Прошлогодняя Dragon Age: The Veilguard стала третьим провалом BioWare кряду — до этого компания села в лужу с Mass Effect: Andromeda и Anthem. Журналист Bloomberg Джейсон Шрайер (Jason Schreier) поговорил со своими источниками и рассказал, как Electronic Arts угробила игру вереницей неудачных решений.
В 2014 году свет увидела Dragon Age: Inquisition. Она завоевала награды критиков, в том числе главный приз на The Game Awards, и продалась тиражом 12 миллионов копий. Вскоре после запуска исполнительный продюсер «Инквизиции» Марк Дарра (Mark Darrah) и творческий руководитель серии Майк Лэйдлоу (Mike Laidlaw) начали обдумывать идеи для продолжения. Планировалось, что оно будет не таким масштабным, как предыдущая часть. Когда игра находилась в ранней стадии разработки, EA предпочла сосредоточиться на других проектах, включая Mass Effect: Andromeda.
В середине 2010-х воротилы Electronic Arts были очарованы играми-сервисами. Этот сегмент рынка бурно рос, и компания надеялась отхватить кусок пирога. В октябре 2017-го Лэйдлоу собрал коллег в конференц-зале, достал бутылки дорогого виски и с горечью сообщил, что «Эпоха дракона» берёт курс на онлайн. Специалист покинул команду, а его пост занял бывший арт-директор Мэтт Голдман (Matt Goldman).
Маленький коллектив под началом Голдмана приступил к созданию мультиплеерной Dragon Age — ей присвоили кодовое имя Morrison. С подачи нового босса игра резко сменила тон — мрачная фэнтези-драма обернулась лёгким приключением.
Уклон в MMO повлёк за собой и другие трансформации. Классические сюжетные задания уступили место реиграбельным миссиям. Кроме того, ключевых персонажей прописывали так, чтобы они не могли погибнуть, — смерти не сочетались с форматом «бесконечного» геймплея.
В 2019 году, когда создатели Dragon Age корпели над Morrison, другие сотрудники BioWare выпустили лутер-шутер Anthem. Он не снискал народной любви и показал слабые коммерческие результаты. Фиаско подрывало моральный дух авторов Dragon Age — некоторые из них пренебрежительно окрестили свой проект «Anthem с драконами».
И без того мучительное производство Morrison осложнилось в 2020-м, когда грянула пандемия ковида. В декабре Марк Дарра и тогдашний глава BioWare Кейси Хадсон (Casey Hudson) подали в отставку. Новый лидер, Гэри Маккей (Gary McKay), объявил, что Dragon Age избавляется от сервисной модели и возвращается к корням.
Столь радикальный шаг требовал полного перезапуска разработки. Вопреки здравому смыслу, руководство велело перестраивать игру на ходу и дало студии всего полтора года. Жёсткие сроки сильно ограничивали творческую свободу. Позже BioWare оказалась в патовой ситуации — перенести релиз всё-таки удалось, но руки авторов уже были связаны решениями, принятыми на том этапе, когда времени было в обрез.
В конце 2022-го BioWare изготовила альфа-сборку грядущей Dragon Age и начала изучать отзывы сотрудников и внешних тестировщиков. Фидбэк совсем не обнадёживал — например, игру ругали за дефицит развилок со значимыми последствиями. BioWare снова отложила старт RPG и принялась лихорадочно втискивать дилеммы в сюжет.
Чтобы ускорить производство, в 2023-м к нему подключили авторов следующей Mass Effect. Между двумя коллективами уже не один год ощущалось напряжение — причиной тому были разные подходы к работе. Собеседники журналиста шутят, что создатели Dragon Age напоминали пиратов, которые прокладывают маршрут прямо во время плавания. Разработчиков Mass Effect же сравнили с экипажем корабля из Star Trek, ревностно выполняющим приказы капитана.
Встав у руля The Veilguard, директора Mass Effect начали свысока поглядывать на коллег из другого лагеря и перестали звать лидеров Dragon Age на важные встречи. Команда ME переделала несколько эпизодов игры и добавила ряд сцен, включая финал. Даже положительные изменения злили боссов Dragon Age — ранее им отказывали в подобных реформах, ссылаясь на проблемы с бюджетом.
Помимо всего прочего, руководителей Mass Effect и тестировщиков смущала несерьёзная атмосфера The Veilguard. Опасаясь, что «Эпоху дракона» постигнет участь шутовской Forspoken, начальство потребовало переписать диалоги. Получилось скверно — после релиза игру костерили ещё и за странные перепады настроения.
Наш обзор.
Тяжёлое положение усугубили переработки и массовое сокращение штата. К тому же сценаристам было нелегко менять диалоги и вводить новые сцены на фоне забастовки актёров. Многочисленные напасти привели к катастрофе — публика разгромила дебютный трейлер The Veilguard, а продажи RPG в итоге не оправдали ожиданий «электроников».
Теперь BioWare обескровлена. Многих специалистов перевели в другие отделы EA либо уволили. Возрождением Mass Effect занимается небольшая команда из нескольких десятков человек. Поводов для оптимизма пока нет — студия никогда не была приоритетной для Electronic Arts, и её бесплодные попытки родить хит явно не воодушевляют издателя.