За последние пару лет вышло несколько долгожданных JRPG, и одна оказывалась лучше другой. Tales of Berseria запомнилась великолепными персонажами, Persona 5 удивила визуальным стилем, NieR: Automata впечатлила сюжетом. На их фоне Shining Resonance Refrain кажется гостьей из прошлого — хоть это и обновлённая версия игры 2014 года, даже в то время она выглядела устаревшей. Но пусть она порой до смешного шаблонная и клишированная, поклонники жанра смогут не без интереса провести в ней время.
https://www.youtube.com/watch?v=Y5MwfFz7QwA
Как по лекалам
История буквально напичкана штампами, которые проглядываются с первых же минут. Отважная принцесса Соня спасает попавшего в плен парня по имени Юма. Тот, как оказывается позднее, удерживает в своём теле душу дракона, а потому представляет ценность для имперцев — он был для них подопытным кроликом. Империя стремится получить контроль над всем островом Алфхайм, собирая души драконов и воскрешая тысячелетних чудовищ, так что просто так расставаться с Юмой недоброжелатели не готовы.
В самый ответственный момент парню приходится принять непростое решение — выпустить на волю внутреннего дракона, нарушив обещание, которое он когда-то дал умирающей матери. И Юма был бы рад не делать этого, вернуться в тюрьму и дальше быть жертвой экспериментов, так как очень боится дракона и не уверен в своей способности держать всё под контролем после трансформации. Но ради спасения девушек, пришедших к нему на помощь, пришлось рискнуть. «Я делаю это в последний раз», — наивно произносит он в самом начале долгой истории. Конечно, превращаться ему придётся буквально на каждом шагу.
В итоге Юма знакомится с жителями Астории — королевства, пытающегося дать отпор Империи. Но заставлять парня вставать на их сторону никто не будет — наоборот, ему позволят самостоятельно принять решение. Герой примкнёт к «добрякам», возмужает, попытается помочь всем нуждающимся — в общем, как я уже писал выше, оригинальности в этой истории нет почти никакой. Но после затянутого вступления и знакомства с новыми героями сюжет понемногу начинает захватывать, и сценаристов можно лишь похвалить за интересных персонажей и качественные диалоги, которые ещё и замечательно озвучены в английской версии.
Чтобы игрок привязался к героям ещё сильнее, разработчики ввели систему отношений с сопартийцами. Прогуливаясь по основному городу или отдыхая у костра, вы можете подойти к любому из напарников и начать диалог, а в некоторых случаях и предложить пообщаться ночью. Застенчивые девушки, которые проявляют к Юме интерес уже при первой встрече, будут неловко обмениваться репликами с героем, а потом и вовсе могут согласиться сходить с ним на свидание.
Чем чаще общаешься с персонажами, тем более открытыми они становятся.
Этот элемент игры никак не навязывается, но может упростить сражения, так как после подобных встреч появляется больше настроек для связей между персонажами. В зависимости от выбранной схемы произойдёт вынесенный в заголовок игры «резонанс» — сопартиец охотнее будет накладывать проклятия на противников или усиливать своего любимчика. Такие связи можно найти и в других местах, в том числе в сундуках и подземельях.
Симпатично, но не всегда
Лично мне больше нравилось узнавать о внутреннем мире виртуальных товарищей с помощью небольших сценок в Tales of Berseria, которых было больше сотни и которые не хотелось пропускать, даже если они продолжались по 15 минут. Свидания и ночные беседы справляются с этой задачей не так хорошо, но это и не было целью авторов — здесь скорее заводишь романтические отношения. Для этого, видимо, был приглашён художник Тони Така (Tony Taka), нередко выступавший в жанрах юри и хентай. Женские персонажи получились у него отличными, и среди всех его работ Shining Resonance можно назвать одной из лучших. А ещё в настройках позволяют переодеть героинь в откровенные костюмы, если очень хочется.
А вот всё остальное иногда выглядит кошмарно. Жуткого качества текстуры, практически нулевая дальность прорисовки, «мыльная» картинка, посредственная анимация — наблюдать всё это на большом телевизоре вряд ли будет приятно. Дизайн локаций тоже огорчает своей примитивностью и огромным количеством невидимых стен. Хотя художники явно пытались добавить побольше деталей и сделать различные зоны непохожими друг на друга, те так и остались пустыми и безжизненными. Внешне игра напоминает ухудшенную версию всё той же Tales of Berseria, которую я уже не раз упоминал из-за того, насколько схожи некоторые составляющие этих игр.
Юма постоянно общается с душой дракона, которую не слышит никто, кроме него.
Исследование мира, к примеру, почти идентичное — попав в новую локацию, вы видите на пути всех противников и можете пробежать мимо них к следующей зоне либо вступить в бой. Если враг по какой-то причине вас не заметил и вы атаковали его со спины, то получите преимущество — оппоненты на протяжении нескольких секунд не будут двигаться. Это работает и в обратную сторону — зазевались, подпустили к себе какое-то чудище, значит, придётся стоять и выдерживать удары. Сражения происходят в реальном времени, а управляете вы тем героем, которого сделали в меню лидером. Так что для переключения придётся заходить в список сопартийцев и менять персонажей местами.
Интересных тонкостей в бою довольно много. Четыре кнопки в правой части геймпада используются для обычной атаки, блокирования ударов, отскока и особого приёма, позволяющего сломить волю противника и ненадолго сделать его абсолютно беспомощным. Получается это далеко не всегда, в большинстве случаев надо делать это в момент, когда враг готовится использовать заклинание. Такая опция добавляет в бои немного тактики — лучше пользоваться столь редкой возможностью, нежели бездумно нажимать на одни и те же кнопки вплоть до финала.
Другая важная деталь — способность главного героя превращаться в дракона. При трансформации запас его маны начинает иссякать, и чем её меньше, тем выше шанс, что чудовище рассвирепеет и начнёт бросаться на своих товарищей. Мана также нужна для активации уникальных приёмов, которых у каждого персонажа по четыре, и все они абсолютно разные. Кто-то наносит увеличенный урон, кто-то задевает атакой сразу нескольких врагов, а кто-то исцеляет напарников, стоя подальше от «замеса».
В кашу сражения не превращаются — игроку всегда легко следить за происходящим.
Драться до последнего
Искусственный интеллект в боях и радует, и огорчает, причём касается это всех участников сражения. Блондинка Кирика — один из самых ценных напарников, так как почти всегда вовремя лечит сильно раненных членов отряда. А вот Соня раз за разом может бежать к кому-то сломя голову и погибать от нескольких ударов, если ей не помочь. И исправить это никак нельзя, если не считать не очень полезные команды во время боя. Некоторые враги активно избивают Юму и всех остальных, пока другие ничего не делают и терпят удары. Особенно забавно наблюдать за «боссами» и прочими крупными созданиями — они могут просто крутиться вокруг своей оси, если выбранная ими цель постоянно забегает им за спину.
Хоть подобное и происходит относительно часто, многие другие битвы могут потрепать нервы неподготовленному игроку. И в таких ситуациях лучше использовать все свои возможности, одна из которых называется B.A.N.D. и представляет собой временное усиление всех действующих лиц после исполнения песни. Эффект зависит от того, какого персонажа вы выбрали основным музыкантом: вы либо увеличите критический урон, либо сделаете мощнее магические приёмы — вариантов достаточно, чтобы сделать бои разнообразнее. И в этом плане к Shining Resonance Refrain не придерёшься — стычки с монстрами, имперцами и прочими злодеями каждый раз увлекательны.
В остальном игра получилась неровной — на каждое её достоинство найдётся недостаток. Здесь есть необычная система прокачки, позволяющая установить на оружие улучшения, которые дают прирост к характеристикам в зависимости от их уровня и могут быть заменены на другие, если вам потребуется. А улучшения эти вы либо покупаете за баснословные суммы у торговца, либо создаёте из материалов, собранных с поверженных врагов. В то же время здесь многие побочные задания однотипны и скучны — большинство людей просят уничтожить определённое число врагов и собрать с них предметы.
Интересной «фишкой» кажутся погодные условия, меняющиеся после проведённой в лагере ночи, — в прежних локациях могут появиться другие враги, а старые обзаведутся особыми умениями. Но заметив это, вы в какой-то момент осознаете, насколько неудобна карта мира и как здесь не хватает возможности быстро переместиться из одного места в другое, особенно когда квесты появляются всё дальше и дальше от центрального города. Хорошо хоть, случайных сражений тут нет и можно свободно бегать из одного угла локации в другой.
Любителям драконов игру точно можно рекомендовать.
Признаюсь честно, поначалу Shining Resonance Refrain показалась мне типичным «проходняком» — банальной JRPG, которая не пытается выделиться чем-то на фоне других. Возможно, она даже им и является. Но чем больше в неё углубляешься и чем более обширной она становится, тем интереснее её проходить, хоть и нужно мириться с её многочисленными недостатками. Возможно, дело в отсутствии новой Tales of — после «Берсерии» очень хочется сыграть во что-то подобное, и этот релиз заполняет нишу. Да, игра простенькая, не хватает звёзд с неба и выглядит не очень современно. Но иногда возникает желание побегать во что-то подобное — главное, чтобы персонажи хорошие были и сюжет нормальный, а тут с этим проблем нет.
Плюсы: приятные персонажи, с которыми хочется проводить время; интересная боевая система с обилием приёмов и разными способностями у героев; хороший саундтрек; замечательное английское озвучивание; система прокачки с большим количеством настроек.
Минусы: предсказуемая, шаблонная история с медленным вступлением; отсутствие системы быстрого перемещения; однотипные побочные задания.
Вот как раз в Shinning Resonance не играл, как только представится возможность — сам увижу. Но вообще странно что в сборник штампов «типичная JRPG» прочно вошла изрядная доля фансервиса. Ещё 10 лет назад такого не было.
По описанию очень похоже на Ar Tonelico. Тоже простенькая игра, только с хорошо прописанным миром и лором, и девочками-магичками в роли объектов интереса. Там даже развилка/концовка сюжета зависит от выбранной барышни.
А уж русский пиратский перевод ещё и делает игру пошловатой. Например Dive — механика крафта заклов в сознании помошниц, и в русском это превращалось в перлы типа «ныряй в меня»