Скоро состоится релиз PlayStation 5, а вместе с ней выйдет ремейк Demon’s Souls. Поскольку оригинальная версия игры до сих пор остаётся эксклюзивом PS3 (её даже в PlayStation Now добавили лишь в Японии), для многих это будет первой возможностью лично ознакомиться с игрой, положившей начало серии Souls. В 2009 году игровая пресса не писала о каждой непростой новинке, что она трудна «прямо как Dark Souls», а потому интересно вернуться в то время и почитать реакции рецензентов. Спойлер: не всем сложность пришлась по душе.
https://www.youtube.com/watch?v=fvvb9PsYn3o
Награда за выдержку
Именно со сложности и стоит начать – очевидно, о ней говорилось в каждой рецензии. Авторы использовали самые разные прилагательные, от «раздражающая» до «награждающая», но лучше всего высказалась Кеза Макдональд (Keza MacDonald) с Eurogamer:
Это одна из самых сложных современных видеоигр, отказывающаяся идти даже на малейшие уступки, которые бы сделали вас счастливее или спокойнее. Увлечение Demon’s Souls можно сравнить с влюблённостью в безэмоционального, но порой жестокого психопата.
Сюжета в привычном смысле слова в Demon’s Souls нет, зато есть отличные персонажи, и дифирамбы им пели во многих рецензиях.
Автор IGN тоже написал восторженную рецензию – он назвал игру «мучительно олдскульной» и в то же время «невероятно уникальной» – несмотря на частые смерти, падения с высоты, неудачные забеги и всё остальное, «в неё продолжаешь играть просто потому, что это одна из лучших игр на PlayStation 3». Он добавил:
Ощущение глубокого страха и нарастающего напряжения просто потрясающее, и благодаря ему получаешь головокружительные эмоции после прохождения очередного этапа. Ни одна другая игра за последние годы так не вознаграждала за аккуратное, осторожное прохождение и не наказывала так сильно за глупые проявления героизма и излишнюю смелость. Здесь нет несправедливых смертей, но игра неумолимо сурова, как инструктор по строевой подготовке, – кажется, она истощает вас раз за разом и наказывает за вашу тяжёлую работу, но в конечном итоге добиваешься успеха и понимаешь, что эти смерти были необходимы для получения ценных уроков.
Большинство сошлись во мнении, что Demon’s Souls не пытается быть нечестной по отношению к игроку, но всегда остаётся требовательной. «Игра иногда может быть невыносимо сложной, но, как только понимаешь, что нужно делать, преодоление того же пути становится невероятно простым. В результате ты даже не понимаешь, почему поначалу у тебя это вызывало так много трудностей», – писал автор RPGamer, назвавший тогдашнюю новинку одной из лучших RPG поколения.
Такого же мнения придерживался обозреватель GamesRadar, который будто был удивлён, что в японской игре «вы не найдёте ни кошкодевочек, ни женственных героев, ни счастливых концовок». А на GameTrailers были рады тому, что в «эпоху сплошных сиквелов» на свет появилась оригинальная, инновационная игра. Автор 1UP вообще сравнил своё прохождение со Стокгольмским синдромом – сколько бы он ни погибал и сколько бы ошибок ни совершал, ему раз за разом хотелось вернуться.
В ремейке локации будут выглядеть роскошно, но и в оригинале они хороши – о красоте локаций писали многие.
Рецензент сурового британского журнала EDGE, коллектив которого обычно не разбрасывается высокими оценками, поставил игре 9/10 и тоже оказался ею очарован:
Это полная противоположность современным играм. Она больше поощряет мастерство, нежели простую настойчивость, и каждая награда в ней даётся с таким трудом, что делает её почти недостижимой. Но если в основном игры привлекают нас возможностью приобретать новые навыки и овладевать ими, то самые острые ощущения можно получить лишь от наиболее трудных экземпляров. Тем, кто сможет преуспеть под строгим контролем Demon’s Souls, достанутся самые сильные впечатления от виртуальных достижений среди всех возможных.
Лучше бы попроще
Demon’s Souls почти везде получила высокие оценки, но без исключений не обошлось. В частности, авторы японского журнала Famitsu не сошлись во мнениях – как всегда, баллы игре выставили четыре журналиста, но только один из них расщедрился на 9/10 и рекомендовал новинку всем фанатам RPG. Другой ограничился лишь 6/10, поругал проект за слишком высокую сложность и отсутствие подсказок и написал в конце, что это «игра не для всех». Остальные рецензенты поставили по 7/10 – они тоже были не в восторге от сложности. Забавно, но спустя годы в читательском голосовании Famitsu за лучшую игру на PS3 победила именно Demon’s Souls.
Оценку 6/10 влепил и обозреватель сайта GamerVision – мало кто об этом издании слышал, но на Metacritic эта рецензия висит. Автор жаловался на всё подряд: и из-за потери душ после смерти ему хотелось выйти из игры и не возвращаться, и обучения ему было недостаточно, из-за чего приходилось во всём разбираться методом проб и ошибок.
В большинстве игр два окруживших врага – мелочь, но в Demon’s Souls приходилось быть аккуратнее.
«У проекта был очень большой потенциал, но большинство людей не оценят то, что он может им предложить. Игра попросту недружелюбная и создана для слишком маленькой целевой аудитории», – писал рецензент. Он сравнил игру с экспериментальным романом «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса (James Joyce), структура и слог которого сделали его совершенно непонятным как для публики, так и для других писателей вроде Набокова.
В заключительном абзаце автор нашёл повод похвалить Demon’s Souls – ему понравились загадочный мир с интригующей историей, геймплейные различия при игре за разные классы и дизайн противников. Но ему было очень обидно, что из столь прекрасных элементов состоит такая беспощадная игра:
Игру так хотели сделать сложной, что забыли добавить в неё важнейшие элементы, способные сделать её гораздо лучше. Трудные игры нужны, с этим никто не спорит, и Demon’s Souls пытается быть таковой. Однако она слишком сильно старается ублажить геймеров, уставших от низкой сложности, и становится уже не трудной, а раздражающей и приводящей в бешенство.
Даже в самых позитивных обзорах иногда писали, что путь к боссам бывает слишком долгим.
Других посредственных оценок не было, если не считать 7/10 от австралийского PlayStation Official Magazine, в котором автор недоумевал из-за отсутствия «привычных в XXI веке» функций вроде точек сохранения и паузы при открытии инвентаря. Те же, кто ставил 8/10, в основном признавали высокое качество игры, но рекомендовали её очень осторожно. На TheSixthAxis, к примеру, предупредили, что это «проект не для всех» и многие геймеры «эмоциально не подготовлены» к такой сложности, поскольку привыкли к «более простым и ведущим за руку» развлечениям.
Когда ты не один
Однако сотрудники всех перечисленных изданий, равно как и других сайтов, согласились с тем, что мультиплеер оказался отличным. Слово «революционный» встречалось в большинстве рецензий того времени – и о PvP все отзывались хорошо, и о своеобразном кооперативе. Возможность взглянуть на тени погибших игроков пришлась всем по душе, как и система коротеньких сообщений на земле. Вот что писал автор GameSpot:
Эти сообщения не только помогают другим игрокам – те могут даже их оценить. Сообщения с низкими оценками быстро исчезают, а высокооценённые остаются дольше. Это восхитительная система, благодаря которой и автор, и читатель оказываются вознаграждены. Те же, кто оставляют ложные, бессмысленные или обманные сообщения, попусту тратят своё время.
Впрочем, троллей в серии Souls оказалось немало – порой обманные предупреждения, наоборот, получают много «лайков».
Жалобы на камеру встречались в паре рецензий, но для большинства она не была проблемой.
Несмотря на любовь журналистов, игрой года Demon’s Souls стала лишь в четырёх изданиях, в том числе на GameSpot. В 2009 году тягаться с Uncharted 2, которую провозгласили лучшей более сотни изданий, было почти невозможно. Dragon Age: Origins на некоторых сайтах забрала титул RPG года, но кое-где ею всё же назвали Demon’s Souls – на IGN, например. В наше время ремейки охотно номинируют на подобные награды – достаточно вспомнить успех Resident Evil 2 в 2019 году. Интересно, насколько сильно впечатлит аудиторию ремейк одной из важнейших игр FromSoftware.
Удивительно, что она на геймспоте взяла игру года. Механика там была ещё дубовенькая. Только к темным душам ее отшлифовали. Я лично прям ВАУ эффекта от нее не помню в отличии от продолжения, которое правда было восхитительным
Странно что про оптимизацию никто не написал — она там просто ужасная. У меня это вообще единственная на памяти игра которая на смерть повесила консоль (причем дважды).