22 мая 2016 22.05.16 10 8850

Stellaris [Обзор игры]

+25

Обзор выполнен в видеоформате, но специально для любителей почитать подготовлена и его текстовая версия.
Хотя видео все равно лучше ;)

 

Stellaris — проект во многом знаковый. Это и новая игра именитых разработчиков, не содержащая ни единой римской цифры в названии, и смелая попытка сделать массовой глобальную стратегию без имени Сида Мейера в заголовке, и одна из первых ласточек широкого возрождения жанра научной фантастики в играх и кино. Поэтому и отношение к нему — особое.

Глобальные стратегии шведской компании Paradox всегда были, скажем так, играми не для всех. Небывало высокий порог вхождения в проекты скандинавов за многие годы пропитался кровью тысяч неофитов, разбивших лбы в тщетных попытках его преодолеть. И, будем честны, на то имеются свои причины.

Вот решили вы однажды отдать должное жанру глобальных стратегий, прикупили по этому случаю знаменитую Europa Universalis и вздумали сыграть в альтернативную историю, прорубив былинное окошко сами-знаете-куда на двести лет раньше Петра Великого. Воодушевленные благородным стремлением, запускаете игру, смотрите на экран и… теряетесь. На вашу голову сыпятся десятки таблиц, карта изрезана кучей непонятных линий, всё раскрашено в какие-то пестрые цвета, а неизвестные люди настойчиво требуют странного. И когда вам начинает казаться, что вы разбираете хоть что-то в беспрерывном потоке информации, к Москве подходит крымский хан и навсегда отбивает желание вновь запускать еще раз хоть что-то, порожденное сумрачным скандинавским гением.

Но в этот раз в Paradox решили отойти от привычных лекал и мало того что перенесли действие игры из прошлого в будущее, так еще и постарались сделать ее интуитивно понятной и более доступной простым игрокам, сохранив при этом все то, за что их любят и ценят ветераны жанра. Удалось ли им воплотить задуманное? Об этом – ниже.

***
Игра начинает с того, что предлагает вам выбрать одну из имеющихся фракций, или, что несомненно интереснее, создать собственную. Настроить можно не только внешний вид нации, но и стилистику ее городов, дизайн кораблей, предпочитаемый вид вооружения, способ межзвездных перелетов, и, конечно же, сочетание перков, непосредственно влияющих на весь ход игры. Выбор между милитари-, паци, материал- и прочими «истами» предопределит не только числовые бонусы вроде отношения к вам соседей или уровня довольства населения, но и откроет доступ к уникальным строениям и технологиям, которые могут существенно повлиять на стратегию развития цивилизации, а также позволит выбрать одну из форм государственного правления, определяющую внутреннюю политику будущей империи.

Но вот фракция создана, мы жмем кнопку «готово», и перед нами открывается… космос. Stellaris красив, и не стесняется демонстрировать это с самого начала. Корабли прорезают сверкающими силуэтами бездны черной пустоты, звезды сияют огромными полыхающими сферами, а обитаемые планеты подсвечиваются огоньками городов с сокрытой от солнца ночной стороны. Первые минуты вы просто скачете от одного объекта к другому, жадно пожирая глазами открывшуюся картину.

Временами игра выдает живописнейшие картины

И, как это ни странно, всё в самом деле кажется интуитивно понятным: исследовательские корабли летают по планетам, инженерные станции строят орбитальные конструкции, обитаемые миры обрастают жителями и инфраструктурой, а услужливый робот-помощник ненавязчиво проводит курс обучения.

Вы достаточно быстро освоите основы игрового процесса.

Как и везде, в Stellaris всё решают кадры. Научное развитие замедляется без привлечения талантливых ученых, колонии чахнут без внимания исполнительных управленцев, а флот резко теряет в боеспособности, если на рубке многопалубного флагмана не стоит бравый адмирал в начищенном мундире с механическим попугаем на плече. Поэтому империя не остается безликой – всегда есть целая команда персонажей, вытягивающих ее вперед, в светлое будущее. И хороший игрок всегда будет холить и лелеять своих ветеранов, назначая их на посты в зависимости от имеющихся способностей и не отправляя опытных исследователей и вояк на самоубийственные миссии.

Самое начало партии — весь космос лежит перед нами, а в голове играют мотивы «Космической одиссеи» Кубрика

Настоящие флотофилы и технофашисты по достоинству оценят военную составляющую игры – корабли здесь делятся на классы, определяющие их размеры, и доступные ячейки на усмотрение игрока заполняются разработанными учеными образцами: вооружением, энергоблоками, защитными модулями, — поместить туда можно хоть эскадрилью бомбардировщиков, только бы позволяли габариты!

Каждый тип кораблей имеет свою боевую функцию, и, пускай поначалу это не вполне очевидно, даже в эпоху исполинских линкоров флот будет неполноценен без мелькающих тут и там крошечных корветов. Хотя в сражении вам и не дают напрямую командовать каждым кораблем, очень важно следить за ходом идущей баталии. Только на практике можно понять, как будет действовать флот при столкновении с врагом, какие модули полезны, а какие без дела простаивают большую часть боя. И очень, очень многое зависит от особенностей конкретного неприятеля – так, если противник предпочитает воевать массой малых кораблей ближнего действия, вам очень пригодится пара авианосцев со звеньями истребителей на борту, а если его суда обвешаны броней от форштевня до кормы, то хорошей идеей будет сменить бортовую артиллерию на плазменные пушки.

Частые визиты в конструктор кораблей — не роскошь, а суровая необходимость

Исправно работает и система дипломатии. Завидев пролетающие мимо конструкции самых невероятных форм и пропорций, вы даете отмашку научно-исследовательскому отделу, и тот в кратчайшие сроки расшифровывает их сигналы и выходит на связь с новой звездной цивилизацией. На галактической карте тут же появляется цветное пятно, обозначающее границы ваших новых соседей, и к числу государственных забот добавляется политика.

Инопланетяне любят, когда с ними ведут торговлю и заключают взаимовыгодные договоры, нервничают и злятся, когда пересекаются глобальные интересы или кто-то начинает вести себя чересчур агрессивно. И, если игрок не конченный ксенофоб-изоляционист, на его планетах рано или поздно появятся переселенцы с соседних звездных систем, готовые пополнить ряды его подданных и приступить к работе на благо новой мультикультурной родины. Принцип, впрочем, работает и в обратном направлении: если искреннюю улыбку в империи может вызвать разве что курс галактического рубля, уезжать за рубеж начнут уже собственные граждане, хаотично расселяясь по широким просторам галактики.

Пришельцев в игре много. Но появления знойных синекожих инопланетянок ожидать не стоит.

Искусственный интеллект в игре, как и всегда у «Парадоксов», вызывает минимум нареканий. Он вполне адекватен в дипломатических игрищах, неплох на стратегическом уровне и всегда готов оказать посильную помощь союзнику в ведении военных действий. Поэтому управляемые компьютером империи – это не безликие «боты», смысл существования которых заключается лишь в том, чтобы однажды быть завоеванными игроком, а полноценные галактические партнеры, с которыми следует обходиться осторожно и предусмотрительно. Потому что, как бы круты вы ни были, всегда следует помнить, что не было еще такого батьки, которого нельзя было бы забить гуртом.

Но как только вы начинаете считать, что в чем-то разобрались, игра тут же коварно подставляет подножку.

При всем многообразии научных исследований она скрывает от игрока технологическое древо, и руководствоваться приходится разве что общей эрудицией и здравым смыслом. Более того, предлагаемые к изучению доступные технологии каждый раз выдаются случайным образом, и если ранее вы мучились выбором между нейтронными торпедами и варп-двигателем, то в следующем наборе тот же самый ученый может предложить вам для исследования три разноцветных лазера, которые годятся разве что зергам брюшко щекотать.

Боевая мощь каждого судна измеряется в неких абсолютных единицах, в теории дающих определенное представление о силе соединения. Но на практике эти числа едва ли не бесполезны, а что по-настоящему важно, так это соотношение вашего вооружения с вооружением противника, и, например, устрашающий авианосный корпус может быть с легкостью разбит вдвое уступающей ему по мощи группе мелких эсминцев.

Усугубляет ситуацию и то, что флотом во время сражения мы не командуем и не можем даже назначить ему определенную формацию: небольшие и быстрые корабли всегда летят вперед и мрут как мухи под беспорядочным огнем неприятеля, а тяжелые и мощные линкоры остаются позади, лениво постреливая по врагу из дальнобойных орудий, если таковые вообще были на них установлены. Временами корабли теряются и бездельно простаивают на месте, формально участвуя в бою, в то время как на деле это лишь один вырвавшийся из рядов крейсер меланхолично постреливает по отдаленной орбитальной станции из единственной имеющейся дальнобойной пушки.

Линкоры внушительны и опасны. Если успевают к бою, конечно.

Периодически удивляют дипломатические маневры. Причем удивляют не столько своевременностью и адекватностью, сколько полной непредсказуемостью последствий. Приходят к вам этакие милые космические лисички и предлагают заключить миграционный пакт. Хорошо, почему бы и нет – лисичкам как-то даже неудобно отказывать. А потом половина ваших граждан пакует чемоданы и улетает на тарахтящем красном звездолете в неизведанные дали, оставляя заводы и электростанции покрываться космической пылью и порастать галактическим бурьяном. А может быть и наоборот – все свободное пространство ваших миров забивается своевольными и невежественными гастарбайтерами, которые тут же начинают чувствовать себя как дома и изо всех сил раскачивают и без того еле держащуюся на плаву лодку.

Или предложат симпатичные синие моллюски заключить долговременный союз – и вы, в общем-то, не против, отношения с ними отличные и это в самом деле может стать началом прекрасной дружбы, — но нигде не сказано, на каких условиях этот союз будет заключен и к каким последствиям приведет. Поэтому, если вы вдруг решите предложение принять, то можете изрядно удивиться, когда показатель влияния резко уйдет в минус, грозя надолго заморозить всякую политическую активность с вашей стороны.

Информации не хватает критически, и игрок временами ощущает себя голозадым индейцем, которому большой белый человек сверкая зубами протягивает блестящие бусы.

Всегда можно посмотреть, как соседи относятся к вам – но неясно, что они думают друг о друге. Где-то что-то построилось – и вы можете щелкнуть по извещению, переместившись в нужную систему – но вменяемого лога произошедшего отыскать не удастся. И всю первую половину игры совершенно не понятно, являетесь ли вы светочем науки и прогресса, или… или по чем, говорите, эти чудесные бусы?

Второй заметный изъян игры – это динамика. Вернее, ее бросающаяся в глаза неравномерность. Качественное развитие болезненно резко сменяется количественным и наоборот. Так, поначалу вы увлеченно исследуете ближний предел, основываете первые колонии и знакомитесь с загадочными пришельцами. Потом монотонно осваиваете все, до чего только можете дотянуться. Исчерпав свободное пространство, углубляетесь в политику и глобальные конфликты – которые сменяются блоковым паритетом и угасанием мотивации делать хоть что-нибудь. Строительство флота на поздних этапах игры занимает долгие годы, и вы, распланировав военную компанию, отдает приказ судостроительным верфям и ждете, ждете, ждете, — пока вокруг не происходит, по большому счету, ничего.

Если вы смогли вырвать из рук древней цивилизации технологичный мир-кольцо, то угрожать вам, по большому счету, уже просто некому

Смысл финальной стадии игры сокрыт в непроглядном тумане: когда все технологии изучены, казна переполнена и ваш фаворит в пятый раз подряд избран президентом пожизненно, делать становится банально нечего. В условиях победы значится заселение 40% обитаемых миров или уничтожение всех оставшихся империй, но это явно не та игра, где хочется заниматься тривиальной зачисткой местности – особенно если на всем ее протяжении вы увлеченно выстраивали дружное и крепкое галактическое сообщество, в котором сами играете ведущую роль. Удручает и то обстоятельство, что даже если вы объединитесь с партнерами по альянсу в федерацию (да, есть здесь и такая возможность), это не исключит их из числа фигур, которые по условиям должны быть сброшены с игровой доски. Дипломатической, культурной или научной победы в игре, к сожалению, (пока?) не предусмотрено.

Но все перечисленное с лихвой компенсируется занимательными игровыми возможности и чередой крупных и мелких событий.

Например, временами можно встретить народы, еще не вошедшие в космическую эру, построить на орбите их родного мира исследовательскую станцию и увлечься прогрессорством, знакомя неразумных туземцев с прелестями индустриализации, научного подхода и йоги по утрам… Или, польстившись на ресурсы новооткрытой планеты, устроить геноцид пребывающего в средневековье населения и направить туда своих колонистов… Или начать внедрять в их ряды агентов влияния, подчиняя примитивов собственной воле… И на каждый путь предусмотрена череда случайных и не очень событий, вносящих в процесс элемент разнообразия и толику здорового юмора.

Существуют и масштабные галактические сюжеты, вроде массового восстания роботов или вторжения всеуничтожающей армады из открытого космоса, противостоять которой в одиночку не в силах ни одна из существующих цивилизаций, и открытия остатков древних империй, обитатели которых до сих пор во всем превосходят копошащихся в округе новичков и по малейшему поводу готовы жестоко карать возомнивших о себе невесть что невежд…

Вторжение Роя может стереть с карты несколько империй разом, если народы вовремя не объединятся для общей борьбы

Прекрасно передана разница культур отличающихся друг от друга видов. Пролетающая мимо комета вызовет здоровый интерес у материалистов, но может вогнать в священный трепет суеверных теократов. Коллективистские соседи с радостью продадут отечественный паспорт и один за другим начнут просачиваться через границу, если ваши капиталистические доктрины позволяют возводить супермаркеты и торговать модными джинсами houte couture. А проиграв войну, не стоит удивляться, когда на подписании акта капитуляции вашему лидеру церемониально отрубят голову, после чего тот, конечно, сразу же помрет от несмываемого позора.

И таких деталей – множество. Они наполняют красками игровую вселенную и создают непередаваемое ощущение исследования, когда за каждым углом таится новое приключение, а череда событий, отделяющих начало игры от ее конца складывается в увлекательную, остающуюся в памяти историю.

Поэтому, несмотря на имеющиеся недостатки, на встречающиеся время от времени как мелкие, так и критичные «баги», Stellaris «Парадоксам» определенно удался. Уверенно шагнув навстречу широкой публике, они не обделили и опытных стратегов, предложив им много нового и увлекательного.

А изъяны… что ж, шведы традиционно поддерживают свои проекты на протяжении лет после релиза, в корне меняя патчами и дополнениями игровую механику, и разработчики уже официально подтвердили, что Stellaris не станет исключением.

Ну а меня зовут срочные дела – похоже, агент внедрения закрутил роман с дикой туземкой и поставил под угрозу срыва всю тщательно подготовленную кампанию ассимиляции. И я его понимаю – как можно устоять перед этим чарующим десятком блестящих фасеточных глаз?

P.S. Вопреки устоявшейся традиции, в игре с самого начала присутствует русский язык, и один из серьезнейших барьеров, отделявших последние игры компании от отечественного игрока, наконец-то рухнул. Дерзайте!


Лучшие комментарии

Не могу не заметить, что материалов по Stellaris на Stopgame стало на удивление много. Paradox и правда пошел в народ?

И да, появление обзора вовсе не означает, что познавательных видео больше не будет. Но они требуют вложения уймы времени и сил, и я не смог устоять перед соблазном отвлечься пока на что-нибудь попроще. Заодно протестировав новый звук :)
Отличный обзор! Жаль просмотров мало.

Все больше склоняюсь к мысле, что если сравнивать Polaris Sector и Стелларис, то у первого отличная боевка, наука, дипломатия, шпионаж, а у второго все остальное. Скрестить бы игры кросинговером и получился бы действительно шедевр.
Признаться, о Polaris Sector я услышал впервые, но на скриншотах выглядит вполне прилично. Быть может, и правда познакомлюсь поближе.
Думаю что текстовую версию лучше под спойлер закинуть, а так всё отлично! Теперь задумался о покупке этой игры.
У Stellaris при перечислении достоинств осталось, пожалуй, немногое ;)
Но желание скрестить «Парадоксов» с кем-нибудь еще возникает постоянно. Хотя бы приличными бюджетами, для начала.
Paradox и правда пошел в народ?

Ну у Стеллариса достаточно невысокий порог вхождения. Да и сама игра – лютая годнота. Похоже, что мы наблюдаем рождение новой легенды.
Игра очень заинтересовала, подожду распродажи, чтобы купить её. А не будет на распродаже, может так куплю.
Это все из за тупых издателей им не интересен наш рынок, да в Рекламу не вкладывали :( дня через три обзор выложу.
Кстати, если любишь такой жанр попробуй Polaris Sector. Я как один из создателей разрешаю пиратить :)
Читай также