Scarlet Nexus разработала Bandai Namco Studios, ответственная за Code Vein, а руководителями проекта стали Кэйта Иидзука (Keita Iizuka) и Кэндзи Анабуки (Kenji Anabuki), которые раньше работали над серией Tales of и, в частности, над любимой многими Tales of Vesperia. Понятно, что ожидания от игры были повышенными. И в целом они оправдались.
В Scarlet Nexus мы видим привычную для многих игр картину. На людей нападают странные инопланетные мутанты (их тут называют Иными), обожающие пожирать мозги, а единственными защитниками от них становятся бойцы-псионики из Отряда подавления Иных (ОПИ). Только они с помощью своих экстрасенсорных способностей могут справиться с агрессорами, поэтому постоянно вербуют талантливых псиоников со всего света. Выглядят они все как подростки, потому что принимают таблетки от старения, помогающие дольше сохранять свои навыки.
Такие способности научились развивать, воздействуя на особый псионный гормон в человеческом мозге. Поэтому чуть ли не большинство людей обладают более или менее выраженными экстрасенсорными умениями. А тех, кто не обладает, называют пустышками. Авторы добавили также элементы киберпанка и антиутопии — и в итоге вроде бы шаблонный sci-fi превратился в действительно интересный сеттинг, который сами авторы называю брейкпанком.
На старте мы выбираем за кого играть — за Юито Сумэраги, новобранца ОПИ, который также является сыном главы правительства и братом главнокомандующего, или за уже опытную кадетку Отряда Касанэ Рэндалл. Это две разные сюжетные кампании. Поначалу, конечно, многое повторяется, но даже общие сцены (например, первое нападение Иных, случившееся на улицах города) мы видим с разных точек зрения. Да и в дальнейшем примерно в похожих ситуациях слышим другие диалоги и знакомимся с другими персонажами — Юито и Касанэ попадают в разные отряды ОПИ к разным командирам. Вскоре главные герои начинают достаточно плотно пересекаться по сюжету — писать друг другу письма и вместе ходить на задания.
И, естественно, это мы тоже видим по-разному. Авторы вообще всячески подчёркивают, что Юито и Касанэ непохожи друг на друга. Он, несмотря на шумиху, которая сразу закручивается вокруг новобранца (ещё бы — родня таких влиятельных политиков!), старается оставаться скромным, добрым и внимательным. Она в основном подчёркнуто холодна, бывает прямолинейна до грубости и, кажется, волнуется только о своей сводной сестре Наоми.
В итоге сюжетные линии Юито и Касанэ в какой-то момент кардинально расходятся — они оказываются по разные стороны баррикад, если не сказать больше. Но при этом всё равно сохраняется ощущение, что всё должно закончиться по-другому. Не зря в самом начале игры задаётся интрига — Юито узнаёт в Касанэ девушку, которая много лет назад, когда он был маленьким, спасла ему жизнь. Но они ведь одного возраста — как такое может быть?
Вообще, в истории Scarlet Nexus всё так лихо закручивается в клубок интриг, неожиданных событий и вопросов, что перестаёшь обращать внимание на шаблонность некоторых ходов и персонажей. Просто хочется узнать, чем всё закончится.
По этой же причине понимаешь и принимаешь то, что это не игра в открытом мире, а в первую очередь яркое, закрученное сюжетное аниме. Тут всё подчинено истории, поэтому и побочных заданий не так уж и много (хотя дополнительные занятия всегда есть), и по городским улицам в нам редко позволяют пробежаться.
Помимо Юито и Касанэ в Scarlet Nexus полно и других персонажей. Среди них много боевых товарищей главных героев, с которыми мы достаточно плотно взаимодействуем (в том числе по Сети), выстраивая отношения. Тут и флирт с преподнесением подарков, и чисто практическая выгода — чем выше уровень связи с тем или иным персонажем, тем более крутые его экстрасенсорные способности можно использовать в бою.
Да, как я уже сказал, среди действующих лиц много шаблонных для аниме (и не только) образов. Сразу появляются весельчак-балагур; недовольный вредина, который точит зуб на героев; отвязная девчонка с косичками; подруга детства, дружба с которой, кажется, вот-вот переродится во что-то большее (она-то явно этого хочет); тайно влюблённая в Юито тихоня, которая говорит с таким анимешным придыханием (я играл с японской озвучкой, чего и вам советую!), что начинаешь ждать какой-нибудь хентайной сцены.
Да и в диалогах много банального пафоса. Встречаются и глупости. Например, Юито по сюжету переживает личную трагедию, но в то же время в сценах и диалогах, призванными прокачивать связь с напарниками, может непринуждённо обсуждать брелоки с предсказаниями, рестораны и модные журналы. И даже как ни в чём не бывало встречается с девушкой, которая вроде как в стане врагов, пьёт с ней чай и рассуждает о том, как хорошо, что она о нём заботится.
Это не совсем вина сценаристов — по идее такие сцены можно и не запускать именно в этот сложный для Юито период. Но всё равно некоторые выбиваются из общего ритма и настроения. С этой точки зрения Scarlet Nexus уступает той же Tales of Vesperia и некоторым другим JRPG — там есть и нетривиальные персонажи, и лучше написанные диалоги. Но свежая игра Bandai Namco Studios всё равно берёт своё количеством напарников, тем, как часто мы с ними взаимодействуем, какие они все разные, как много событий с ними связано. Следить за взаимоотношениями героев всё равно интересно, особенно если вы любите аниме. Другое дело, что могло быть ещё лучше…
А вот что в Scarlet Nexus однозначно удалось, так это боевая система. Драки проходят в реальном времени в стиле слэшеров, но мы не просто забиваем врагов холодным оружием (Юито использует большой меч в ближнем бою, а Касанэ атакует на расстоянии метательными кинжалами), но активно чередуем псионические способности героев. Иногда союзников выдают по сюжету, но, как правило, мы сами выбираем состав команды и то, чьи таланты будем задействовать в бою.
Так, можно применить телепатию маленького полковника Луки, чтобы мгновенно телепортироваться по полю боя. Это поможет в ситуациях, когда монстр закрывает тело металлической преградой, как только мы к нему подбегаем, — он отреагировать не успеет, и мы повалим его ударами в уязвимые места. Другие чудища умеют уходить в тень, скрываясь из поля зрения, — тогда лучше позаимствовать у той самой влюблённой тихони её талант предчувствия, что покажет всех скрытых врагов. А если Иные уязвимы к огню, то берём у подруги детства пирокинез.
Персонажей с талантами много — на все случаи жизни. И наша задача — вовремя чередовать эти способности, учитывая, что все они работают лишь в течение ограниченного времени, а потом перезаряжаются. Поэтому и важно взаимодействовать с напарниками, укреплять связь, чтобы повышать эффективность их умений.
Юито и Касанэ используют телекинез, что позволяет им кидаться в Иных предметами от ящиков и велосипедов до машин и автобусов. Последние иногда даже получится оседлать, чтобы гонять ратному полю и давить злыдней.
Есть и особые объекты, которые наносят повышенный урон, — можно взорвать бензовоз, обрушить на монстров потолок или огреть их строительным крюком, вырвать и кинуть столб или часть стены. Частенько задействуются QTE.
В наличии также аналог режима ярости («ускорение мозга»), когда все псионические таланты эффективнее работают и быстрее перезаряжаются. Более того, можно переходить в так называемое «мыслеполе», чтобы наносить особенно мощные повреждения. По сути, псионик в этом случае воюет в собственной голове.
Эффективность телекинеза, обычных атак и других действий, помогающих в бою, мы увеличиваем разучиванием и прокачкой навыков на так называемой карте мозга — с получением новых уровней на это выделяются, соответственно, очки мозга.
Плюс, конечно, никто не отменял снаряжение, которое даёт бонусы к силе, здоровью, защите и так далее. Дополнительные ячейки под них нужно открывать — главные герои это делают с помощью прокачки соответствующих умений, а их напарникам нужно дарить особые устройства. К слову, и подарки, и расходники, и снаряжение можно не только покупать, но и выменивать за собранные ресурсы.
В итоге сражения получаются динамичными и непростыми даже на обычном уровне сложности. А боссы вообще используют уникальные тактики и меняют поведение — для победы приходится задействовать практически все таланты, механики и возможности, что в JRPG встречается нечасто. Как и то, что гриндом заниматься можно, но необязательно — тут больше решает «скилл» игрока.
Да, в Scarlet Nexus чувствуется бюджетность. Тут нет супернавороченной графики, а вместо кинематографичных роликов используются картинки. Но зато они хорошо нарисованы — на уровне качественного аниме. Неслучайно по игре уже начал выходить одноимённый сериал.
Особенно удался дизайн Иных. Описывать эти букеты цветов с женскими ногами и прочих чудищ внятными словами непросто. Сами авторы говорят, что специально смешивали органику и механику при создании Иных. Но на этом явно не остановились — фантазии местных художников позавидовали бы и авторы Silent Hill.
Понятно, что Scarlet Nexus не лучшая JRPG в мире и у неё есть свои проблемы. Но у игры также найдётся достаточно аргументов, чтобы я без сомнения порекомендовал её всем поклонникам жанра и аниме в целом. И главный из этих аргументов состоит в том, что в Scarlet Nexus интересно следить за историей. Не говоря уже о том, что она представлена двумя сюжетными кампаниями — такое в ролевом жанре вообще редкость.
Плюсы: увлекательный сюжет, разбитый на две кампании за разных героев; множество персонажей, с которыми можно общаться и взаимодействовать; интересный сеттинг; во многом уникальная боевая система; крайне колоритные монстры; шикарный арт; выразительная озвучка, особенно на японском; игра переведена на русский.
Минусы: в сюжете, персонажах и диалогах достаточно много клише и банального пафоса; камера при перемещении и в сражениях ведёт себя не совсем адекватно.