Викинги сегодня везде — в книгах, фильмах, сериалах и, конечно, в играх, где с ними живыми по популярности соперничать могут только неживые, то есть зомби. Почему этих харизматичных бородачей понимают, прощают и любят в России, объяснять особо не надо. И понятно, почему мы с нетерпением ждём выхода The Banner Saga 3, где люди и огромные бородатые варлы, как и любой русский, проживают каждый день как последний, ведь завтра может наступить очередной Рагнарёк.
Накануне выхода завершающей части этой великолепной трилогии мы решили вспомнить лучшие, по нашему мнению, игры, где много снега, скандинавских богов и суровых бородатых мужиков.
The Lost Vikings
Именно с бородатых скандинавов началась в своё время история компании Blizzard Entertainment. В 1992 году, когда студия ещё носила название Silicon & Synapse, она выпустила революционный для своего времени платформер The Lost Vikings, в котором трое похищенных межгалактическим злодеем северян бегают и прыгают через пространство и время, пытаясь найти дорогу домой. А инновационным он был потому, что именно здесь, задолго до Trine и тому подобных игр, нам предложили механику комбинирования уникальных особенностей главных героев.
Один из весёлой троицы, как водится, очень быстрый и даже с разбегу головой стену пробить может, другой — очень сильный, да ещё и из лука по врагам и удалённым переключателям отлично стреляет. А третий, по прозвищу Олаф Толстый, использует щит как парашют при падении или как ступеньку для товарищей, когда им надо куда-то забраться. Но почему троица весёлая? Да потому, что здесь много юмора: трое викингов, сбежав из межгалактического зверинца, путешествуют через пространство и время, сражаются с динозаврами и роботами, и никогда не падают духом, подтрунивая друг над другом — Олафу Толстому по понятным причинам достаётся больше всего.
Вицин, Моргунов, Никулин?
Rune
Через восемь лет после The Lost Vikings вышла ещё одна классическая игра про викингов. В Rune не было каких-то особых новых идей — это достаточно однобокий слэшер, разбавленный прыжковыми пазлами и возможностью зачаровывать магическими рунами топоры, мечи и молоты. Зато там были разнообразные локации, суровые испытания, динамичные драки и мёртвые викинги. Да-да, главный герой, Рагнар, погибший из-за предательства во время кораблекрушения, был возвращён из загробного мира, чтобы бросить вызов коварному Локи и остановить Рагнарёк.
А ещё в Rune была атмосфера и красота — сделанная на движке Unreal Engine, в своё время она наряду с Blade of Darkness считалась едва ли не самым красивым слэшером. Сейчас Human Head Studios вовсю готовит полноценное продолжение, которое может выйти чуть ли не в ближайшем августе — события в новинке развернутся спустя семь лет после оригинала и, понятно, снова будут вращаться вокруг Рагнарёка. Но сама игра, естественно, выйдет в открытый мир, привнесёт развёрнутую ролевую систему, «крафт» и ещё более жестокие сражения.
20 лет назад такая графика поражала.
Medieval: Total War — Viking Invasion
Про реальных, а не фэнтезийных викингов вспомнила в 2003 году британская студия Creative Assembly, выпустившая тематическое дополнение к своей стратегии Medieval: Total War — Viking Invasion. Естественно, посвящено оно было не мифологическим разборкам, а куда более реальным и во многом печальным для британской истории событиям VIII—IX века, когда скандинавы регулярно совершали набеги на острова Туманного Альбиона.
В дополнении викинги были представлены отдельной фракцией, которая благодаря быстрому флоту занимается набегами на остальные страны, зарабатывая разграблением вражеских провинций. Британцы и ирландцы же развиваются как раз за счёт побед над скандинавами. Сурово, но справедливо. В этом году своеобразным ремейком и продолжением Viking Invasion стала Total War Saga: Thrones of Britannia.
В Total War Saga: Thrones of Britannia всё примерно то же самое, но краше и современнее.
Viking: Battle for Asgard
Тему викингов Creative Assembly развивала и дальше, но уже под несколько неожиданным для этой студии ракурсом. В 2008 году британцы выпустили слэшер в открытом мире Viking: Battle for Asgard, в котором снова были легенды и мифы Скандинавии — по зову богини войны Фрейи мы пытались остановить владычицу мёртвых Хель, которая собиралась освободить древнего волка Фенрира и начать очередной Рагнарёк. Для этого нужно было исследовать и освобождать от армии нежити три больших острова. В Viking: Battle for Asgard практически нет сюжета, а мир пуст и безжизненен, как Луна, зато там есть эпичные, лихие сражения, а также интересные ситуации и механики — например, мы могли набирать себе армию помощников, освобождая отряды викингов, и заранее ослабить врагов, убив их шамана. А ещё там были эпичные осады и даже возможность призывать себе на помощь дракона.
Внешне всё это неуловимо напоминает Middle-earth: Shadow of War.
Mount & Blade: Warband — Viking Conquest
В 2008 году турецкая TaleWorlds выпустила крайне необычную игру Mount & Blade, продолжение которой многие ждут до сих пор. И понятно почему — это был уникальный симулятор одновременно наёмника, полководца, властителя и героя, который путешествовал по огромной карте, собирал своё личное войско, участвовал в междоусобных разборках, выполнял квесты, набирался опыта, развивался и общался. А кроме того, мы сражались (в том числе верхом на коне) и участвовали в более или менее эпичных осадах замков.
Спустя два года вышло многопользовательское дополнение Mount & Blade: Warband, а вскоре появилось и тематическое расширение Viking Conquest. Некоторые в нашей редакции до сих пор считают его лучшим, что было придумано про викингов в играх. И у них есть свои резоны: чтобы завоевать опустошённые острова Британии, бравые сыны Рагнара собирают свой собственный флот, участвуют в масштабных морских битвах и яростно осаждают замки. Но это не только про войну — тут есть политика, дипломатия, религия, торговля, общение с напарниками и встречи со знаменитыми историческими личностями.
Из этого потом получились «Огнём и мечом 2. На Карибы»!
The Elder Scrolls V: Skyrim
В 2011-м вышла ещё одна ролевая игра, но уже без примесей стратегии, которая, мягко говоря, пришлась по душе всем ценителям викингов и суровой северной природы. Лично я в выпусках серии The Elder Scrolls всегда по возможности отыгрываю норда, поэтому TESV: Skyrim мне была как бальзам на душу — ну, или как ядрёный грог в таверне, заметаемой метелью.
Белый снег, серый шлем (лучше — рогатый!), холодный ветер в лицо, огромный топор за спиной, шкура медведя в качестве брони (с установленными фанатскими модами), большой, полный приключений и сокровищ мир, сражения с драконами и даже возможность в дополнении Dragonborn полетать на этих древних созданиях — что ещё нужно для счастья? Тут, конечно, разрешают поиграть за каких-нибудь презренных лопоухих эльфов или прямоходящих кошек, но на фоне таких северных просторов это выглядит сущим кощунством…
Курка, яйко, викинг…
The Banner Saga
Как правило, игры про викингов — это RPG, где вроде бы всё давно придумано. Диалоги, прокачка, квесты, сражения (возможно, пошаговые), сбор «лута» — эта схема проста. Но в 2014 году в The Banner Saga студия Stoic, основанная бывшими сотрудниками BioWare, сумела изрядно оживить эту схему, добавив элементы визуальной новеллы, где выбор действительно имеет значение, и некоторые survival-механики. В итоге получился уникальный симулятор каравана, который пытается сбежать от преследующих его врагов, Тьмы, Рагнарёка и чёрт знает чего ещё. Да и сами викинги тут получились необычными и колоритными. Да, хотя напрямую об этом не говорится, очевидно, что игра основана на скандинавской мифологии.
Жаль, кидаться снежками в The Banner Saga нельзя.
Jotun
Через год вышла ещё одна независимая рисованная игра, основанная на скандинавской мифологии. В Jotun мы выступаем в роли павшей воительницы Торы, которая жаждет доказать богам, что достойна пребывания в Валгалле. Для этого она собирает особые артефакты и сражается с ётунами, мифологическими гигантами. Победить их очень непросто — каждый «босс» уникален и использует особые атаки, поэтому нужно искать уязвимости и, что называется, индивидуальный подход. Но такие суровые испытания Торе только в радость — настоящие викинги лёгких путей не ищут!
Викинги поистине сильны духом!
For Honor
Одно дело — избивать двуручным топором компьютерных ботов, периодически впадая в ярость и мечтая о славном путешествии в Валгаллу, и совсем другое — сражаться в образе размалёванного северянина с другими игроками. В 2014 такую возможность предложила шведская (что логично) студия Fatshark в своем сетевом слэшере War of the Vikings, который вырос из её же War of the Roses, но мультиплеерные сражения между викингами и саксами особого успеха не снискали.
Другое дело — For Honor, одна из редких игр от Ubisoft не про открытый мир. Хардкорные драки между викингами, крестоносцами и самураями полны брутальности, динамики и колоритных героев, которые сочно избивают друг друга. А лично для меня, играющего за северных воинов (а вы сомневались?), самое главное, что викинги тут правильные. Валькирия выглядит именно как крепкая северная воительница с копьём, маленький (на её фоне), но удаленький берсеркер периодически впадает в бешенство и буквально рвёт врага на тряпки двумя одноручными топорами, а хольдар с разбега бьёт противника топором в живот, сталкивая его в пропасть. В общем, среди предков разработчиков явно были славные сыны Рагнара!
Умение вовремя блокировать атаки едва ли не ключевое в For Honor.
Vikings: Wolves of Midgard
Diablo про викингов? Почему бы и нет! В 2007 году нечто подобное мы уже видели в Loki, но та игра в целом получилась средненькой. А вот у словаков из Games Farm, авторов популярной в своё время экшн/RPG Kult: Heretic Kingdoms, вышло гораздо лучше. Vikings: Wolves of Midgard — это не слишком притязательный в плане сюжета (опять про Рагнарёк, да), морального выбора и побочных квестов, но очень затягивающий, динамичный и брутальный Diablo-клон.
Здесь мы лихо сражаемся с ётунами, периодически жертвуем свою кровь Одину, Тору или другим представителям скандинавского пантеона, чтобы получить достойную награду, в одиночку раскидываем толпы англосаксов, решаем, как поступить с поверженным кланом и с чувством глубокого удовлетворения разглядываем головы сражённых «боссов» в личном трофейном зале. Иногда даже нужно брести по колено в снегу сквозь метель, отбиваясь от врагов и пытаясь дотянуть до спасительного костра.
Драки по колено в снегу — привычное дело для викингов!
Hellblade: Senua’s Sacrifice
В одном из древнегреческих мифов Орфей пересекает реку Стикс и спускается в царство мёртвых за своей умершей женой Эвридикой. В Hellblade: Senua’s Sacrifice девушка по имени Сенуа пересекает реку Гьёлль и спускается в страну мёртвых Хельхейм, чтобы вернуть и спасти любимого человека. Аналогии очевидны, но игра студии Ninja Theory основана не на древнегреческих, а одновременно на кельтских и скандинавских мифах. А Сенуа не поёт и очаровывает, а сражается с мрачными богами во главе с Хель, решает загадки и борется с собственным безумием.
Да, Hellblade — игра не про викингов и даже не про сражения. Это полная драмы и эмоций трагедия о схождении в ад ради спасения любимого, которая учит, что любовь может жить даже во время чумы, а сила духа способна преодолеть любое безумие. И тем не менее суровой северной атмосферы тут тоже много. Игра представляет собой виртуальную экскурсию по жестоким скандинавским мифам, а мы словно сами оказываемся внутри одного из них.
Зря всё-таки викинги напали на пиктов — девушку жалко!
God of War (2018)
С новой God of War примерно такая же ситуация. Фактически игра рассказывает очень личную, эмоциональную историю постаревшего богоборца Кратоса, который в Скандинавии поначалу чувствует себя чужаком. Но деваться некуда — вместе с Кратосом мы попадаем в суровую скандинавскую сказку, встречаемся с Мировым Змеем, используем для путешествий древо Иггдрасиль и сражаемся с сыновьями Одина. Чего стоит только встреча с Бальдром, который не перестаёт смеяться и издеваться над Кратосом, даже когда тот бьёт его скалой! Да и сам бог войны дерётся и впадает в ярость как истинный викинг — а борода ему в этом, кажется, только помогает.
Кто сможет с первого раза без запинок выговорить имя этого змея?
Ancestors Legacy
Благодаря викингам в этом году взбодрился и жанр стратегий в реальном времени. Польская студия Destructive Creations реабилитировалась за свой симулятор кровожадного маньяка Hatred и выпустила на удивление качественную стратегию Ancestors Legacy, в которой скандинавы убивают англосаксов (ну, или наоборот), разоряют и жгут деревни и периодически вытаскивают из петли (или из костра) своих земляков. Да, после себя они тоже оставляют горы трупов (в том числе и заживо сожжённых мирных жителей) и литры кровищи, но здесь, в отличие от прошлой работы поляков, это выглядит куда уместнее.
Вот какую игру надо было назвать «Огнём и мечом»!
Естественно, в одной статье мы не могли вспомнить всё и более подробно изучить эволюцию и разнообразие игр про викингов. Так что смело напоминайте нам и предлагайте свои варианты!
Скайрим в списке «Лучших игр по викингов» сильно удивил. Да, параллель можно провести, но именно викингом я бы драконорожденного не назвал. ИМХО с таким же успехом можно было бы добавить в список игры про Астерикса и Обеликса.
Кому интересна кривая боевка, когда можно просто взять и наглым п***ежом убедить кучку фанатиков, что ты богоизбранный?
Хотя, если ты про повествование, то да — есть ощущение, что последний акт делался будто наспех (или уже без того энтузиазма, как начало)