Kingdom Come: Deliverance, как известно, получилась игрой весьма противоречивой. Расхваленное отсутствие магии, историческая достоверность и физический реализм (особенно в средневековых купальнях) здесь уживаются с чудодейственными эликсирами, которые за пять минут заживляют все раны, холопами, купающимися в одной бадье с господами, и персонажами, останавливающимися друг в друге, а также в лошадях и деревьях.
Необходимость постоянно заботиться о пропитании нивелируется возможностью на халяву подъедать из котелка в любой корчме. А перманентное отсутствие денег на первых стадиях во многом превращает игру в симулятор этакого боевого челнока-торговца, который вместе со своей навьюченной трофеями лошадью специально ищет бури, то есть ввязывается во все тяжкие и не очень драки, чтобы раздеть до трусов (жаль, их к оплате не принимают!) ещё несколько тушек врагов и поспешить выгодно продать всё награбленное, вырванное с кровью и нажитое непосильным трудом. Свежее обновление и первое крупное DLC From the Ashes призваны решить эти проблемы.
https://www.youtube.com/watch?v=LwJWCP9lQgI
Из грязи — в князи и должники
В хардкорном режиме, введённом с обновлением, например, подъедать из котелка уже нельзя. А в DLC From the Ashes нам предлагают вместо челночных перевозок заняться обустройством собственной деревни, чтобы потом постоянно получать от неё прибыль. Впрочем, и тут всё получилось неоднозначно — если вы ещё не высокоуровневый игрок, который уже набегался по торговцам, продавая броню половцев, и теперь не знает, куда девать гроши, то челночных пробежек до оружейника и бронника в Ратае, скорее всего, станет ещё больше. Во всяком случае, поначалу.
Дело в том, что наш главный герой получает от лорда Девиша (того самого, который дал ему, полумёртвому, приют после нападения на родную деревню) предложение, от которого невозможно отказаться, но которое, откровенно говоря, выглядит совершенно нереалистичным — в противовес всей ориентированности Kingdom Come: Deliverance на историческую достоверность.
Представьте ситуацию: сыну кузнеца, фактически холопу, предлагают стать главой (рихтаржем) нового крупного поселения, которое, правда, предварительно нужно восстановить из руин. А оплачивать эти восстановительные работы должен именно он, ошарашенный от такой новости сын кузнеца, а не лорд, которому эта деревня и все близлежащие земли и принадлежат. Согласитесь, больше напоминает не почётное предложение и счастливо выпавший шанс выбиться из грязи в князи, а «развод» — Девиш фактически восстанавливает собственную деревню за чужой, и местами весьма небольшой, счёт. Да ещё и грозит каким-то карами в случае, если мы не оправдаем его ожиданий.
Половину этих букв сын кузнеца по идее и не знает!
Крепкий хозяйственник
Квест этот становится доступен далеко не сразу, а только после одного из важных сюжетных событий, в результате которого, собственно, некогда процветающая деревня Прибыславица и была почти уничтожена. Так что новичкам тут точно не место. Фактически это высокоуровневый контент — к моменту старта всей этой строительно-закупочной саги вы уже по идее должны иметь неплохие деньги в кармане. Но суммы бывают разные. Повторю: если вы к моменту выхода From the Ashes уже прошли всю (ну, или почти всю) игру и расхаживаете в самых крутых доспехах, позвякивая кошельком, то, возможно, пройдёте дополнение часа за два. В противном случае, если денег не так много, придётся ещё изрядно попотеть и подкопить.
Перед тем, как достичь финальной цели, отремонтировать костёл и возвести алтарь, в деревне многое нужно построить — лагерь дровосеков, кузницу, корчму, пекарню, караульную, проложить новый каменный мост. А это стоит много, много тысяч грошей и требует также материалов, ремесленных инструментов и ресурсов — камня, угля, зерна или мяса (сиречь скота). Почему «или»? Потому что в некоторых случаях нужно ещё выбирать, что возводить — конюшни или караульную, ту же пекарню или мясную лавку. Таким образом, мы ещё и влияем на рацион местных жителей.
В любом случае придётся мотаться по всей карте, искать тех, кто сможет поставлять нам это всё, договариваться о цене и иногда даже решать какие-то личные проблемы нужных нам ремесленников и мастеров. Реализм при этом местами опять же на высоте: мало договориться о поставках скота — нужно ещё найти того, кто его будет перегонять. А мясник, предложивший достаточно низкую цену, честно предупредит, что мы будем получать мясо старых кур, которые никому особо не приглянулись…
Картина маслом «Когда задерживают зарплату».
Суди и прибыль получи
Ещё больше попахивает реализмом, когда мы на правах рихтаржа и судьи решаем споры жителей Прибыславицы и устанавливаем для них же законы. Причём иногда попахивает в прямом смысле. Одно из первых дел вынуждает нас решать животрепещущий (без всяких шуток) вопрос, как и куда могут испражняться наши рабочие — прямо в ручей, когда им приспичило, или терпеть и отмерять 150 шагов ниже по течению? Или всё-таки позволить отойти всего на 100 шагов?
Далее мы будем решать не менее насущные бытовые проблемы — к рихтаржу приходят искать справедливости поссорившиеся супруги, разъярённый отец, обвиняющий соседа в том, что тот обрюхатил его дочку, а потом сбежал, и другие недовольные жители. Все решения и законы (о браконьерстве, например) отражаются на нашей репутации, а это в том числе влияет на прибыль от деревни, которую мы получаем.
Да, все оставленные в специальном сундуке на строительство и жалованье работникам гроши могут и должны окупаться — через некоторое время в другом сундуке появляется наша прибыль. И в этом случае уже можно бегать по своим делам, выполнять другие квесты, не отвлекаясь на необязательные драки и челночные забеги по торговцам, а зная, что через сутки или двое деньги практически сами упадут в ваш кошелёк. Ну, или не упадут — если вовремя не платить жалованье и не заниматься дальнейшим развитием деревни.
Сначала придётся освободить землемера, а потом уже строить.
Чехи из Warhorse выпустили достаточно необычную RPG, и первое же более или менее крупное дополнение к ней тоже получилось необычным, старающимся уложиться в общую идею игры про реализм и желание показать жизнь средневековой Богемии максимально (ну, насколько это возможно) достоверно и с разных ракурсов. Да, завязка сама по себе тут, мягко говоря, нереалистичная, да и превращение главного героя в крепкого хозяйственника не всем придётся по нраву. Но зато для высокоуровневых игроков и тех, кто Kingdom Come: Deliverance уже прошёл, From the Ashes — это неплохой повод вернуться сюда и слить свои гроши на что-то полезное: видеть, как фактически твоя деревня на глазах из руин превращается в густонаселённый центр, действительно приятно. Ну а для всех остальных это отличный способ получать стабильную прибыль всё оставшееся прохождение. Если они, конечно, помнят про законы экономики и про то, что сначала нужно вложить, чтобы потом получить.
Плюсы: возможность возглавить собственное поселение; достаточно серьёзно проработанная строительная часть; забавные дела, которые нужно рассматривать в качестве судьи.
Минусы: развитие деревни требует больших затрат времени и денег — многих это может отпугнуть.