Sid Meier's Civilization VI: Обзор

Александр Бурсов 2019-03-01 15:25:04 26
Любители глобальных стратегий встретили шестую «Цивилизацию» с прохладцей. И не без причины: кому нужен кавайный ералаш, когда в Civilization V со всеми DLC и оформление серьёзнее, и возможностей гораздо больше? Но это как раз тот случай, когда цыплят по осени считают. Ведь дополнение Gathering Storm — из тех финальных штрихов, которые делают каждую новую часть в чём-то лучше предыдущих. Не сплоховали ли разработчики на сей раз?

После нас — хоть потоп

Титульная особенность новинки — разрушительные силы природы. То река из берегов выйдет, то вулкан жахнет, то засуха превратит чернозём в чёрт знает что. Представьте себе любой стихийный катаклизм — и в Gathering Storm он вмешается в ваши планы не раз и не два. У каждого такого события есть область действия: например, разлив возможен лишь на некоторых клетках вдоль русла, а сера и пепел от извержений оседают в ограниченной области вокруг горы. Также невзгоды делятся по интенсивности — от слабых до катастрофических. Но они не всегда воплощают абсолютное зло. Потому что лава добавляет на карту полезные для производства «гайки», а ил, принесённый на пойму потоками воды, делает почву плодороднее.

На бумаге нововведение интригует, но в действительности сравнимо с набегом варваров. Последствия точно такие же, а устраняются либо за счёт рабочих, либо ремонтом в меню города, если речь о пострадавшем районе. Совсем уж драгоценные постройки можно защитить от паводка дамбой — вот и вся недолга. Так бы эта часть геймплея и прошла мимо окон левым боком, если бы не результаты деятельности человека и глобальное потепление.
Море наступает медленно, но верно.

На поздних этапах партии, когда на горизонте уже маячит культурная или научная победа, промзоны всерьёз вредят экологии — чадят угольные и мазутные электростанции, от заводов дым столбом. В мире Civilization VI это приводит не только к истощению ресурсов, но и к таянью льдов, из-за чего поднимается уровень воды в океане. Вот почему прибрежные курорты с аквапарками, куда вложено столько денег и ходов, неумолимо уходят на дно, оставляя туристам только скучные музеи да театры.

В отличие от гибели огорода на болотах, такой потоп способен огорчить всерьёз. Но и от него есть надёжная защита — если играть не на островной карте, достаточно с толком выбирать места для основания поселений. Ведь потенциальные зоны риска заранее отмечены на карте. Да и защитных сооружений никто не отменял — и этим-то нас пытаются впечатлить авторы? Подумаешь, ярость богов. К счастью, перемены коснулись не одних лишь природных условий, но и других аспектов стратегии.

Сердитые новички

По традиции дополнение не обошлось без свежей порции наций и лидеров, причём один из них — Элеонора Аквитанская возглавляет как французов, так и англичан. И у каждого народа по-прежнему свои козыри в рукаве: например, за маори преимущество в освоении морей, Финикия умеет переносить столицу, а инки, как и в пятой части, бродят по горам как по полю. Но особой силой, о которой стоит поговорить отдельно, наделены Венгрия и Турция. Обе фракции выразительны до дисбаланса и наверняка покорят сердца геймеров, предпочитающих матчи против «сложного» ИИ. Потому что в сетевых играх таких противников часто выносят за скобки — как шошонов из Civilization V.
Губернатор Ибрагим доступен только туркам — он хорошо дополняет солдафона Виктора и может строить козни за границей.

Венгры под руководством короля Матьяша имеют сокрушительную кавалерию и серьёзный бонус к производству за строительство через реку от столицы. Кроме того, апгрейд для нанятых в городах-государствах рекрутов ничего не стоит — воюй не хочу. Только как удержать под контролем захваченные города? Ведь после выхода Rise and Fall совладать с ними не так уж просто: без радикальных мер лояльность падает до тех пор, пока жители не провозгласят независимость, изгнав оккупантов. В подобных ситуациях очень кстати преимущества турок и их лидера, султана Сулеймана. Кроме того, в распоряжении Османской империи уникальный губернатор Ибрагим, берберские пираты, бомбарды и отряды янычар — весомое подспорье для завоеваний в огнестрельную эпоху.

Игра престолов

Гордостью и красой стратегии стала обновлённая дипломатия. Дело даже не в том, что авторы вернули политическую победу — решение и так давно напрашивалось. Просто эта часть геймплея в кои-то веки начала генерировать действительно интересные ситуации. Gathering Storm позволяет накапливать очки, придающие вес вашему голосу на международной арене, — ими можно торговать, словно товаром, но лучше приберечь до заседания Конгресса. А там уж дать волю коварству. Охота усложнить жизнь соседу, отъевшемуся за счёт караванов в другие страны? Влепите ему торговые санкции. Мало довольства в городах? Сделайте так, чтобы редкий ресурс из ваших запасов приносил дополнительную радость жителям.
Одним махом пятерых побивахом.

Интрига круто набирает обороты во время вооружённых конфликтов. Агрессор с запасом очков дипломатии волен провалить голосование по поводу кризиса — события, когда против милитариста объединяется весь мир. Причём за выполнение особых условий (например, возврат захваченного города пострадавшей стране) герой получает солидную награду. И наоборот, если атаковали вас, никто не мешает дать отпор на внеочередном съезде — создать союз против врага и загребать жар чужими руками. Порой возникает выбор: ворваться в склоки соседей или всё-таки помочь себе любимому. Потому что отныне в ходу гуманитарная помощь от других стран во время природных катастроф. При удачном исходе участники поделятся даже с тем государством, которое богаче их всех, вместе взятых.

Конечно, лидеры под управлением ИИ нисколько не поумнели. Нарваться на внезапную войну в «Цивилизации» всё ещё проще простого. Зато появились веские поводы не лезть на рожон самому, а дождаться, когда начнут выяснять отношения другие нации. И тогда уж поддержать на голосовании кризис, без каких-либо штрафов вторгнуться на чужую территорию и прирастить к своей империи провинцию-другую. Вариантов здесь масса — благодаря им дополнение здорово разнообразит процесс, а дипломатия наконец-то начала работать как надо.

Они вернули нам «Циву»

Говорят, дьявол — в мелочах. Civilization VI в её нынешнем виде блестяще это доказывает. Речь не о добавке контента вроде наций, юнитов, чудес, а, скорее, о полировке геймплея. Авторы вернули в города очереди строительства, добавили к дипломатическим требованиям ещё и обещания, сделали каждого шпиона уникальным, превратили технологии XXI века в подобие лотереи — короче, довели до ума всё, до чего дотянулись.

https://www.youtube.com/watch?v=trNUE32O-do&feature=youtu.be

Получается, до настоящего релиза шестая «Цивилизация» добралась только с выходом Gathering Storm — до этого поклонники имели дело лишь с черновиком полноценной стратегии. Но нам не привыкать: вспомните, как расцвёл предыдущий выпуск сериала после Brave New World. То же самое произошло сейчас. Игра обрела целостность и избавилась от чертовски скучных моментов. Взять бы ещё где-нибудь сотни часов на вечерние медитации под голос Шона Бина (Sean Bean).

Плюсы: авторы добавили наций, чудес, юнитов, технологий и сразу две механики — природные события и дипломатию за очки; все аспекты геймплея, от застройки городов до шпионажа, обросли новыми нюансами, среди которых нет ни одного лишнего.

Минусы: в игре по-прежнему есть дисбалансные нации; от природных катаклизмов ожидаешь большего.

Другие новости

Комментарии

Дипломатия за очки, как в Planetfall?
А почему ничего не сказали про переработанную механику ресурсов? Все-таки довольно важно
Ну… кризисов и очков эпохи раньше не было.
Критикует, вообще-то. Вообще 2К, несколько лет назад вполне могла потягаться с ЕА за звание «самого жадного издателя».
Ну религия в четвёрке и пятёрке — это сильно разные вещи.
Все комментарии