Lorelai: Обзор

Кирилл Волошин 2019-05-05 13:27:10 19
Трилогия хоррор-квестов от Harvester Games (Downfall, The Cat Lady, теперь вот Lorelai) — это как если бы фильмы Андрея Звягинцева, где депрессия, бытовая чернуха и общий мрак переплетаются с мистикой, снимались на языке видеоклипов Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson; речь в первую очередь про Sweet Dreams). Разве что в Lorelai меньше тяжёлого рока, а больше Evanescence. Получается так же безумно, страшно, депрессивно, стильно и в целом очень круто. Эти игры уже получили статус культовых, а их автор, Ремигуш Михальски (Remigiusz Michalski), теперь считается художником, творящим настоящее искусство — пусть местами и весьма неуютное. И всё же, при всей схожести трёх проектов, Lorelai во многом отличается от остальных.

https://www.youtube.com/watch?v=97tnkzlk8nY

Про уродов и людей

Действие трилогии разворачивается во вселенной Devil Came Through Here, придуманной Михальски. Первой в 2009 году вышла Downfall: A Horror Adventure Game, которая в первую очередь запоминалась обилием жутких, кровавых сцен. Их было так много, и всё так пульсировало безумным кошмаром, что некоторых — я это знаю лично — даже мутило от увиденного.

Картинка была стильной, но какой-то грязноватой, неопрятной. В сочетании со слабым техническим исполнением это оставило бы игру на уровне нишевого инди-треша, если бы не шикарный саундтрек и по-хорошему безумный, сложный сюжет. История рассказывала о том, как главный герой, находящийся на грани развода с женой, вместе с ней останавливается в отеле захолустного городка, после чего они ссорятся, супруга бесследно исчезает, а муж оказывается между миром живых и мёртвых. Принимая непростые решения и периодически совершая ужасные поступки, мы могли влиять на концовку.

В 2012-м Harvester Games выпустила The Cat Lady, где и картинка, и техническое исполнение уже были на качественно другом уровне. А сюжет рассказывал об одинокой женщине, которая жила с кошками, зазывая их к себе в квартиру игрой на пианино. Потом она покончила с собой, но опять же попала на границу между мирами, где встретила местного Мефистофеля — Королеву червей. Та предложила ей сделку — убить пятерых людей-«паразитов» в обмен на возвращение к жизни и даже бессмертие. Атмосферная музыка, очень живые, эмоциональные диалоги и отлично прописанные персонажи прилагались.

В 2016-м вышел ремейк Downfall, в котором Рем Михальски не только поправил общий визуальный стиль, явно оглядываясь на The Cat Lady, но и убрал логические нестыковки оригинала, фактически связав две истории воедино. Не всем это понравилось, зато все с нетерпением ждали третьей части, на которую явно намекал автор.
Ну чем не «Город грехов»?

Нелюбовь



Дождались. Lorelai, заключительная часть этой трилогии, вышла и в целом не разочаровала. А чисто визуально — это на сегодня, пожалуй, лучшее, что рисовал Михальски. Здесь он впервые смешивает 2D и 3D, не забывая при этом постоянно менять ракурс и цветовую палитру, переходя от ярких, почти ядовитых цветов к стильной чёрно-красной и чёрно-белой палитре, чередуя на коротком пространстве кадра крупные и дальние планы, добавляя разные хитрые фильтры, размытие. И заливая всё это стенами дождя, видом стекающих по стеклу капель, которые вместе с печально-прекрасной музыкой так точно отражают внутреннее состояние главной героини.

Девушка Лора (но все её зовут Лорелай) с бутоном розы в чёрных волосах словно живёт в фильме того же Звягинцева. Отец умер, мать курит, пьёт и страдает депрессией, отчим (тот, естественно, почти не просыхает) бьёт маму и периодически пристает к её старшей дочери. Да, у Лорелай есть грудная сестричка Бетани, которую мамин сожитель, понятно, на дух не переносит. С учёбой в колледже тоже не заладилось, и Лорелай вынуждена идти мыть старух в доме престарелых.

В какой-то момент мать кончает с собой, а отчим слетает с катушек — и начинается привычный для этой серии кровавый ужас. Лорелай после смерти попадает в странное пограничное измерение, где встречает всё ту же Королеву червей. Та, как водится, предлагает вернуть её к жизни, но не за красивые глазки…

Полёты во сне и наяву

С этого момента действие постоянно переключается между прошлым и настоящим, границы реальности смещаются, Лора то погибает, то возрождается и перемещается между миром живых и владениями Королевы червей. А мы, как и в прошлых играх, отчаянно не понимаем, происходит это во сне или наяву.
«Кто поцелует меня на ночь?»

Михальски, конечно, использует знакомые приёмы. Коридоры квартиры могут окраситься кровавыми узорами и надписями, а выйдя на кухню, Лорелай рискует попасть в другое измерение. Скримеров практически нет, зато есть манекены, которые внезапно вырастают за спиной и в какой-то момент обязательно повернут голову. Или, например, мёртвые старушки в доме престарелых даже после смерти начинают сжимать тревожную кнопку, зовя на помощь в палату с жуткими картинами. Что будет, если дотянуться до их руки и разжать ладонь, — сами понимаете…

Однако в исполнении Рема Михальски даже клише впечатляют благодаря тому, как стильно, мощно и атмосферно это подаётся. Особую роль при этом играет музыка, за счёт которой более-менее размеренное повествование (ну, насколько об этом вообще можно говорить в данном случае) периодически превращается в крутые музыкальные клипы. В итоге всё это начинает походить на какое-то артхаусное кино — ну, или на типичную серию «Легиона» Ноя Хоули (Noah Hawley).

Умирать, так с музыкой. И улыбкой!

Задачки наша героиня решает соответствующие. Найти обезглавленные трупы самой себя и матери, а потом разыскать их головы и приделать обратно; на отчима надеть свиное рыло; правильно разложить предметы на могилах членов своей семьи (и на собственной, конечно, тоже); вытащить ключ из пасти мёртвой акулы, — каково, а?

Слава богу, Михальски при этом не теряет чувства юмора. У Лоры есть забавный сосед Зак, который обожает видеоигры и сам их делает. В разговоре с ним можно минут 10 реального времени слушать уморительные рассказы о том, какие проекты он сейчас готовит — а в некоторые (естественно, «пиксельные») даже поиграть. Зак, в частности, уверяет, что авторы Fortnite и тому подобных королевских битв украли идею именно у него.
Есть тут и своеобразные QTE.

Однажды он предложит помочь вскрыть замок — потому что видел, как это делают в «Скайриме». Сама же героиня вспоминает, что кошки вроде как боятся огурцов, и охотно использует это знание, чтобы заставить одного уличного котяру, взвизгнув и подпрыгнув, умчаться вдаль и увлечь за собой мешающую нам пройти собаку.

Проще значит хуже?

В Lorelai всё хорошо — визуальный стиль, музыка, диалоги, сюжет, персонажи, которые, несмотря на царящую вокруг мистику, очень похожи на реальных людей. Однако если сравнить игру с предыдущими частями этой трилогии, то можно заметить, что загадки стали намного проще (мы в основном ищем, применяем и комбинируем один-два предмета из инвентаря), а история — более понятной, простой и лаконичной. В любом другом случае это считалось бы благом, но от хоррора Harvester Games ждёшь именно что более высокого градуса безумия, цветущей сложности и диких, необъяснимых поступков. Иными словами, тут мы получаем «Левиафана» того же Звягинцева (ну, или «Дурака» Юрия Быкова) про бытовуху, только с мощной мистикой — а хотелось бы, например, «Антихриста» Ларса фон Триеера (Lars von Trier)!

Как и раньше, мы периодически принимаем решения, как поступить и что ответить: быть дерзкой и даже грубой или послушной; закурить свою первую сигарету или нет; назвать Зака своим бойфрендом или сохранять дистанцию; подлить слабительное в чай мерзкой старшей сестры в доме престарелых или попытаться наладить с ней отношения. Но теперь решения стали более очевидными — и по большому счёту лишь одно-два из них хоть как-то повлияют на финал.
Разнообразие визуальных решений в этой игре поражает.

Другие дилеммы уже не вызывают того же эмоционального отклика. В The Cat Lady от нас в какой-то момент зависело, доведём ли мы главную героиню до истерики или нет. А в Lorelai нечто похожее случается только в отношении малознакомого дядьки — ну какое нам до него дело?

Точки над i

С другой стороны, надо понимать, что времена изменились. И сегодня авторы (что было заметно ещё по ремейку Downfall) работают также и на новую аудиторию. Именно поэтому, видимо, они решили сделать историю более вменяемой, доступной. К тому же если мы говорим именно о завершающей части трилогии, то тут явно было важно расставить точки над i, дать, наконец, ответы. В этом плане решение упростить сюжет, финализировать образ той же Королевы червей (пусть и не всем может понравиться, как именно это сделано) выглядит как раз верным.

К слову, в Lorelai много отсылок к Downfall и The Cat Lady — все линии авторы постарались более-менее собрать воедино. Видимо, в том числе поэтому понадобилось сделать историю более линейной — чтобы игроки обилием своих решений не рвали на части складывающийся пазл.
Типичная для этой игры ситуация.

В любом случае и Lorelai, и вся эта прекрасно-безумная трилогия от Harvester Games — это, конечно, явление. То, что начиналось как нишевый инди-кошмарик, в итоге превратилось в такое же нишевое, независимое, но уже настоящее искусство — с выдающимся визуальным и музыкальным сопровождением, нетривиальной режиссурой, живыми персонажами. И с правом на надежду. На самом деле ведь тут нет насилия ради насилия. Несмотря на всю мистику и гипертрофированную жестокость, это игры про всех нас, про нашу жизнь — и жестока эта виртуальная реальность прямо пропорционально тому, насколько жестоко наше всамделишное экзистенциональное существование. Здесь нашлось место и чёрной депрессии, и светлой грусти, и меланхолии, и уродам, и людям. Получается этакая заместительная терапия для тех, кто оказался в похожих ситуациях. Только перед тем, как приступать к лечению посредством Lorelai, настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с Downfall и The Cat Lady. А потом будем вместе ждать новых игр от Harvester Games.

Плюсы: по-настоящему увлекательный сюжет; живые, проработанные персонажи и диалоги; шикарная режиссура; взрослые темы; выдающееся визуальное и музыкальное сопровождение.

Минусы: сюжет по сравнению с предыдущими играми стал проще, короче и линейнее; упростились загадки; анимация такая же топорная, как и раньше (хотя это можно назвать и осознанным стилевым решением).

Другие новости

Комментарии

В чем там принципиальное отличие, если не секрет? Лично я сначала прошел Cat Lady, потом, через n-ое количество времени, узнал, что Downfall тоже часть вселенной. Есть предположение, что играл уже в ремейк. Стоит ли наверстать упущенное?
Интересненько. Столько отсылок к кинематографу, у меня же отчего-то великолепный фильм с Николь Кидман в главной роли всплывает в памяти после прочтения — «Другие».
Только перед тем, как приступать к лечению посредством Lorelai, настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с Downfall и The Cat Lady.
Вот кстати не знаю, видел стримера, которому Cat Lady вообще не зашла, но Lorelai не слабо затянула.
а где в тексте утверждается обратное? про уродов и людей вообще упоминается в контексте, никак не связанном со Звягинцевым
А в данную игру можно играть, не ознакомившись с предыдущими играми или отсылающими к ним?
Все комментарии