Monark: Обзор

Алексей Лихачев 2022-02-21 10:21:00 5

Ох уж эти японские школьники! Вечно они попадают в передряги. По крайней мере, во многих играх, созданных разработчиками из Страны восходящего солнца. Monark исключением не стала — здесь академию Син Минадо накрыл купол, внутри которого начал распространяться туман, заставляющий учеников сходить с ума.

Подросток, который всех спасёт

В роли ученика, чьё имя мы выбираем в самом начале, нам предстоит помочь детям и взрослым — посетить все здания академии и разобраться, что в них происходит. Прежде всего в Monark смущает подача истории: вступления как такового нет, главный герой ничего не помнит (амнезия, как свежо!), директор почему-то называет его необыкновенным… Со временем это становится не так уж важно, но не покидает ощущение, будто смысл происходящего тебе объяснили не до конца.

Оказывается, люди научились заключать соглашения с демонами из параллельного мира, с теми самыми монарками из названия игры. Участник сделки получает силу (authority) в соответствии со своими желаниями, однако стоит использовать её в реальном мире, как вокруг появляется дурманящий туман. Чтобы разорвать контракт, необходимо трижды посетить параллельный мир и разрушить идеалы человека, заодно одолев монарка. Делаете всё это — и здание академии очищается.

Так выглядит идеал заключившего договор.

Монарков всего семь, по одному на каждый из смертных грехов. Разработчики попытались интересно связать эти грехи со школьной тематикой: тут и издевательства одноклассников, и преследование мальчиками девочек, и самоубийства, и зависть — темы поднимаются самые разные. К некоторым злодеям (после разрушения идеалов они неподвижно лежат в медпункте) даже начинаешь испытывать симпатию, однако по большей части их истории банальны. И ладно бы только это было проблемой — тут ещё и диалоги зачастую такие затянутые, что интерес к сюжету пропадает и разговоры хочется перематывать.

Герои, которые присоединяются к протагонисту и помогают ему спасти академию, сами заключили договоры, но опасности не представляют. Поэтому вроде бы должно быть любопытно одновременно узнавать и предысторию этих учеников, и мотивы людей, которые портят жизнь всем остальным. Однако компаньоны максимально шаблонные: замкнутая девочка в очках, которую мы встречаем в библиотеке, крутой парень, решающий проблемы кулаками, — образы настолько избитые, что уже при первой встрече с персонажем можно понять, что он собой представляет.

Это не единственный каламбур в его арсенале.

Временами Monark закидывает игрока слишком большим количеством диалогов: посмотрел ролик, сделал пару шагов — и опять слушаешь разговоры. Объёмы «воды» в них порой зашкаливают, особенно когда с новыми компаньонами приходишь к доктору или знакомишь их со старыми друзьями. Зато озвучено здесь практически всё, и английский дубляж неплохой (при желании можно переключиться на оригинальные, японские голоса).

Не спасает и то, что бюджет у игры явно очень маленький, поэтому всё действие разворачивается на территории академии. Готовьтесь бегать по однообразным коридорам с одинаковыми растениями, умывальниками и досками объявлений. Поначалу игра пытается казаться хоррором — когда попадаешь в локацию с туманом, похожие на зомби ученики произносят загробными голосами фразы, а скрипучие половицы нагоняют жути. Но потом понимаешь, что бояться тут нечего и антураж вызывает лишь тоску — даже в здании, где ребята занимаются физкультурой, всё выглядит одинаково уныло.

Страшно, вырубай.

Школьная жизнь

В то же время авторы попытались воссоздать настоящую академию в том плане, что повсюду стоят или сидят ученики, при взаимодействии с которыми герой сохраняет у себя короткие досье. Плюс везде разбросаны брошюры и записки — кто-то пароль от компьютера записал, кто-то о безответной любви заметки оставляет. Изредка всё это нужно для решения головоломок — например, зомбированный ученик не будет пускать вас в нужную комнату, а вы отыщете на его компьютере компромат и вынудите его уйти подальше. Однако быстро решить пазл не удастся — придётся то шифр разгадывать, то изучать те самые досье. Такие моменты немного утомляют из-за отсутствия нормальных подсказок, но без них академия была бы совсем уж ненужной декорацией.

Интересная особенность Monark — периодические тестирования, которые персонажа время от времени просят пройти. Его новые друзья или случайные ученики могут подготовить психологический тест с десятком вопросов на разные темы — от вашего поведения на свидании до выбора между двумя древнегреческими богинями. Иногда эти тесты оказываются текстовыми мини-историями с картинками — например, есть сказка о рыцаре, который пытался добиться руки и сердца принцессы, а потом сбежал с ней и попал в западню к чудовищу. Принятые решения формируют эго игрока, и от них зависит то, какого напарника вы получите в свою команду.

Можно выбирать ответы так, чтобы добиваться желаемого результата, но интереснее отвечать честно.

После первого теста вам выдают первого скелета-компаньона — он определяется в зависимости от того, какой параметр в вашем эго доминирует. Может попасться напарник с арбалетом, который со временем обучается магическим трюкам, а может выпасть соратник с большой секирой, способный накладывать эффекты на врагов. Со временем параметры эго повышаются — и благодаря вышеупомянутым тестам, и после успешных боёв, а вместе с этим открываются новые компаньоны. У всех свои древа навыков и уникальные особенности, однако активно экспериментировать с ними игра не позволяет.

Дело в том, что о балансе авторы будто бы не задумывались. Каждый раз, когда к вам присоединяется новый ученик или открывается новый скелет, прокачивать их надо с нуля. Для этого нужно покупать боевые приёмы — разблокировав любой из них, повышаешь уровень персонажа на единицу, а вместе с этим растут все параметры вроде здоровья, защиты и силы атаки. Вот только необходимые для прокачки очки для всех общие, а дают их по сюжету не так уж много. Да и сама идея того, что уровень дают за любой «скилл», вынуждает не вкладывать всё в интересующие перки, а тратить очки только на дешёвые и не очень-то нужные.

За каждый бой выдают оценку, и высокий балл поможет получить бонусные очки на прокачку. Когда знаешь, что в игре поощряется, а за что штрафуют, копить валюту становится чуть проще.

Видимо, поэтому в меню игры можно бесконечно часто запускать дополнительные сражения, чтобы «гриндить» очки и готовить свою команду к следующей сюжетной схватке. Это само по себе звучит и играется тоскливо, плюс трудно отделаться от ощущения, что ты недостаточно прокачан. Особенно это справедливо для скелетов-напарников, которым важно не только способности покупать, но и одеваться в качественные вещи. А вы можете принять участие в трёх сражениях и так и не получить нагрудник, увеличивающий запас здоровья чуть ли не в два раза по сравнению с нынешним. Самое печальное, что к концу игры проблема «гринда» не исчезает — вам постоянно будут давать неготовых к сложным испытаниям напарников.

Скелеты-компаньоны меняют внешний вид в зависимости от надетой брони.

Дети против скелетов

Что в Monark действительно удалось, так это бои в параллельном мире, хотя и с ними не всё идеально. Драки здесь пошаговые — сначала совершают ход все ваши герои, а затем то же делают оппоненты. Вместо обычных атак персонажи используют Arts и Authorities — первые «съедают» у них часть здоровья, а вторые повышают шкалу безумия. Когда персонаж сойдёт с ума, вы потеряете над ним контроль, зато все его параметры увеличатся — он будет совершать мощные атаки по ближайшим оппонентам. То есть можно отвести своих подопечных куда подальше, чтобы свихнувшийся соратник гарантированно дубасил врагов. Вот только спустя три хода он погибнет.

В боях полно других механик. Defer позволяет пропустить свой ход и передать его другому — можете в пределах одного хода совершать удары одним и тем же персонажем. Правда, шкала безумия в таком случае тоже растёт, так что нужно быть аккуратнее. Если герой ударил стоя рядом с напарником, тот совершит «ассист» — это касается как персонажей игрока, так и противников. Плюс в игре есть бонус за атаку в спину — в таком случае не только повышенный урон нанесёшь, но и контратаки не будет.

Благодаря «ассистам» одного удара может хватить, чтобы противник погиб.

Ещё Monark решила проблему пропущенных ходов, добавив шкалу Awake. Если бить вам некого, можете выбрать опцию Resolve, и персонаж не просто останется на месте, а прибавит 25 % к соответствующей шкале. Когда она заполнится, это не только на время улучшит параметры, но и позволит использовать способности без вреда для здоровья и рассудка. А вместе с этим станут доступны и сокрушительные приёмы — если, конечно, вы их уже открыли в древе навыков.

Получаются увлекательные тактические бои, и каждое сражение становится своеобразной головоломкой — решаешь, кого и в каком порядке бить, кто совершит ход первым, кто уступит свой ход другому, кто может быстрее расправиться с оппонентами и так далее. Однако и минусы у этих драк есть. Во-первых, враги однообразны — это те же скелеты, что и у вашего героя, только одеваются они по-разному. Во-вторых, искусственный интеллект туповат. На многих картах расставлены ловушки, которые активируются в конце хода, и скелеты не боятся вставать рядом с ними, зарабатывая кровотечение или становясь очарованными. Плюс они не спешат приближаться к игроку, если стоят далеко, из-за чего тратишь пару лишних ходов, чтобы до них добраться.

Моменты, когда можешь разом ранить нескольких врагов, не перестают приносить удовольствие.

В Monark есть интересные и свежие идеи, но очевидно, что ресурсов у команды было не очень много. Сама по себе история могла бы быть интересной, но её сильно растянули, из-за чего от диалогов устаёшь, да и шаблонность портит впечатление. Боевую систему хочется хвалить (и есть за что), но однообразные и глупые враги не позволяют ей раскрыться. Если когда-нибудь выйдет Monark 2, хотелось бы увидеть исправление ошибок — хотя бы чтобы игрока не запирали в скучных коридорах, а персонажи не были ходячими клише.

Плюсы: неплохая попытка воссоздать академию с учениками, у каждого из которых есть предыстория; интересная тактическая боевая система, временами заставляющая поломать голову; забавные психологические тесты; отличный вступительный ролик.

Минусы: затянутые диалоги портят впечатление от истории, которая сама по себе переполнена клише и не сильно увлекает; к персонажам не привязываешься из-за того, насколько они шаблонны; много «гринда»; скучные локации; однообразные и глупые враги.

Другие новости

Комментарии

Это ж копия Калигула эффект, судя по обзору! Не играл, но осуждаю)
по описанию персона… порезаная куцая и стремная правда. Гм,  может гляну.
Какой-то косплей Токийского гуля на главном герое
Эх, если бы у всех жизнь была такая же интересная, как у Японских школьников.
You can't spell «pacifist» without «fist».Добавлю в копилку гачи-лозунтов.
Все комментарии