Шутер от первого лица, в котором мало стрельбы; сюжетная игра, где история обрывается, едва начавшись; проект с оригинальным арт-дизайном, но ужасной оптимизацией и плохим техническим исполнением графики; разработка, затянувшаяся на годы, результатом которой стала кампания длительностью в пару часов… Industria полна противоречий и крайностей, что неудивительно для столь малобюджетного и откровенно любительского проекта — в послужном списке разработчиков из Bleakmill Games это первый и пока единственный релиз, но он точно выделяется из сонма инди, заполонивших Steam.
Осень 1989 года, Берлин. На горизонте уже видны очертания нового мира — для немцев, его приход ознаменуется в первую очередь падением Берлинской стены и воссоединением страны, разделённой на две части почти полвека назад. Впрочем, главную героиню Industria по имени Нора Солхейм эти события заденут лишь вскользь — аккурат 9 ноября (тот самый день, когда рухнула стена) она обнаруживает пропажу своего коллеги и по совместительству и любимого человека, Уолтера, с которым они вместе трудятся над секретным проектом в берлинской научной лаборатории. Испугавшись потери возлюбленного, она спешит на поиски к огромному устройству, над которым они работали и которое, как постепенно понимает игрок, умеет телепортировать предметы и животных в другое измерение.
Всё указывает на то, что Уолтер решился наконец провести испытание на человеке — выбрав самого себя в качестве подопытного. Нора не находит ничего лучше, чем последовать за ним — довольно опрометчивое решение и ничем особо не мотивированное, но, видимо, любовь сильнее страха (хотя со стороны кажется, что героиня воспринимает происходящее как весёлое приключение).
Переход завершается успешно, но на той стороне Нора встречает вовсе не Уолтера, а покинутый жителями город, переживший то ли войну, то ли стихийное бедствие, то ли всё разом. Мир этот отдалённо похож на наш, но находится на совершенно другом уровне технологического развития, в котором безошибочно угадывается наш любимый стимпанк.
На этом, собственно, заканчивается пролог и начинается основная часть путешествия, в ходе которого Нора будет стараться найти любимого, попутно пытаясь разобраться в целой куче загадок, щедро разбрасываемых сценаристами по мере прохождения.
Пролог, к слову, получился совсем неважным: тут и нелогичное поведение главной героини, и печальная графика (нет, не Unity, а Unreal Engine), и отсутствие хоть какого-то геймплея, кроме бега по коридорному уровню. После телепортации ощущения совсем другие: если первый уровень делали второпях или не набив руку, то город Хакавик (так называется это заброшенное место), выглядит в разы лучше Берлина, состоящего из пары домов-коробок с текстурами низкого качества.
Industria явно не из тех игр, которые могут поразить технологическим уровнем картинки. Оно и понятно — это же не AAA-шутер. С другой стороны, именно инди-проекты зачастую привлекают к себе внимание интересным дизайном. Это как раз такой случай: пусть нам показывают довольно скромные по размерам уровни, зато благодаря оригинальным архитектурным образам и грамотной игре света и тени в Хакавике чувствуется свой стиль, а камерность постановки ни разу не мешает.
Любовь разработчиков к загадкам и нелюбовь к объяснению происходящего находит своё отражение в дизайне уровней и врагов. Странные механизмы, лежащие на улицах, агрессивные роботы нескольких видов (они будут единственной угрозой для Норы), силовые кабели, огромные сооружения, возвышающиеся над городом, — всё это создаёт ореол тайны, а сюжет только усиливает это ощущение.
С каждым новым уровнем вопросов становится всё больше, постепенно в дело вступает то ли мистическая, то ли научно-фантастическая составляющая, но окончательно разобраться в происходящем не получится даже после финальных титров. История обрывается внезапно, и сложно понять, что тому виной — творческое бессилие, задел на продолжение или осознанно сделанный открытый финал. Наверняка можно сказать лишь одно: именно повествование и антураж — сильнейшие стороны Industria. Сюжет, пусть и грубо завершённый, оставляет приятное послевкусие, особенно для тех, кто любит открытые концовки.
К сожалению, непосредственно с геймплеем здесь всё куда хуже, да и к картинке возникают вопросы (пусть и технического плана) не только в прологе.
Игровой процесс «в духе классических шутеров» (как обещали разработчики до релиза) на деле означает лишь стандартный донельзя подход к организации перестрелок и наличие небольших, совсем не сложных головоломок. Если вы пришли в Industria для того, чтобы вдоволь пострелять, то явно ошиблись дверью. Врагов здесь мало, оружия у главной героини ещё меньше (всего пять наименований), а сами сражения удивить не в состоянии. Чтобы умереть, даже на высоком уровне сложности придётся постараться — враги на редкость беззубые.
В целом игровой процесс кажется калькой с Half-Life 2: есть похожие противники, вроде небольших роботов, лезущих в ближних бой, и способы преодоления препятствий, в том числе заигрывание с симуляцией физики. Даже такая мелочь, как разрушение ящиков в поисках патронов, заставляет вспомнить монтировку старины Гордона.
Вообще, складывается ощущение, что разработчики прочитали некий «Учебник по гейм-дизайну для чайников» и решили воплотить его постулаты в жизнь, тщательно воспроизводя давно известные клише. Получилось довольно топорно, а некоторые приёмы видны невооружённым взглядом: вот тут надо «заспавнить» побольше врагов для того, чтобы изобразить напряжение, там — очередная головоломка, решение которой очевидно опытному любителю видеоигр… Мы это встречали не раз.
Наслаждаться отличным визуальным дизайном мешает ужасная оптимизация. Где-то к середине прохождения приходится выбирать из двух зол — либо снижать настройки графики, что мгновенно превращает уровни в пародию на современный шутер, либо терпеть ужасные «тормоза», мешающие комфортно стрелять по врагам и просто передвигаться. Впрочем, и без этого очарование стимпанковского города начисто пропадает, стоит лишь попасть на открытую местность, — замкнутые пространства у разработчиков получаются куда лучше.
Тем не менее бросать прохождение на середине не хочется — всё-таки сюжет интригует достаточно, чтобы отвлекать от скучных боёв и низкого fps. Короткая кампания здесь даже благо — она заканчивается, когда раздражение от бестолковых перестрелок начинает перевешивать интерес к истории.
Не исключено, что Industria стала бы только лучше, будь она «симулятором ходьбы» безо всяких сражений. Противники интересны своим дизайном, а не поведением в бою, да и прямолинейное прохождение миниатюрных уровней не надоедает именно благодаря стилистике и истории. Сюжет, полный загадок, ответы на которые игроку придётся додумывать (либо ждать возможного продолжения), получился куда интереснее битв.
Плюсы: дизайн уровней и персонажей; интригующий сюжет.
Минусы: скучные бои; плохая оптимизация; вторичность геймплея.