В мире есть много страшных вещей — коронавирус, американская дипломатия, русский авось, шея Валуева… И в этот ряд вполне можно поставить игры, созданные геймерами-фанатами, которые игры делать не умеют. Яркий пример — отечественное экшн/приключение Liber. По признанию сотрудников Olkon Games, проект был сделан за год с нуля, то есть у авторов не было опыта в разработке — только горячая любовь к играм. Ей-богу, лучше бы они и дальше продолжали только играть…
Что в первую очередь в таких проектах выдаёт фаната-геймера, который решил вдруг сделать свою собственную игру? Ну конечно, неадекватная амбициозность, желание охватить всё и сразу, показать, как много всего он прошёл и видел. Вот и в Liber, если говорить о геймплее, практически нет ничего своего — она вся состоит из подсмотренных где-то механик. И прежде всего подсматривали в Uncharted, Red Dead Redemption и Tomb Raider.
Авторы подвели под это такой сюжет, который как раз позволяет удобно смешивать разные элементы и даже сеттинги. Мы играем за молодого историка Алекса, который пошёл по работе в библиотеку, открыл одну из книг и тут же перенёсся во времени из 2020 года в какую-то деревню викингов, где его держат в плену бородатые дядьки с топорами. А там его находит и помогает сбежать… типичный ковбой-выпивоха с Дикого Запада по имени Ник (нам же нужно как-то привязать сюда Red Dead Redemption!).
Как выясняется, Ник нашёл такую же книгу, когда ограбил дилижанс, и на свою беду открыл её. И теперь он заперт во временной петле — каждые три дня всё обнуляется и он снова оказывается в этой деревне. Теперь им вместе с Алексом нужно найти эту странную книгу, понять, как она работает, при чём тут викинги и вырваться, наконец, из этой временной петли.
В процессе героев ждут самые разные приключения, которые разворачиваются на протяжении достаточно короткого периода времени и в разных декорациях (игру можно пройти часа за два). Вот мы прячемся в высокой траве от тех самых викингов и отвлекаем их броском камня, а вот уже прыгаем по скалам и висим на руках над обрывом, занимаясь экстремальной акробатикой.
То дерёмся с теми же викингами на кулаках и на мечах, то палим из верного кольта по охранникам дилижанса в роли Ника. Или вообще пытаемся справиться с каннибалами, к которым мы тоже попадаем в плен.
Естественно, на месте и загадки в духе той же Uncharted, когда в пещере нужно искать предметы и вставлять их в нужные отверстия, чтобы что-то открылось, манипулировать символами и рунами. Или, например, сравнивать в смартфоне карты местности и искать идентичные. Там же, в пещере, полно ловушек с вылетающими из стен копьями. В другой ситуации нужно перебраться через ветхий мост, который представляет собой одну сплошную ловушку.
Чего ещё не хватает в таких случаях? Зрелищной сцены с использованием транспорта? Пожалуйста, вот вам динамичный заплыв на лодке, которой нужно аккуратно управлять, чтобы не разбить о камни. Ну, а раз пошла такая пьянка (в случае с Ником — в прямом смысле слова), то давайте ещё сыграем и споём в таверне вместе с бардом, напомнив нашим зрителям и о «Ведьмаке».
Потом, кстати, за этим бардом нужно проследить, стараясь не попасться на глаза, но и не отстать. И в итоге поймать и допросить — и сделано это ровно так же, как аналогичные эпизоды в других играх. Хуже раз в 10, но базовая механика — один в один.
Звучит разнообразно, динамично, модно, молодёжно, на все случаи жизни и на все вкусы. Даже каннибалы есть. А то, что чужие идеи используют, — так кто этим сейчас не грешит? Всё упирается в реализацию. Слово «криво» хорошо описывает ситуацию, хотя можно употребить выражения и покрепче.
Уже с первого запуска возникает стойкое ощущение, что это игра из начала — середины нулевых, что-то вроде знаменитых польских шутеров, которые аккуратно пытались копировать AAA-хиты, но всё равно попадали на обзор к циничным журналистам в рубрику «Треш месяца». Картинка местами радует неплохими пейзажами, но текстуры и модели персонажей отпугивают — особенно лицевой анимацией. Или тем, как развеваются волосы вот у этой девушки:
Или тем, какие забавные фокусы с телами выделывает местный рэгдолл, заставляя опять же вспомнить об играх из нашего прошлого.
Загибайте ещё пальцы: кривая анимация и неудобное управление при прыжках; такая же кривая камера, которая при попытке прицелиться и бросить камень запросто может перекрыть обзор; крики ужаса, когда в туманном лесу сквозь вас проходит туша (точнее, текстуры) оленя — или когда опять же при прицеливании вы словно проваливаетесь в персонажа и видите всё изнутри тела.
Ещё в Liber убогий ИИ. Викинги в деревне могут заметить вас на расстоянии нескольких метров, но, едва через пару секунд ваша задница скроется в ближайшей высокой траве, они прекратят преследование, встанут в шаге от вас и будут всматриваться в заросли с возгласами «Показалось!». У меня, во всяком случае, такое случалось. Во время перестрелок враги ведут себя ровно также, как в бюджетных шутерах из нулевых, — стоят на месте, даже не пытаясь маневрировать, или бегут на вас по прямой, а потом — опять же благодаря местной физике — отлетают от выстрелов как кегли. Могут при этом ещё упорно кидаться чем-то или стрелять в вас, не обращая внимания на то, что попадают в камень, за которым укрылся персонаж.
К слову, боевая система в драках тоже кривая и примитивная — доступны только удар, блок и перекат. Но ещё смешнее становится, когда нас заставляют голыми руками сражаться против толпы каннибалов с мечами. А те не спешат нападать и театрально падают наземь от трёх-четырёх тычков кулаком в лицо. А потом мы вдвоём с Ником так же, кулаками, забиваем огромного главного каннибала, который большую часть времени просто бегал за мной, получал от Ника, отвлекался на него, получал от меня, отвлекался на меня — и так по кругу до полной готовности…
Стрельба выглядит чуть лучше, система укрытий работает неплохо, но и там есть проблемы, как минимум с регистрацией попаданий.
Не понравилась мне и озвучка — она на уровне любительского капустника. Разве что у Ника голос ничего, но когда он пытается что-то агрессивное кричать в сражениях, то кажется, что он блюёт от излишков алкоголя. Примерно такого же уровня и кат-сцены, которые порой криво склеены и вписаны в происходящее. Например, в ролике Ника могут ударить так, что, кажется, тот уже не встанет, а сразу после кат-сцены мы видим, как он лихо дерётся с врагами. Или он говорит, мол, побежит первым, а мы должны бежать за ним. Ролик заканчивается, а бежать-то не за кем — Ника уже телепортировали на другую сторону.
Ещё многое скажет тот факт, что авторы в патче изменили одну мини-игру, но при этом забыли толком объяснить новые правила — и даже выйти в меню у меня нормально не получалось из неё, приходилось задействовать магию Ctrl + Alt + Delete.
В Liber у меня периодически возникало ощущение, что я попал в дурдом. Или в голову любителя, который бредит желанием сделать свою Великую Игру Мечты, объединив в ней всё, что когда-либо видел. И вот это на твоих глазах начинает осуществляться, но выглядит как поток сознания — всё хаотично намешано, перетекает, расплывается… И в итоге превращается в набор ляпов, которыми можно веселить публику на YouTube, показывая, как игры делать не нужно. Это не значит, что в Liber невозможно играть. Но так делать игры действительно не нужно — не надо отбрасывать репутацию русского геймдева обратно в нулевые.
Плюсы: множество механик из хитовых игр, то есть присутствует разнообразие.
Минусы: ноль своих идей; ужасная реализация и плохое техническое исполнение практически всего; устаревшая графика и анимация.