

Да, трамвай управляется автоматоном и ходит, в том числе, по воде.

Причём Syberia: The World Before — это удовольствие не только для глаз, но и для ушей. Музыка всегда играла в серии большую роль, но тут она задаёт тон и настроение всей истории уже в самом начале, когда Дана Роуз играет гимн Вагена на музыкальной площади, а ей аккомпанирует оркестр автоматонов. Именитый Инон Зур (Inon Zur) написал один из лучших своих саундтреков именно для последней игры Бенуа Сокаля — огромное ему спасибо за это. И отдельное спасибо за моего любимого Шопена, который тут тоже звучит.

Чистый Сокаль.

Что это было?

Сама история — это уже более сложные и порой неоднозначные чувства. С одной стороны, почти вся она представляет собой «натягивание совы на глобус», что вообще часто у Сокаля случалось, — тут, как я уже упоминал, достаточно много притянутых за уши и даже нелепых моментов. Ну вот представьте: Дана Роуз, первый день работая официанткой, знакомится в горном лагере с известной женщиной-фотографом (местный аналог Лени Рифеншталь), а та подзывает её, просит убрать дорогостоящее оборудование в сундук, закрыть его и спрятать ключ в тайнике, мотивируя это тем, что, дескать, дочка хозяина может украсть. Хотя сама она, по сути, видит Дану первый раз, но не могла не заметить, как та с этой самой дочкой общается…

Мы потом сможем посмотреть, что наснимала фотограф.

Понятно, такая ситуация понадобилась авторам, чтобы проиллюстрировать механику переключения между Даной и Кейт, чтобы мы в 2005 году увидели, где в 1937-м был припрятан ключ. Но получается, что история идёт за загадками, а не наоборот — это не совсем правильно.

В другой ситуации, когда Кейт приходит в музыкальную академию, где училась Дана, и просит дать её досье, ректор в ответ просит починить сложный механический оркестр и сыграть гимн Вагена. Да, он хочет, чтобы это сделала обычная туристка, которую он видит первый раз. На резонный вопрос, как Кейт сыграет, если последний раз она сидела за пианино в школьные годы, ректор отвечает — там нет ничего сложного, нужно просто знать ноты и правильно их сыграть. Хотя в 1937 году, в той самой первой сцене, где гимн исполняла Дана, она волновалась потому, что понимала (и преподавательница это подчёркивала!), что сыграть нужно профессионально и классно — только тогда автоматоны заработают и вступят. Так достаточно просто знать ноты или всё-таки нужно быть лучшей ученицей музыкальной академии?

С этой площадью и механическим оркестром многое связано.

И наконец, совсем уж покоробила меня (во всяком случае, поначалу) история Людвига. Не буду вдаваться в подробности и скажу лишь, что в сюжете фигурирует… снежный человек (их тут называют горунами), который стал бойцом Сопротивления во времена Второй мировой. Опять же, понятно, что у Сокаля реальность всегда причудливо смешивается с вымыслом и в этой серии мы уже видели живых мамонтов и сопровождали стадо снежных страусов. И всё же в данном случае йети-суперпартизан кажется перебором…

Бойцы Сопротивления…

На эмоциях

С другой стороны, это всё детали, которые могут вызвать вопросы, но всё же не способны испортить общее впечатление. И даже с йети-суперпартизаном в итоге примиряешься — всё встаёт на свои места. Ведь в целом мы получили один из самых эмоциональных и трогательных сюжетов в играх за последнее время, который тоже вызывает много разных чувств. Тут и ностальгия от количества отсылок к прошлым частям серии. И радость, связанная, конечно, со старым другом Кейт, автоматоном Оскаром, который теперь обитает в теле забавного маленького броненосца и очень по этому поводу переживает.

А вот он не совсем рад своему новому телу.

И очень много печали. Если в третьей части Сокаль рассматривал тему тоталитаризма, то здесь он говорит о фашизме, от которого пострадали Дана и её семья — как и весь Ваген. Хотя на первом месте всё равно остаются истории людей — драма Даны, поиски себя Кейт, которая не знает, стоит ли ей вернуться и примириться с прежней жизнью или продолжить бег за очередными миражами.

Нашлось, конечно, место и для искреннего удивления и даже изумления. В истории хватает интриг, неожиданных встреч и поворотов. А сама она поставлена как захватывающее кино — умело, точечно, с разными локациями, эпохами и персонажами, между которыми нас перебрасывают. Особенно здорово, когда на одном экране находятся люди из разных времён и рядом с Кейт, сидящей в пустом вагоне, обнимаются Дана и… Впрочем, узнаете сами. Да, это ещё и история любви — очень красивая и грустная.

Это персонажи из разных временных периодов.

И это, на самом деле очень, символичная сцена. Потому что казавшиеся максимально притянутыми за уши поиски неизвестной девушки с рисунка в итоге зацикливаются на истории самой Кейт (ещё одна нелепая случайность!). И в финале мы получаем одну из самых сильных и душещипательных сцен за последнее время, которая для меня сравнится разве что с финальным диалогом Джоэла и Элли в The Last of Us Part II. Да, Syberia: The World Before — это ещё и слёзы, но светлые, можно сказать очищающие…

Это линейное приключение — от нашего выбора оно никак не меняется.

Комфортное приключение

А ещё это — увлекательная адвенчура, смешивающая традиции серии с современными стандартами удобства и комфорта. Такой пыталась быть и Syberia 3, но у неё далеко не всё получилось. А здесь видно, что авторы провели работу над ошибками и практически всё исправили. Это касается передвижения, камеры (проблемы ещё остаются, но всё намного лучше) и активных точек — последние теперь по умолчанию видны на экране, что избавляет от утомительного пиксель-хантинга. Предметов в инвентаре стало меньше, и копаться в нём вовсе не нужно — всё применяется по делу и уместно, даже если приходится бросать Оскара, как камень, в окно. Есть также очень удобная система подсказок, которую при желании можно отключить.

Подсказки появляются не сразу, а вот активные точки видны уже при входе на локацию.

И в то же время это всё та же Syberia, где приходится много возиться с механизмами и настраивать удивительные автоматоны Ганса Форальберга. Где-то это делается быстро — нужно открыть дверцу, заменить деталь, прокрутить рычаг и тому подобное. Где-то логика уже не бытовая, зато очень весёлая — забавно было запустить в механизм Оскара-броненосца под возмущённые крики последнего.

Правда, сначала потребовалось поймать самого Оскара.

А где-то приходится подключать серое вещество и решать более сложную задачу. Есть упражнения по расшифровке цифрового кода, настройка радиопередатчика с использованием азбуки Морзе, блуждания по лабиринту, поиски нужного места на карте, подбор кодов по координатам на фотографиях, которые мы сами сделали, и очень много ещё чего. В целом загадки, пожалуй, стали чуть проще, но они всё равно заставляют напрячь мозги. Хотя на этот раз всегда к услугам упомянутая уже система подсказок — авторы не скрывают, что на первом месте всё-таки история и атмосфера.

Автоматоны и связанные с ними загадки тут повсюду.

И к этому ещё добавили упомянутую механику переключения между персонажами. Как это работает в случае с прыжками из тела Кейт в Дану и обратно вы уже поняли — переносимся в прошлое, смотрим, какой код был выставлен на автоматоне в 1937 году, возвращаемся и выставляем такой же в 2005-м. Это простой пример, но есть и более интересные ситуации.

Вот так это выглядит.

Кроме того, пару раз нам нужно переключаться между Оскаром и Кейт, когда, например, в роли зверька мы ползём туда, куда не может добраться героиня, сталкиваемся с препятствием и включаем обратно Кейт, чтобы помочь застрявшему броненосцу. Это и геймплей освежает, и позволяет чуть снять напряжение в этой драматичной истории.

Ощущать себя в теле броненосца не очень комфортно.

Конечно, и в квестовой части встречаются условности и ситуации, когда история идёт за пазлами, а не наоборот. Увидев хлипкий навесной замок в сарае на кладбище, Кейт не возьмёт один из камней, чтобы ударить по нему, а будет искать припрятанную где-то за оградкой кирку. И только наличием экстрасенсорных способностей удастся объяснить то, что Кейт может переключиться на Дану и понять, что та увидела на кодовом замке и где обнаружила лифт в 1937 году.

Вот вам ещё красоты напоследок.

Syberia для многих — это не просто игра, а любовь на всю жизнь. И вот для них главное чувство, которое транслирует The World Before, особенно её финальная сцена, напрямую отсылающая к концовке первой части, что вышла ровно 20 лет назад, — светлая грусть. Потому что неважно, будет пятая часть или нет (а намёк на продолжение считывается), — главное, что мы понимаем: Кейт наконец нашла себя, её ждут новые приключения. А значит, с ней обязательно всё будет хорошо. До свидания (надеемся), Кейт Уокер. Прощайте, дорогой Бенуа Сокаль, — и спасибо Вам за всё.

Плюсы: богатая на самые разные эмоции, тонко поставленная история, которая примиряет Кейт Уокер с самой собой и оставляет надежду на продолжение; теперь у нас сразу две харизматичные героини; отлично прописанные персонажи; Оскар снова с нами; много интересных загадок и ситуаций; механика переключения между героинями (а иногда и за Оскара поиграть можно!) хорошо вписалась в геймплей; узнаваемая атмосфера первых двух игр серии; бесподобные дизайн и пейзажи; восхитительный саундтрек; на редкость удачная полная русская локализация (хотя редкие ошибки и случаются).

Минусы: в истории и геймплее хватает моментов, которые можно назвать притянутыми за уши; техническая реализация всё же неидеальна.

Другие новости

Комментарии

Валв тоже на этом деньги теряет, так что именно Валв сейчас ищет возможности. Это не забота разработчика.Разработчик может поделиться игрой с ЕГС, если ему очень надо — ЕГС с оплатой проблем не имеет.Тут, как говорится, выход можно найти, если он действительно нужен.
Со вторым согласен, я своего главнокомандующего уважаю и он меня устраивает) Что ж я должен как пёс шелудивый за конфетку родину поносить?) 
Ну так и не жалуйся тогда на происходящее. Всё это — ответ на агрессивные действия твоего любимого главнокомандующего, с него и спрашивай, если что не нравится.
Я бы посоветовала всё же поиграть в первые две части — больше из-за того, что они сами по себе очень хорошие.
Так. Надо поиграть. Я что то совсем выпал из реальности. Забыл что третья была. Первые две Сибири люблю. Надо третью пройти и за эту взяться
Все комментарии