Прошел Senran Kagura: Estival Versus.
Если копнуть вглубь, то окажется, что это - во многом серьезно доработанная Shinovi Versus, работающая по тем же принципам, но ощущающаяся совершенно иначе во всех аспектах, начиная с похорошевшей графики, заканчивая темой сюжета, управлением и ощущением от боя. Это все еще нишевый, комедийный фан-сервисный мусоу-экшен с сексуализированными персонажами (в этом и вся соль) с приятной боевой системой, полностью развлекательный и без прицела на идеальный баланс всех его элементов. Игра развивает сюжеты предыдущих частей серии, хотя является, скорее, очень качественным спин-оффом.
В первую очередь — то, что нас встречает: тематика и графика. Для Estival Versus взяли тему фестиваля на пляже, отправив всех известных нам по прежним играм девушек-ниндзя в Тысячелетний Фестиваль Духов в отдельном мире, на котором нужно помочь почем зря погибшим шиноби обрести покой с помощью боев за фестивальные платформы. Таим образом получается Bon Dance - ритуальный танец упокоения. Заправляет всем бабушка Аски - Сайюри, которой помогают три задорных сестры Микагура - Служительницы храма. Вот только какова истинная цель Фестиваля? Ее раскроют только ближе к финалу.
Сюжет глубже, чем в Shinovi Versus в плане морали, но гораздо легковеснее, проще, и задорнее: как-никак здесь пляж, девушки в купальниках, прохладительные напитки и шикарное море. Пусть девчата и шиноби, готовые дружески вцепиться друг другу в глотку при первой же возможности. По факту, нас еще глубже погружают в прошлое героинь, добавляя новых граней известным персонажам и окончательно закрывая арку старших шиноби. Особняком стоит Рёки - сестра близняшек Рёны и Рёби, вокруг которой начинает строиться центральная тема истории: принятие смерти близких и родных. Ее мельком упоминали в прежних играх и драматично раскрывают на протяжении всей игры. Сюжетописцы вполне умудряются устраивать эмоциональные качели: вот мы смеемся над глупой шуткой, вот в голос ржем над удачным стечением сюжетных обстоятельств, а вот мы сдерживаем скупую слезу, глядя на сцены прощания или эмоционально заряженные, тяжелые моменты из прошлого. И лично мне совершенно не мешал тот факт, что все это подается в 95% в виде визуальной новеллы с трехмерными персонажами и статичными\анимированными задниками: мастеровитые актрисы отлично создают антураж своими голосами. А вот на остальные 5% потратились: полноценная анимация от руки. И она очень даже симпатичная, на уровне недорогих аниме-сериалов.
Ну а между сюжетными сценками разворачивается веселье: нас выпускают на сравнительно небольшой уровень, набитый разрушаемыми предметами и вываливают на него толпу врагов или пачку боссов. Типичное мусоу или "битемап на стероидах, но в 3D". Ситуация "трое боссов на одного меня" здесь вполне обыденная, и баланс вполне себе соблюден. Даже иногда вручают напарницу. Самое крутое здесь то, что каждая отдельно взятая шиноби ощущается совершенно уникально.
Я не шучу. Как и в Shinovi Versus, у нас есть слабый, сильный удар, блок, уклонение(рывок)\бег, две спецатаки, режим неистовства, ультимативная атака и возможность ценой 3% жизней откинуть врагов, если они слишком сильно насели. Персонажам дали больше пространства для маневра: теперь можно бегать по стенам, спасаясь от толпы или забираясь в труднодоступные места. И что отмечаешь сразу, взяв геймпад в руки: персонажи больше не носятся как оголтелые и не скользят по уровню как утюги: они приземлены, инертны. Их вес здорово ощущается как при беге, так и при ударах.
Вся боевая система состоит из чередования ударов и уклонений, но они сильно разнятся по скорости, траектории, особенностям, замаху и построению связок у каждого персонажа. По окончанию цепочки с завершающим ударом можно отправить врагов в полет и с кнопки рывка отправиться вслед за ними, чтобы нанести еще больше урона и впечатать супостатов в землю. Кроме того, шиноби могут трансформироваться: из повседневной одежды в боевое облачение.
После трансформации меняются связки ударов, повышается урон и открываются спецудары. Все доступные в игре шиноби очень разные в бою: одни - медленные, неповоротливые, их невозможно развернуть даже в процессе нанесения последовательных ударов. Другие - стремительные, врезающиеся в сотню врагов как в масло. Третьи - с четким ощущением каждого удара, с акцентами между ними. Четвертые взрезают толпу точно пила и инертны, пятые бьют издалека, но не всегда точно, шестые... Перечислять можно долго: девушек всего 27, плюс есть три гостевые бонусные из Ikki Tousen в качестве DLC и еще пара - бонусные сюжетные.
Важен факт: здесь нет недостатка в разнообразии, и из-за этого начинаешь прикидывать про себя: кто больше нравится и чей стиль боя ближе. К сожалению, при первом прохождении сюжетных миссий выбрать любимую и удобную героиню нельзя: боец заранее предопределен сюжетом, но это легко можно сделать при перепрохождении. А перепроходить, скорее всего, придется, потому как на уровнях разбросаны тщательно запрятанные фестивальные платформы. Всего их 80 штук и их легко упустить при первом прохождении, когда твоя задача - выжить. За их уничтожение постепенно открывают косметику (костюмы, украшения, и.т.д.) и дают доступ к личным сюжетным квестам каждой из 27 девчат. По прохождению каждого уровня отсыпают опыта, внутриигровой валюты и наград: таким образом разблокируются бонусные материалы в местном магазине. Опыт определяет силу персонажа и доступные связки ударов: между 1 и 50 уровнями - титаническая пропасть в защите и атаке.
Главную фишку серии, разрезание одежды при нанесения урона, серьезно прокачали: теперь ткань рвется так, что может более-менее правдоподобно свисать кусками с тела, да и разлетается она плюс-минус разнообразно. Раздеть и опозорить соперницу можно без особого труда, если последовательно отправлять ее в полет и бить серьезными уроном атаками. А если добить ее около особых мест, то можно запустить очень забавную сценку, так называемый "Creative Finsiher": отправить вертеться на шесте, уронить на надувной "банан", впечатать задницей в вывеску, уронить в снежный ком, зафутболить в сетку ворот, отправить нагишом в окно, где обедают другие шиноби, и так далее. Всего финишеров около 50 штук, и они неслабо так забавляют.
Кампания длится около 15-20 часов, ее дополняют личные сюжетные миссии еще где-то на 8-10 часов, представляющие собой комедийные зарисовки из быта шиноби. Помимо этого доступен мультиплеер с злющими и матерыми игроками, а также отдельные особые миссии с небольшими историями.
Музыкально Senran Kagura: Estival Versus, на мой вкус, слабее, чем Senran Kagura 2: Deep Crimson и Senran Kagura: Shinovi Versus. Боевая музыка все еще представляет собой дичайшую смесь из хард-рока, японских национальных инструментов и яркого техно. Треки очень задорные и отлично работают внутри игры, нагоняя накала и ярости противостоянию, но не все они хорошо слушаются отдельно. А это признак функционального саундтрека, который лично я ценю меньше и всегда считаю, что музыка для произведения должна хорошо слушаться вне его.
Технически, игра работает превосходно на всех перепробованных мной платформах. PC-версия стабильная, быстрая, отзывчивая и отлично масштабируется. На PS Vita игра совершенно та же, разве что детализация и количество врагов намного слабее и меньше, в угоду мощам портативки, которых хватает только на 30fps. PS4-версия работает в 60fps.
И тут я бы хотел вклинить толику негатива. Ощутите Свинство: я — обладатель копий для PS4 и PC, проходить пришлось в итоге версию для PC, так как PS4-версия в режиме обратной совместимости на PS5 артефачит фатальнейшим образом, когда нужно отрисовывать тени. Разработчик, издатель и Sony с этим вообще ничего не делают, а твиттер советует "играйте, как и сказано на коробке с игрой, на PS4".
Senran Kagura: Estival Versus подарила мне массу приятных впечатлений, хотя и хотелось большего. Больше постановки, шутки поудачнее. Поменьше нечастых, но раздражающих ситуаций, когда приходится нудно долбить медленной героиней толпу жирных врагов.
Лично я бы игре с удовольствием поставил 4 из 5 (8 из 10). Не поклонникам жанра смело можно скручивать 1-1.5 балла по десятибалльной шкале.