Появление в декабре душевных инди-игр, вызывающих во время прохождения самые разные эмоции, уже стало традицией. Одним из последних релизов 2017 года была прекрасная Gorogoa, прошлый год завершился несравненной Gris, а сейчас на PC и консолях вышла Arise: A Simple Story. Испанская команда Piccolo Studio предлагает игрокам вспомнить вместе с главным героем самые яркие моменты из его жизни — порадоваться, погрустить и увидеть простую историю о таких же простых людях.
https://www.youtube.com/watch?v=VJRnaCaRLH4
Красота в простоте
По сюжету седовласый протагонист с густой бородой умирает в самом начале игры. Он прожил долгую жизнь — настолько, что её удалось поделить на десять примерно равных частей, каждую из которых предстоит изучить. От раннего детства до глубокой старости было достаточно интересных эпизодов, чтобы герою захотелось вновь их пережить, пусть некоторые из них и оказываются далеко не такими весёлыми, как остальные. Его счастье, горе, взлёты и переживания мы будем наблюдать вплоть до финальных титров.
Одно из главных умений дедули — способность перематывать время вперёд и назад. На этой механике построены абсолютно все уровни, и без её использования завершить их невозможно. Перемотка увеличивает и уменьшает сугробы, двигает листья кувшинок в разные стороны, меняет направление ветра — на таком взаимодействии с окружением и основаны все платформенные загадки. Локации почти полностью линейны, запутаться в них невозможно, поэтому, если дальнейшие действия непонятны, достаточно поэкспериментировать со временем — наверняка решение быстро найдётся.
Удивительно, но разработчики смогли сделать все десять уровней непохожими друг на друга в плане того, чем игроку нужно на них заниматься. Казалось, по первой локации всё понятно — мы влияем на уровень воды, камни появляются и исчезают, иногда деревяшки приплывают, мы стараемся не утонуть (персонаж не умеет плавать и сразу погибает). Но дальше сюрпризов оказалось значительно больше — и разрушающиеся зоны, где вы используете в качестве платформ падающие обломки, и уровень с огнём, на котором то нужно бежать впереди пламени, то использовать его разрушительную силу.
Все локации фантастическим образом передают эмоции персонажа — задачей авторов было сделать так, чтобы каждая локация соответствовала определённому периоду жизни героя. Получилось восхитительно, и даже использовать слова не пришлось, кроме названий уровней, появляющихся в самом начале их прохождения. Атмосфера достигается благодаря визуальному стилю, механикам и невероятной музыке, написанной Дэвидом Гарсиа (David Garcia). Он же был ответственен за саундтреки для RiME и Hellblade — легко представить, как душераздирающе здесь могут звучать скрипки и пианино.
Статичные фигуры прекрасно объясняют, что происходило в жизни героя, а окружение активно в этом помогает.
Заголовок игры не обманывает — это действительно простая история, которая легко могла бы произойти с любым человеком. Но этим она и сильна, поэтому она и вызывает бурю эмоций в те моменты, когда должна это делать. Повествованием через окружение Arise одновременно напоминает Brothers: A Tale of Two Sons, Journey и Inside — здесь вместо диалогов и монологов сюжет рассказывается посредством статуй, встречающихся на пути. Это фигуры и главного героя, и его возлюбленной, и других людей, по тем или иным причинам связанных с персонажем. То, как умело разработчики объясняют происходящее, используя лишь статичных болванчиков, не перестаёт восхищать.
Не всё идеально
Однако если с повествованием здесь всё чудесно, то игровой процесс проблем не лишён. К самим «головоломкам», связанным с перемоткой времени, претензий не возникает — они разные, увлекательные, совсем не сложные и не утомляющие. Даже если механики в них повторяются, как, к примеру, происходит с раскачиванием на тросе, смена окружения делает их уникальными. В одном эпизоде вы висите над пропастью и контролируете в это время огонь, в другом разворачиваете платформу, на которой расположен второй конец троса, — ситуации всегда разные.
А вот к управлению возникают вопросы, частично связанные с фиксированной камерой. Оба стика на геймпаде заняты — одним мы управляем персонажем, другим влияем на время. Поэтому поворачивать камеру нечем, такой возможности нет вообще. Поскольку Arise — приключенческий платформер, прыгать с одного объекта на другой здесь нужно часто, и из-за ракурса не всегда легко определить, сможет ли персонаж куда-то забраться, или ему не хватает пары миллиметров.
Другая проблема связана с самим персонажем — вроде бы прыгает он высоко и достаточно далеко, но здесь раз за разом промахиваешься мимо платформ. За их края герой не цепляется — стоит ему приземлиться аккурат рядом с листиком на воде, как он сразу же начинает тонуть. На одном из уровней у узких платформ, по которым дед ходит на протяжении почти всего эпизода, появляются невидимые стены, мешающие спрыгнуть в нужную сторону. Желающим собрать все трофеи придётся поднапрячься — за прохождение каждого уровня без смертей здесь дают отдельное достижение.
Этот уровень запомнится надолго — один из самых красивых и душевных эпизодов игры.
Получается странное сочетание: играя в Arise, то сидишь с комом в горле после показанных событий, то материшься из-за очередного проваленного прыжка. Другие игры наверняка захотелось бы бросить из-за не лучшего управления, но не эту — тут с первых секунд понимаешь, что впереди всё самое интересное. Игра ни разу не разочаровывает, никогда в ней не встречаются эпизоды, в которых просто бежишь по длинной дороге или огромному полю ради красивых видов под душещипательные звуки скрипки, — всегда или время надо контролировать, или карабкаться по стенам, или куда-то прыгать.
Прохождение всех глав занимает около пяти часов, но это время можно растянуть до семи или восьми, если заняться поисками коллекционных предметов. Это рисунки-воспоминания, так или иначе связанные с конкретной главой. Они никогда не собираются по пути к следующей цели — каждый раз нужно или повернуть в другую сторону, или вовремя заметить неиспользованную платформу. Обычно сбор этих воспоминаний тоже представляет собой простенькую головоломку с перемоткой времени, а поскольку механика отлично работает и свежо играется, секреты ищешь не без удовольствия. Если что-то пропущено, после титров каждый уровень позволяют запустить отдельно.
Ещё тут есть локальный кооперативный режим, но второй игрок в нём управляет не другим персонажем, а временем. Пока один участник бегает и прыгает, другой ответственен лишь за действия, привязанные к правому стику. Довольно странная идея, и двум опытным игрокам вряд ли это будет интересно — они лучше отдельно друг от друга всё пройдут. Но если взять в напарники кого-то, кто подобными развлечениями не увлекается, вариант не самый плохой. С таким приятным визуальным стилем, чарующей музыкой и трогательной историей Arise наверняка удастся приковать к экрану любого.
Управлять временем можно прямо на ходу.
Arise: A Simple Story оказалась сюрпризом — меньше всего я ожидал от неё такой истории, которая надолго остаётся в памяти после прохождения. Здесь интересные механики, разнообразный игровой процесс и прекрасное повествование, для которого не нужны диалоги и долгие предыстории. Пропускать её ни в коем случае не рекомендую. Жаль, с геймплеем всё неидеально — ставить самую высокую оценку платформеру, в котором с прыжками возникают проблемы, было бы странно. Но среди всех игр, получивших от меня в этом году «Похвально», эта — определённо самая изумительная.
Плюсы: отлично поданная без слов история; разнообразные уровни, предлагающие новые возможности для использовния знакомых механик; очаровательный стиль; красивая музыка.
Минусы: проблемы с платформингом, вызванные фиксированной камерой и неуклюжестью персонажа.