Alfred Hitchcock — Vertigo: Обзор

Кирилл Волошин 2022-01-03 10:54:07 13

Картина «Головокружение» Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock) считается едва ли не лучшей работой культового режиссёра — 846 критиков поставили её на первое место в списке величайших фильмов по версии Sight & Sound (раньше в этом опросе, проводящемся с 1952 года, долгие годы лидировал «Гражданин Кейн»). Также «Головокружение» считается лучшим кинодетективом всех времён по версии Американского киноинститута. Игра Alfred Hitchcock — Vertigo едва ли попадёт в серьёзные топы, но оторваться от неё, как и от просмотра оригинальной картины, решительно невозможно.

Головокружение от Хичкока

Испанцы из Pendulo Studios — люди тоже, мягко говоря, не последние в своём деле: за их плечами — любимая многими серия Runaway, триллер Yesterday и нуарный детектив Blacksad: Under the Skin. Неудивительно, что в Vertigo они решили не копировать оригинальный сюжет «Головокружения», а придумали собственную историю по мотивам, сохранив общую стилистику, настроение и во многом тематику.

Даже сам Хичкок тут появляется.

Вообще, они отлично подготовились и сделали настоящий подарок любителям Хичкока. Тут есть фирменное камео режиссёра, который появлялся в микроскопических ролях практически во всех своих фильмах; есть знакомые кадры — например, машина, едущая по серпантину дорог, или знаменитый взгляд вниз с видом из глаз, когда кажется, что тебя мутит и ты сейчас рухнешь.

В фильме, чтобы сделать подобный кадр, понадобилась большая техническая работа.

Действие игры тоже разворачивается в окрестностях Сан-Франциско, и персонажи в какой-то момент тоже смотрят на стенд, демонстрирующий в разрезе корни тысячелетней секвойи, где каждый слой соответствует тому или иному историческому событию.

Только теперь тут появились куда более современные даты.

Плюс цитаты из других картин Хичкока — частенько мелькают птицы, которые могут стать отправной точкой для вдохновения главного героя, и слово «психо». Впрочем, главное, что тут у нас тоже триллер о безумии и о призраках прошлого, которые могут вернуться, отравить твою жизнь. И, конечно, о роковой женщине, которая, как и в фильме, внезапно появляется в жизни и в доме героя, а потом точно так же внезапно из него исчезает. Она странная, очень красивая (боже, какая же красавица Ким Новак [Kim Novak] в роли Мадлен — только ради неё посмотрите «Головокружение»!) и, вполне возможно, выдаёт себя за другого человека.

Девушка с сюрпризом, скажем так.

Хотя непонятно, существует ли она вообще. Некоторые считают, что весь сюжет «Головокружения» — это плод бреда, воображения, сна главного героя. Про историю, рассказанную сценаристами Pendulo Studios, можно подумать то же самое, но, конечно, в целом она попроще.

Безумие, призраки прошлого, манипуляции ими и твоими воспоминаниями — это лишь некоторые темы, поднимаемые в оригинальном «Головокружении», символизм и метафоричность которого интерпретируют с самых разных точек зрения — фрейдистской, католической, готической, сюрреалистической, феминистской, автобиографической, даже марксистской и так далее.

В этом смысле, повторю, игра не такая глубокая. Здесь нет скрытого символизма, а есть вполне конкретная история безумия и мести, исходящих во многом из детских травм, подавленных воспоминаний и комплексов. Но сюжет тут тоже очень запутанный, а местами и подчёркнуто нереалистичный — в этом часто обвиняли и оригинальное «Головокружение».

Тут есть вообще здоровые люди?

Полёты во сне и наяву

Итак, писатель Эд Миллер приходит в себя на дороге и понимает, что случилась автокатастрофа, в которой, как утверждает Эд, погибли его дочка и её мать. Но в машине никаких тел и следов крови не нашли. И вообще доказательств их существования, кроме слов Миллера, нет. Зато в машине обнаружили пистолет и бутылку виски. Одновременно на соседней ферме находят труп человека, который был знаком с Эдом.

Котик сыграет очень важную роль в этой истории.

Миллер попадает в число главных подозреваемых и оказывается в дурдоме — сначала Эд вообще хотел покончить с собой, а потом у него развивалась настолько тяжёлая форма боязни высоты, что он даже с постели встать не может. В итоге старый приятель и издатель Миллера нанимает известную психотерапевта, за которую мы в основном и играем — ведём беседы с Эдом, роемся в его воспоминаниях (в том числе детских) и по крупицам докапываемся до правды, используя гипноз.

Эд встретил сам себя во время сеанса гипноза.

Кроме того, периодически дают играть за самого Миллера, за полицейского, который параллельно ведёт расследование, и за ту самую девушку, которая то ли есть, то ли нет. Сказать, что из всего этого получается увлекательный, лихо закрученный триллер, — это действительно ничего не сказать. Нужно самим поиграть и погрузиться в эту историю, которая умеет удивлять и постоянно держит в напряжении, порой раздражая тем, что подводит к очередной кульминации, к ответу на важнейший вопрос… и тут же снова прерывает сцену.

Хотя такие переключения и скачки между героями и даже между разными временными пластами, из настоящего в прошлое и обратно, на самом деле, идут сценарию на пользу. А искусственно замедленный ритм повествования, если вы подумаете обвинить в этом игру, в целом соответствует стилю фильма, который критики тоже обвиняли в затянутости. То же самое с теми моментами, когда возникают сомнения — ну нет, слишком нереалистично это выглядит, слишком сложно, не могло быть такого в реальности.

Вот, собственно, психотерапевт Эда Миллера.

В Alfred Hitchcock — Vertigo есть главный признак хорошего детектива — история заставляет долго гадать, что же случилось, кто условный убийца, но все ваши предположения и подозрения могут разбиться после очередного внезапного поворота сценария. И даже когда всё становится более-менее понятно, остаются важные вопросы, ответы на которые мы получим только перед самыми титрами.

Диалоги и персонажи при этом отлично проработаны и прописаны. Эд, например, поначалу не доверяет психотерапевту и демонстрирует вершины циничного юмора, а у неё самой, помимо работы и общения с Миллером, есть ещё личная жизнь. В какой-то момент она начинает плотно общаться с полицейским, ведущим расследование, и от наших решений зависит, возникнут ли между ними романтические чувства. То есть тут у нас не говорящие головы, призванные лишь двигать центральный сюжет, а живые люди со своими историями.

Тема высоты проходит через всю игру.

Интерактивный фильм

Геймплей в Alfred Hitchcock — Vertigo призван исключительно помогать и центральной, и побочным историям, не мешая нам погружаться в них. Поэтому тут практически нет квеста — максимум поиск активных точек и предметов плюс QTE. Самое интересное — это, конечно, эпизоды во время сеансов гипноза, когда нам нужно в воспоминаниях искать ключевые точки и предметы, которые помогут психотерапевту сложить очередной пазл и понять, что же на самом деле произошло.

Расслабьтесь и получайте удовольствие от чтения.

В этих сценах мы часто переносимся в детство героя, играем в пиратов или в шпионов, сражающихся против КГБ, — с точки зрения дизайнерской и сценарной мысли это едва ли не лучшее, что тут есть. Потому что через детские игры очень точно и небанально показаны взрослые проблемы.

В детстве Эд Миллер был очень живым ребёнком с богатой фантазией.

Но с точки зрения механики — ничего сложного, просто поиск предметов. QTE также едва ли хоть раз за прохождение вызовутсложности. Есть и намёки на дедуктивную работу с доской, на которую, как в играх Frogwares про Шерлока, вынесены фото и улики, но это не более чем намёки. А в целом это вариант геймплея из интерактивных приключений от Telltale Games. И точно так же, как там, очень часто нам отводят время, чтобы принять то или иное решение — выбрать реплику, линию поведения, тему для ежедневного рассказа, а порой и решить более сложную дилемму.

На самом деле, на основной сюжет это практически не влияет — он тут линейный. Но могут измениться детали: будет ли наша психотерапевт вегетарианкой, какого цвета солдатик станет мелькать в детских воспоминаниях Эда и всё в таком духе. Плюс масса решений, влияющих на оттенки настроения в общении между героями — как отвечать на циничные подколы Эда, протянуть ли руку своему врачу, помочь ли встать Миллеру, когда он упадёт, и так далее.

Есть и более важные развилки, влияющие, например, на личную жизнь психотерапевта. Или в одной из драматичных ситуаций мы решаем, сказать ли человеку горькую правду, соврать или подсластить пилюлю. В самом начале нужно выбрать, спрыгнуть с моста или нет. На сюжет всё это, повторю, не влияет — учитывая силу и напряжение центральной истории, это, пожалуй, правильное решение. К тому же обилие деталей, требующих нашей реакции и отклика, создаёт правильную иллюзию выбора, которая не даёт расслабиться и просто «смотреть кино».

Варианты явно заинтересуют общество защиты животных.

На те же грабли

В общем, как и в Blacksad: Under the Skin, в Vertigo испанцы рассказывают увлекательную детективную историю, где отлично проработаны персонажи, диалоги и саспенс. И точно так же, как и там, проблема по большому счёту только в техническом исполнении — с оптимизацией в Vertigo не всё ладно. Загрузки и подзагрузки идут постоянно, иногда случаются графические артефакты, или всё может просто зависнуть.

Частенько уровень грузится примерно так же вяло, как ходит Эд.

Кроме того, порой пугает лицевая анимация. Понятно, что у Vertigo нет бюджета The Last of Us Part II, но от этого не легче: в интерактивном фильме, где очень важны как раз модели и крупные планы, иногда невозможно смотреть на лица некоторых персонажей без смеха или ужаса. Есть, конечно, и более удачные модели, и вообще в итоге ко всем привыкаешь, но поначалу это бросается в глаза и отвлекает.

Психотерапевту с лицевой анимацией особенно не повезло.

Во всём остальном Alfred Hitchcock — Vertigo — это практически идеальный, пусть и более прямолинейный хичкоковский триллер, увлекательный, атмосферный и полный внутреннего напряжения, которое не выплёскивается за секунду, а размеренно копится, растекается и обволакивает зрителя. Здесь та же стилистика, атмосфера и куча отсылок, поднимаются те же вопросы и очень правильно зациклена тема с головокружением и падением. Но одновременно это и самостоятельное произведение, в котором нашлось место даже для толики фирменного юмора от Pendulo Studios: просто доиграйте до конца, и поймёте, за что я так люблю кошек…

Плюсы: увлекательнейший сюжет; отлично проработанные персонажи и диалоги; атмосфера и стилистика хичкоковского триллера; очаровательный котик; хорошая озвучка; музыка в духе оригинального «Головокружения».

Минусы: игра технически достаточно сырая, есть проблемы с оптимизацией; лицевая анимация и модели могут отпугивать.

Другие новости

Комментарии

История, действительно, интересная. Заставляет задуматься несколько раз. Но игра в целом невероятно скучная, нудная и в общем плохая. Думаю, всё таки стоило посмотреть фильм, а не играть.
Вас за скриншоты не забанит РКН?)Варианты явно заинтересуют общество защиты животныхили Василий?
Уж на что я человек не восприимчивый к техническому состоянию игры(играл в тени чернобыля, когда не было вообще почти никакой видеокарты, и было о-о-о ШеСтЬ кАдРоВ! и на старте залпом прошел киберпанк и остался доволен), но тут я после появления «роковой женщины» не выдержал и дропнул игру о потер её к черту с харда. Потому что графически это Stubbs the Zombie, но кадров штук 16, независимо от выбранных настроек графики. Реально тильтанул ужасно. Поправят, может и пройду на торрент эдишн. Очень уж very specific эта игра.
Кот же не пострадал, скорее всего. Хозяин ему только угрожает.(но животное всё равно отомстит)
Недавно прошел Блексэда, игра не плохая, но когда понимаешь, насколько больше там потенциал и насколько она могла бы быть лучше, ловишь тильт.
Все комментарии