Оригинальная Persona 5 вышла три года назад и по-прежнему считается одной из лучших игр на PlayStation 4. Красивая, стильная, увлекательная, масштабная – как её только не называли, и все эти характеристики были и остаются справедливыми. Без изъянов, конечно, не обошлось, и по старой традиции Atlus решила исправить недочёты в дополненной версии. К счастью, в этот раз вечным пленником портативной консоли переиздание не станет – как и оригинал, Persona 5 Royal доступна на PS4. При этом сохранения из старой игры не перенести, да и сниженную цену её обладатели не увидят – платить нужно как за новинку. Всё потому, что мелких и крупных изменений тут запредельно много, и в виде загружаемого дополнения предложить всё это было бы невозможно.
https://www.youtube.com/watch?v=-b2SV5fkQrk
Снова в школу
В основе своей Persona 5 Royal остаётся той же игрой. Подростки, совмещающие учёбу и личную жизнь, обнаруживают, что способны с помощью загадочного приложения на смартфоне проникать в подсознание людей. Охотятся ребята в основном на негодяев, а себя называют «Призрачными похитителями сердец» – у каждого подлеца (хотя целями тут не всегда становятся злодеи) настолько извращённое представление о реальности, что в глубине души он видит себя в замке или другой роскошной постройке. Подобные локации называются дворцами, и в глубине каждого из них есть оберегаемое виновниками сокровище, после похищения которого цель в реальном мире внезапно подобреет и чуть ли не публично за всё извинится.
В Persona 5 очень много разнообразных элементов, которые прекрасно сочетаются в долгой, засасывающей в себя игре. Тут и на уроках надо сидеть, слушая учителей и отвечая на вопросы (лекции и экзамены, кстати, в Royal совершенно другие). И развлекаться после школы с друзьями – либо откликаться на их просьбы, либо брать инициативу в свои руки и приглашать их на свидания или просто ходить в кинотеатр и забегаловки. И зарабатывать деньги, продавая трофеи из дворцов или работая в цветочном или продуктовом магазине. И посещать параллельный мир, сражаясь там с противниками и улучшая характеристики.
Иногда персонажи решают обратиться к школьному психологу. За их беседами мы наблюдаем со стороны.
Чем дольше играешь, тем больше становится вариантов и тем труднее выбирать, на что потратить день или вечер. Однако если раньше это действительно было проблемой, то в Royal свободного времени значительно больше. Одна из главных претензий к оригиналу была связана с котом Морганой – дескать, слишком часто этот персонаж вынуждал игрока ложиться спать и терять целый вечер. Теперь же кот просто запрещает покидать пределы кафе, где живёт протагонист, а внутри здания можно улучшать хоть какие-то характеристики. Варить кофе ради очков доброты, мастерить отмычки, заниматься учёбой, смотреть DVD. Диски, кстати, не покупаешь по отдельности, а лишь отдаёшь небольшую сумму за годовой абонемент – больше никаких штрафов за позднее возвращение фильма в магазин.
В то же время стало больше и развлечений. В Royal есть новая локация (Китидзёдзи) с джазовым баром, дартсом, бильярдом и храмом для медитации – всё это позволяет улучшить разнообразные характеристики. В местном «секон-хенде можно продавать грязную броню, которую постоянно забываешь сдать в стирку, и получать за неё очки для покупки ценных расходных предметов. А местный продавец аксессуаров предлагает отличные ожерелья, усиливающие атаки при использовании тех или иных приёмов во дворцах.
Район Китидзёдзи – самый крупный в игре.
Новые и старые друзья
Самое важное нововведение – совершенно новый семестр со своим сюжетом и дворцом, и этот бонусный эпизод оказывается одним из лучших в игре. Специально ради него в Royal ввели двух дополнительных персонажей: школьного психолога Маруки (появляется он, конечно, после первого дворца – игравшим в оригинал причины понятны) и очаровательную ученицу Касуми, увлекающуюся гимнастикой. У обоих героев, как и у остальных товарищей и напарников, есть уровни близости с протагонистом. Однако они не только даруют игроку новые способности, но и каждый раз повышают показатели на пять единиц: Маруки – ману, а Касуми – здоровье.
И Маруки, и Касуми вписались в историю отлично. Первый вызывает к себе учеников для задушевных разговоров, а с протагонистом обсуждает психологию, пытаясь лучше разобраться в том, как устроено человеческое сердце. Вторая при каждой встрече умиляет своей непосредственностью и приглашает героя в самые разные места, а иногда и вовсе попадается за пределами запланированных встреч. Диалоги с ней каждый раз вызывают улыбку, но всё же жаль, что играбельным персонажем она становится так поздно.
Касуми может говорить о гимнастике бесконечно, но всё же переключается и на другие темы.
Оба новичка играют большую роль в бонусном семестре, так что для получения доступа к нему отношения с Касуми должны достичь пятого уровня, а с Маруки – девятого. Плюс необходим восьмой уровень с Акети, процесс близкого знакомства с которым изменился. Если условия не выполнены, игра закончится на том же месте, что и оригинал. Об этом ни разу не предупреждают, из-за чего можно оказаться в неприятной ситуации, когда потратил на игру кучу времени и лишился возможности оценить дополнительную сюжетную линию. С другой стороны, времени на всё это достаточно много, да и намеренно игнорировать новых героев вряд ли кто-то станет, особенно когда они постоянно напоминают о себе SMS-ками.
Заведения, предлагающие работу с частичной занятостью, теперь сообщают об особенно загруженных сменах и дают за них больше денег и бонусов к характеристикам. Друзья, с которыми проводишь время, звонят после встречи и обсуждают прошедший день – если нормально им отвечать, следующее повышение ранга получишь раньше и не придётся приглашать их лишний раз просто так. Это одно из многих нововведений, делающих персонажей ещё более живыми: в Royal нарисовали больше портретов в диалогах, благодаря чему эмоции передаются значительно лучше, а иногда нам показывают сцены со встречами героев без участия протагониста.
Третье семя воли всегда охраняется крепким противником, к бою с которым лучше подготовиться.
Дворцовые тайны
Многочисленные нововведения бросаются в глаза и за пределами школьной жизни. Боссы в дворцах обзавелись новыми механиками или даже фазами боя, благодаря чему сражения с ними более захватывающие. Дизайн самих дворцов тоже частично изменили – теперь у главного героя с самого начала есть крюк, позволяющий цепляться аки Человек-паук за некоторые поверхности. Слишком большую свободу это не даёт, зато исследовать локации интереснее. Вдобавок в каждом дворце теперь спрятаны семена воли, о которых при приближении предупреждает Моргана. Собираете все три штуки и получаете аксессуар, плюс каждое семя при его нахождении восстанавливает часть маны.
Вообще, такого дефицита маны, какой был раньше, теперь не испытываешь, и проходить дворцы за один забег стало значительно легче. Поскольку Моргана реже заставляет спать по ночам, появляется свободное время для варки кофе, а во дворцах этот напиток восстанавливает аж 30 единиц маны. По мере прохождения разблокируешь мощнейшие атаки, названные Showtime, – возможность их использовать появляется случайно, и при этом никакие ресурсы на них не затрачиваются. Это уморительно смешные сценки с участием двух героев, причём в команде достаточно иметь лишь одного из них – опция всё равно будет появляться.
Ролики Showtime-атак можно пропускать, но даже в двадцатый раз они поднимают настроение.
Передача эстафеты (baton pass) здесь устроена иначе – теперь доступ к ней есть сразу у каждого героя. Основа осталась той же: если персонаж нашёл слабость у врага и оглушил его, герой получает ещё один ход и может передать его напарнику. В Royal при этом не только происходит постоянное увеличение урона, но и восстанавливаются здоровье и мана, а последний получатель и вовсе сможет использовать любой приём «бесплатно». За счёт этого пошаговые сражения становятся более яркими, но и это не предел – если играть с друзьями в дартс в Китидзёдзи, можно усилить бонусы за эстафеты, что сделает команду ещё опаснее. Да и сам дартс получился забавной мини-игрой, в которой кидать дротики нужно с помощью гироскопа DualShock 4.
Бои стали увлекательнее не только благодаря этому. Патроны теперь восстанавливаются после каждого поединка, что делает огнестрельное оружие куда полезнее. Если у побеждённого противника хочется забрать персону путём переговоров, Моргана подскажет, какой должен быть тон беседы, – больше никаких «угадаек». А среди врагов встречаются disaster shadows – оппоненты, которые совершают контратаку после каждого вашего удара и взрываются в случае смерти, нанося большой урон всем своим товарищам. Заодно они оставляют после себя всякие ценные предметы.
Если противник может взорваться, имеет смысл подумать над тактикой.
И многое, многое другое
Помимо дворцов редизайну подверглась и многоэтажная локация Mementos, где герои (в свободное время) пытаются проучить людей, преступления которых меркнут на фоне злодеяний сюжетных негодяев. В обновлённой Mementos появился новый персонаж – загадочный мальчик Джозе, открывший собственный магазин.
Исследуя локацию, протагонист собирает цветы и может обменять их на зелья, оружие, броню и прочие полезные вещи. А расставленные на каждом этаже печати, если их активировать, позволяют увеличить количество получаемых денег, предметов или опыта в пределах Mementos. Так что поездки по разным этажам становятся менее утомительными и занудными.
Джозе также встречается в Thieves Den, собственном дворце главного героя. Это ещё одна совершенно новая локация, посетить которую можно в любой свободный день в главном меню. В этом просторном зале есть обвешанные концепт-артами и скриншотами стены (всё удаётся приблизить и внимательно рассмотреть), стоит проигрыватель с музыкой (а новых композиций тут почти три десятка), в кинотеатре позволяют перезапустить ролики, на постаментах можно размещать украшения, статуи и прочие элементы декора, которые посещающие зал персонажи обязательно прокомментируют. Там же с виртуальными друзьями предлагается сыграть в карточную игру Tycoon, увлекающую похлеще основной истории. С Thieves Den, кстати, связаны многочисленные внутриигровые достижения вроде получения 30 персон или сотни побеждённых «огнестрелом» врагов.
Аксессуары, полученные за поиск семян воли, Джозе сделает чрезвычайно полезными.
В Velvet Room, где протагонист жертвует старыми персонами ради новых, тоже полно изменений. Отныне там периодически запускается тревога, во время которой можно получить более мощные персоны, чем в обычные дни. Там же проводятся испытания с редкими наградами, где сражаешься с разными противниками. У персон теперь есть черты характера (traits) – пассивные эффекты, переносящиеся при слиянии. А с надсмотрщицами Каролиной и Джустиной есть новые забавные сценки, где вместе с главным героем они посещают локации в реальном мире и пытаются разобраться в человеческой психологии. Всё это и многое другое, очевидно, в DLC не предложить, да и быстро становится понятно, почему старые сохранения не поддерживаются. Можно долго спорить о выбранном Atlus направлении и «неэтичности» выпуска таких изданий за полную цену спустя несколько лет, но в Persona 5 Royal достаточно нововведений, чтобы издание могло заинтересовать даже проходивших оригинал. В основе своей это по-прежнему невероятная игра, в которой даже спустя сотню часов надеешься, что финал увидишь не скоро. А в Royal и контента больше, и геймплей обновился, и новые персоны есть – и без того восхитительная JRPG стала ещё лучше, закрепив за собой статус одной из лучших игр поколения.
Плюсы: по-прежнему одна из лучших игр поколения; новые герои отлично вписались в историю; более 20 часов нового контента; изменения в расписании позволяют быстрее улучшить отношения и характеристики; нововведения в боевой системе делают сражения интереснее; режим Thieves Den и связанная с ним мини-игра придутся по душе фанатам; изменения в Mementos понравятся тем, кто считал эту часть игры не самой увлекательной; платиновый трофей получить значительно проще, чем в оригинальной Persona 5; множество других качественных изменений.
Минусы: дополнительный семестр не разблокируется, если не проводить время с новыми героями, и об этом нигде не предупреждают.
даже не вздумай покупать этот шлак, сейчас объясню почему И ДЛЯ ВСЕХ ТОЖЕ, это симулятор подростка.(нет это не всё:)) начнём с того что все начали хаить новую финалку про её изменения я скажу это правильно ибо всё логично эта игра выше всех похвал и она показывает то что мы хотим увидеть и то что мы не ожидаем увидеть, нет я понимаю что репортёры этого сайта любят плойку очень сильно но это и мешает делать объективный обзор игр почему? почему мне эта игра не нравится? во первых они отошли от первоначальной отличной задумки оригинальных частей персон а именно самых лучших это Persona 2 — Innocent Sin и Persona 2: Eternal Punishment(ешё была первая но она была не очень, но именно из неё перенесли в другие части идеи)(в них рассказывалось о джокере который убивал людей по заказу по телефону и чем дальше мы распутывали клубок интриг тем ужаснее события открывались+игра была с различными развилками)эти две игры были великолепны и именно они должны были развиваться в качестве ремеков(а вышли фу версии для псп)потом вышла треться скандальная часть иза самоубийств школьников чтоб потом сражаться с демонами и именно там начали зарождаться пагубная страсть японцев делать симулятор жизни школьников эти три игры на 200% прошёл ок интересные были (но персона 2 интереснее тртий части всё равно)а потом вышла четвёртая часть оообоже она почти вся состояла из мультиков и она была нуууочень затянута потом японцы выпустили обновлённую версию которая вообше меня убила, в четвёртую часть была ну очень стрёмно играть так как боёв была мало и игра совсем скатилась из ужастика-триллера в школьную комедию с долькой мистики и тут выходит пятая часть, я как увидел геймплей и графику ообоже это что правда графика на пс4 боже… графика была на уровне пс3 или даже пс2 похоже японцы вообше не утруждают себя в придумывании чего нового, не надо тут писать это издание стоит того что купить? почему она стоит того чтоб купить? ну добавили пару шмоток и парочку локаций и что? я понцы так постоянно в другий играю делают, вообше это их пагубная привычка во так делать в с помним игры династион с их экстремальными лендами, сюжет бред сивый кобылы, я тут в подземелья хочу ходить на монстров, побеждать страшных персон, бороться за свою жизнь как это было во второй части а не в школу на уроки, и зачем опять сделали школьников главными героями, во во трой части не было школьников и она игралась очень хорошо, я почему в начале писал о финалке 7? да потому что лучше купить ту игру которая по настоящему начинает задать темп новому сюжету и развитию лора чем в этой игре и да отмазка японцев дескать мы не можем перевести игры типа игра диалоговая и типа слова не поместятся в рамочках ФИГНЯ ЭТО ПРОСТО НЕ НЕСИТЕ ЧЕПУХИ. ох я представляю какой сейчас начнется срачь, на фига вообше делать рпг если там почти всё сводится к прогулкам с друзьями в караоке+ графика на уровне пс3 или даже 2
Японцы любят патчи за фуллпрайс продавать. В оригинале, кстати, последний семестр просто скипался, но он на календаре был. То есть разработчики сознательно его не делали.
не все, но большинство Расскажи при минусы. Желательно все весомые. 2 часа просмотра на ютьюбе пару лет назад, этот по сути патчнот продали мне игру, НО только когда портируют на ПК. Там ещё что-то будет наверняка, но недостатки оставшиеся лучше сейчас знать
Называть Рояль «патчноутом» — крайне не корректно, так как основное, что делает Рояль так это расширяет игру и углубляет персонажей добавляя новых и новые механики с новыми локациями.
Минусы? Хм, я не такой уж достоверный источник, на самом деле, тем более в обзоре в принципе всё по делу расписано. У меня всего лишь есть друг знающий японский и он прошёл Рояль ещё в ноябре и про Рояль, кроме спойлеров, я знаю чисто с его слов.
Однако, единственный минус, который остался в Рояле, так это дико скучные второ и третье степенные персонажи. Не все, но половина уж точно. Для кого-то это не критично, так как эти персонажи в сюжете могут появится, всего, на одну реплику. Но зная, что было в P4, и зная что там второстепенные персонажи отлично прописаны, то в P5 ощущается шаг назад в этом плане.
Другие минусы я не могу озвучить, так как они или несущественные или, максимально, субъективные. И да, лучше даже не думать о PC версии P5. Фанаты никак не могут выпросить у разработчиков порт на Switch, которая гораздо востребовании PC нынче. Пальцам, конечно показывать не буду, но тут явно Sony не хочет отдавать эксклюзивность серии Persona и понятно почему. В Японии и уже на Западе Persona — очень мощный эксклюзив. Так что PC версии точно не быть.
Persona 2 — Innocent Sin и Persona 2: Eternal Punishment(ешё была первая но она была не очень, но именно из неё перенесли в другие части идеи)(в них рассказывалось о джокере который убивал людей по заказу по телефону и чем дальше мы распутывали клубок интриг тем ужаснее события открывались+игра была с различными развилками)эти две игры были великолепны и именно они должны были развиваться в качестве ремеков(а вышли фу версии для псп)потом вышла треться скандальная часть иза самоубийств школьников чтоб потом сражаться с демонами и именно там начали зарождаться пагубная страсть японцев делать симулятор жизни школьников эти три игры на 200% прошёл ок интересные были (но персона 2 интереснее тртий части всё равно)а потом вышла четвёртая часть оообоже она почти вся состояла из мультиков и она была нуууочень затянута потом японцы выпустили обновлённую версию которая вообше меня убила, в четвёртую часть была ну очень стрёмно играть так как боёв была мало и игра совсем скатилась из ужастика-триллера в школьную комедию с долькой мистики и тут выходит пятая часть, я как увидел геймплей и графику ообоже это что правда графика на пс4 боже… графика была на уровне пс3 или даже пс2 похоже японцы вообше не утруждают себя в придумывании чего нового, не надо тут писать это издание стоит того что купить? почему она стоит того чтоб купить? ну добавили пару шмоток и парочку локаций и что? я понцы так постоянно в другий играю делают, вообше это их пагубная привычка во так делать в с помним игры династион с их экстремальными лендами, сюжет бред сивый кобылы, я тут в подземелья хочу ходить на монстров, побеждать страшных персон, бороться за свою жизнь как это было во второй части а не в школу на уроки, и зачем опять сделали школьников главными героями, во во трой части не было школьников и она игралась очень хорошо, я почему в начале писал о финалке 7? да потому что лучше купить ту игру которая по настоящему начинает задать темп новому сюжету и развитию лора чем в этой игре и да отмазка японцев дескать мы не можем перевести игры типа игра диалоговая и типа слова не поместятся в рамочках ФИГНЯ ЭТО ПРОСТО НЕ НЕСИТЕ ЧЕПУХИ. ох я представляю какой сейчас начнется срачь, на фига вообше делать рпг если там почти всё сводится к прогулкам с друзьями в караоке+ графика на уровне пс3 или даже 2