Играми, в которых можно перематывать время, сейчас никого не удивить. Однако подобная механика сама по себе всегда выглядит интересно и даёт разработчикам простор для творчества. Взять, к примеру, Life Is Strange, в которой Макс Колфилд благодаря своим суперспособностям могла использовать информацию из будущего, или Prince of Persia: The Sands of Time, где волшебный кинжал, поворачивающий время вспять, не раз спасал принца от гибели. В платформере-головоломке Braid перемотка назад и вперёд вообще открывала огромный простор для взаимодействия с разными объектами.
Свежая Timelie от таиландской Urnique Studio в каком-то смысле недалеко ушла от культовой игры Джонатана Блоу (Jonathan Blow). Манипуляции со временем в инди-новинке необходимы для того, чтобы разобраться в устройстве её уровней и решать загадки, продвигаясь всё дальше и дальше… Хотела бы я сказать «по сюжету», но тут он далеко не на первом месте. Timelie – это игра, где во главе угла стоит исключительно геймплей, весьма изобретательный и незаурядный.
https://youtu.be/GfAORIS3Dqg
Erase And Rewind
По меркам инди-индустрии Timelie можно назвать долгостроем: работа над «тактической головоломкой для смартфонов» стартовала ещё в 2015 году и была дипломным проектом для пяти выпускников университета Чулалонгкорна. В 2016-м прототип Timelie одержал победу в категории «Игры» на Imagine Cup, международном конкурсе среди старшеклассников и студентов, который ежегодно проводит Microsoft.
Проект уже тогда выглядел вполне достойно и представлял собой сборник изометрических уровней-загадок, в которых нужно было дойти из одной точки в другую. Игрок должен был незаметно пробираться мимо врагов (тогда ими были, судя по всему, обычные люди), мог использовать специальные предметы (например, кинжал, чтобы со спины ликвидировать противника), а если вдруг оказывался замеченным, на помощь приходила не перезагрузка, а перемотка.
Так выглядела Timelie образца 2016 года.
Молодые разработчики представили Timelie как историю о таинственной женщине, которая украла способный управлять временем гаджет. Она отправилась спасать девочку, похищенную некой злой организацией. Также в речи студентов-победителей упоминались параллельные вселенные, у каждой из которых свой таймлайн, и пророки, способные предвидеть будущее. Удивительно, но сюжетных деталей в прототипе было гораздо больше, чем в Timelie из 2020-го.
Как вы уже, наверное, догадались, на престижной награде команда студентов не остановилась: им очень хотелось исполнить свою мечту и сделать настоящую игру. Они основали студию, расширили штат и уже со знанием дела принялись доводить Timelie до ума. Многое пошло под нож, многое было переделано. Стёрто и отмотано назад, если говорить языком игры.
На Imagine Cup разработчики даже назвали имя главной героини – Мерза. Интересно, насколько тяжело было им отказываться от собственных идей, перекраивая своё детище для полноценного релиза.
Девочка, покорившая время
Timelie начинается с пробуждения протагонистки в палате. Покинув комнату, безымянная белокурая девочка (отдалённо напоминающая похищенного ребёнка из прототипа) быстро обнаруживает, что умеет отматывать время. Эта способность помогает ей выживать среди враждебных роботов-патрульных. Вскоре героиня встречает рыжего кота, и вместе они начинают искать путь к спасению.
История в Timelie подаётся без слов. Разработчики избавились от реплик персонажа и в целом не стали утруждать себя проработкой сюжета. Между главами нам показываются интригующие пиктограммы (череп, пистолет, шахматные фигуры), но на их расшифровку рассчитывать не стоит. Нам не раскрываются ни личность девочки, ни причина её побега, ни, главное, происхождение её способности влиять на время. Нельзя ничего узнать и о самом мире Timelie. Изначальный сюжет оригинальным, конечно, не назовёшь, но в нём хотя бы была какая-то структура. Видимо, в Urnique Studio решили, что лучше просто ввести логику сна, чем скатываться в банальщину, и отбросили всё лишнее, сосредоточившись на игровом процессе.
Спустя пять лет в Timelie по-прежнему осталось два играбельных персонажа, только теперь вместо двух героинь (похищенного ребёнка и Мерзы) мы управляем девочкой и кошкой.
Цель каждого уровня – довести персонажей до выхода или собрать некий артефакт и при этом не попасть в лапы к роботам. Протагонистка как бы намечает в голове оптимальный маршрут, а когда вместе с котом добирается до двери, нам уже показывают, как в реальном времени выглядит наше идеальное прохождение. Примерно так же просчитывал свой путь андроид Маркус в Detroit: Become Human. Правда, в Timelie каждый шаг придётся продумывать уже самому.
Движения персонажей можно скоординировать на шкале таймлайна так, чтобы они происходили одновременно. Для этого нужно просто запланировать действия одного героя, а потом отмотать назад и выбрать другого. Первый персонаж при этом запомнит то, что он должен сделать в будущем, – ровно до тех пор, пока вы не измените его поведение. Перемотка – это вообще универсальное решение проблем. Не получилось убежать от робота? Отмотайте назад. Оказались в ловушке за запертой дверью? Не беда, снова перематываем и пробуем другое решение.
Вместе с персонажами начинают двигаться и враги – как и в Superhot, время тут привязано к перемещению героя. Удобно, что с помощью перемотки вперёд можно стоять на месте и ждать, изучая, например, маршруты противников.
Time Is Running Out
Умения персонажей чётко разграничены. Кошка может прятаться в вентиляционных шахтах и мяуканьем привлекать внимание роботов. Девочка умеет пользоваться аппаратами, открывающими разноцветные двери, а собирая светящиеся кубы, она может восстанавливать с их помощью сломанные мосты и расправляться с врагами. Эти способности, по-видимому, пришли на смену предметам из первой версии игры.
Новые механики вводятся в Timelie постепенно – в плане развития и усложнения геймплея всё сделано толково. Каверзность головоломок медленно растёт по мере того, как игрок набирается ума-разума и начинает понимать логику их решения. Под конец сама идея возвращения в прошлое выходит на новый уровень, но спойлерить я, конечно же, не буду.
В Timelie нет ограничения на количество перемоток за миссию, какое было, например, в Invisible, Inc.
Локаций в игре не так уж и много. Они не генерируются случайным образом, так что повторное прохождение уже не будет таким интересным. Однако в Timelie есть испытания, в которых нужно пройти уровень с определённым ограничением: например, без убийств, не мяукая или очень быстро. Правда, пока не выполните это условие, вы не узнаете, что конкретно от вас требовалось. По всей видимости, такой подход должен мотивировать игроков перепроходить локации, пытаясь разными способами ограничивать себя.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение и очень приятный визуальный стиль Timelie. В отсутствие слов саундтрек задаёт настроение – иногда тревожное, иногда умиротворённое. Преобладание синего в цветовой гамме и минималистский дизайн не отвлекают на себя внимание и дают сфокусироваться на прохождении уровней-головоломок.
Роботы, патрулирующие локации, – не единственная угроза, мешающая персонажам выбраться на свободу.
Потратив где-то пять часов на прохождение игры, я так и не получила ответы на большинство сюжетных вопросов, зато отлично размяла мозги, проводя девочку и кошку через изометрические уровни-головоломки. Для своего первого релиза разработчики из Urnique Studio славно постарались, и их игру в дальнейшем хотелось бы увидеть не только на PC, но и на мобильных платформах – именно под смартфоны «затачивался» её прототип. И вот, казалось бы, хоть тема с управлением временем уже заезжена, Timelie всё равно ощущается свежо и оригинально. Такой вот парадокс.
Плюсы: интересные уровни-головоломки, сложность которых плавно возрастает по мере прохождения; аскетичный визуальный стиль и гармонирующий с ним саундтрек.
Минусы: за намёками на интригующий сюжет, по сути, ничего нет; сама история быстро проходится.
Всегда любил игры с фишкой взаимодействием временем, ибо за частую механика интересная. Мне очень нравится визуальный стиль, приятный и милый у данной игры. Я ожидаю эту на плойке как ни странно, это вот так игра которую лег на диван и со спокойной душой проходишь.(Телефон у меня слабый, мало вероятно что пошла бы). Классный обзор, очень интересный. Мое скоромное и мелкое благодарство автору.
Механически выглядит крайне похожим на недавний Iron Danger, только упрощенный. Конечно, игры с подобной механикой были и раньше, но интересно что две из них вышли буквально лоб в лоб, с небольшим разрывом