Алексей Копцев, основатель новосибирской студии Cyberia Nova, дал интервью «Навигатору игрового мира» о предстоящей экшен-RPG «Смута».
Предпосылок было несколько. С одной стороны, текущая геополитическая ситуация, в чём-то напоминающая события XVII века. Геополитика в общем-то не меняется, расположение ресурсов не меняется, противостояние Востока и Запада — тоже не меняется. В Советском Союзе мы думали, что речь идёт о противостоянии идеологий, а в итоге всё сводится к противостоянию экономик. Второй момент — разработчики всегда пытаются найти новые сеттинги. Мы попытались проанализировать ситуацию и понять, какой из временных периодов в истории России наименее охвачен вниманием в кинематографе, литературе и играх. Скоро мы пришли к пониманию, что это — Смутное время. Есть фильм «Минин и Пожарский», но он был снят ещё в 1939 году, есть приключенческая лента «1612». Пожалуй, всё. В литературе ситуация похожая. Есть яркий рассказ Алексея Николаевича Толстого и один из первых русских авантюрно-исторических романов «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», написанный Юрием Загоскиным. Кстати, именно эта книга и стала для нас основным источником вдохновения. Третий момент, Смутное время — это крайне насыщенный, интересный и очень важный исторический период в истории не только России, а вообще Европы в целом. Была высока вероятность потери нашей национальной идентичности. Перспектива окатоличивания, утрата царствующей династии… У нас были все шансы стать какими-то не совсем русскими. И поэтому очень важно изучать этот период. Мне вот, например, очень хочется, чтобы дети, когда к ним пристают журналисты на улице с историческими вопросами, могли уверенно ответить, какому событию посвящён праздник 4 ноября.
Один из наиважнейших компонентов «Смуты» — это образовательная составляющая. У нас работают пять исторических консультантов, люди с научными степенями, реконструкторы. Мы выезжали в московскую Оружейную палату, были в Нижнем Новгороде, в Александровской слободе. Понятно, что Александровская слобода — это резиденция Ивана Грозного, правившего задолго до Смуты, но там нас интересовала старинная шатровая архитектура. У нас, кстати, есть и консультанты по костюмам. «Трагичность» ситуации в том, что там — в нашем костюмном цехе — сплошная сермяга. Если делать всё достоверно, то на экране будут пятьдесят оттенков серого. В одежде крестьян — уж совершенно точно. Поэтому стоит дилемма, как поступить. Сделать нарядно или достоверно.
Нами собрано очень большое количество материалов, которые жалко оставлять за пределами кадра. Будучи одним из руководителей проекта, я всегда помню про опыт Ubisoft, про то, как коллеги реализовали режимы экскурсий в Assassin’s Creed. Проект «Смута» — это тот самый шанс, когда мы можем донести до школьников важную историческую информацию, но не так в лоб, а иммерсивным путём, когда человек погружается в материал и незаметно для себя становится умнее.
В конце марта Cyberia Nova запустит сайт о Смутном времени для полемик, где можно будет прочитать исторические материалы.