13 июля 2014 13.07.14 3 13K

Немного о «Превосходстве». Разбор фильма. Мысли об Искусственном Интеллекте и прочее.

0

Засилье боевой фантастики потихоньку тупит вкус к легкому Sci-Fi. Это действительно так, т.к. за последние несколько лет интерес масс к этому жанру идет на спад. На смену продуманным фильмам с хорошей научной базой приходят братья Экшен и Маркетинг. Плохо это или нет — судить вам. Лично я скучаю по временам «Звездных врат», «Вавилона», «Звездного пути», «Назад в будущее» и прочих подобных фильмов. Конечно, есть достойные фильмы с налетом научной фантастики или её явным проявлением и сейчас, будь то: «Исходный код» или «Начало», «Грань Будущего» или «Район №9», но тотальное поглощение данной тематики на данный момент очень и очень сильно уступает временам рассвета и заката космической гонки.
Научная фантастика. Чем же этот жанр так хорош и что его делает по настоящему особенным? Дело в том, что помимо визуального удовлетворения графическими примочками, которыми может пестрить обычная боевая фантастика, Sci-Fi акцентирует свое внимание на более детальном описание технологий, открытий, хода истории и прочего, а так же влияние всех этих аспектов на общество и личность. Т.е. стандартная фантастика, со всеми её технологиями или неземными расами, является дополнением или обрамлением к истории, в то время как в Sci-Fi технологии становятся частью этой истории и имеют не только общие описания «как и из чего они сделаны». Фантастика сама по себе дает отличные маневры для свежих идей, графической подачи, раскрепощенности в сюжете и зрелищности. Sci-Fi же накладывает некие ограничения, потому что его скелет — стандартные законы физики, химии, лингвистики и так далее, знакомые нам хотя бы частично. Обоснованные допущения в этих пунктах и делает научное с примесью фантастичного… можно даже сказать футуристического, однако футуризм — не всегда Sci-Fi. Можно спокойно манипулировать размерами науки и фантастики, создавая «мягкий» или «легкий» Sci-Fi, который имеет чуть меньше научных ограничений, однако при этом все-таки является довольно ощутимым и логичным; или полностью ударится в детали, плетя годами «тяжелый» Sci-Fi, который очень логичен, последователен, обоснован и фактически является повествованием о технологиях.
Вне зависимости от тяжести Научной Фантастики, у неё есть одна отличительная черта из-за которой, лично я, считаю данный жанр великолепным. Это желание учиться.

Начнем с факта.
В конце 60х начала 70x американскую молодежь охватила научная лихорадка. Столько нердов, сколько появилось в те года, свет не видывал никогда. Сотни тысяч подростков, а так же людей до 30ти и иногда выше 30ти лет, стало увлекаться космосом. Да, можно подумать, что этому предшествовала Космическая гонка сверхдержав, однако основной движущей силой в деле поднятия множества глаз в небо стал «Звездный путь».

По сути этот сериал стал вкладом не только в Американскую культуру, но и в мировую в целом. Люди желали стать космонавтами, работать над крупными космическими проектами, стремиться к неизведанному в науке и технике не из-за чувства долга к стране, эфемерного желания прославиться или выбиться первыми в Космической Гонке, а потому что им показали насколько богат может быть их мир, если они смогут стать одними из экипажа «Энтерпрайза», если они напрягут дружно извилины и продвинут науку достаточно далеко для этого, чтобы хотя бы в перспективе, для своих потомков, была такая возможность. Это поистине достояние для человечества, которое не было забыто, но было слегка подпорчено выходом, скажем так, казуальной версии в альтернативной реальности той вселенной.
Обилие данных, как показала практика, заставляет человека осмыслить происходящее вокруг него, а когда это еще подано довольно красиво — у человека не остается выбора, как взяться за учебники. Конечно, не только «Звездный Путь» стал подобием научного гриппа, передающегося визуальным путем. Жюль Верн, Конан Дойл и им подобные, в свое время писали самую тяжелую научную фантастику. Их рассказы пестрили деталями, открытиями, фактами и казалось, что ты читаешь мануал к подводной лодке или листаешь атлас, а не наслаждаешься «20 000 льё под водой».

В конце концов, Научная Фантастика — это в первую очередь фактически полное отсутствие сказочности, мистики и чудес.
Стоит отметить, что некоторые фантастические произведения, такие как «Звездные Войны», по сути не являются Sci-Fi в рамках фильма, однако вселенные, развитые как за счет фанатов, так и разработчиков, можно вполне отнести к научным, правда «Сила» все портит.

К чему это я все. Дело в том, что сейчас разговор пойдет о легком Sci-Fi, а именно, недавно вышедшем фильме, дебюте бывшего оскороносного оператора, нынче режиссера, Уолли Пфистера, под названием «Превосходство». Все то что было написано выше, по сути отображает тот фундамент моего видения, на который я буду опираться в рецензии на этот фильм.

Я плакал от разочарования, когда читал рецензии на этот фильм, на довольно известных сайтах, уже после просмотра этого фильма. Насколько люди уже обожрались боевой фантастикой, что легкий Sci-Fi с довольно глубоким смыслом у них вызывает сонливость. О претензиях мы поговорим в отдельном спойлере с детальным описанием самых идиотичных придирок.

Вместе с Ноланом прошел через все Бэтмены, показав себя с лучшей операторской стороны. Я вообще не парюсь, если честно, по поводу того, какой режиссер возьмется за тот или иной проект. Ну вообще не считаю эту тему довольно важной, потому что даже у самых знаменитых из той касты случались обломы. Важен фильм. Всецело. Однако, тут стоит выделить Пфистера за хорошую, пусть и не полную постановку сценария, законченного еще в 2011ом Джеком Пагленом. Этот сценарий вошел в какой-то крутой список нереализованных свитков. С легкой руки своего зарубежного знакомого я понял, от куда же в фильме появились не критичные допущения. Собрав воедино основные части, Пфистер дебютировал более чем достойно. Одно то, что он не побоялся сделать тот редкий ход, когда фильм начинается с конца, дает ему заочно часть моего уважения.
Подбор актеров тоже порадовал.
Депп отлично подошел для своей роли. Никто бы, я в этом полностью уверен, не сыграл бы так неопределенно искусственного интеллекта так как он. Тот же Воробей был довольно темной лошадкой. Вообще, вся тема фильма крутится вокруг неопределенности.
Сначала я конечно подумал, что это хороший PR ход, поставить актера подобной величины на эту роль. Потом посмотрел список кандидатов и понял что выбор пал на этого красавчика далеко не из-за его достижений, а из-за редкой хитрой ухмылке, способности быть загадочным, коего требовала его роль. Дело в том, что в фильме, как вы заметили по трейлеру, он играет роль ученного и его оцифрованного разума. Многие заметили, что по сути Джонни в фильме как актер почти не играет визуально. После того, как его героя оцифровывают он не становится второстепенным, он становится машиной. Видно его на экране редко, если показывается, то только в виде цифрового бюста с хитрой рожей. Но даже это не мешает ему играть роль, пусть она и становится какой-то «летучей» словно эфир. В целом, самого ученного он играет довольно интересно. Многие начали сравнивать выступление главного героя в фильме с выступлениями Джобса, и якобы это уже приелось, когда человек стесняясь выходит на сцену и начинает с любовью и бережностью рассказывать о своем детище. На самом деле Уилл, роль которую играет Депп, как любой ученный, человек запертый в своем мире со своими страхами и нелюбовью повторно доказывать что-то толстосумам за деньги. Мешковатый костюм, поникшая голова, кривой галстук — все это всегда преследует подобных людей, потому что им это не важно, а тут заставляют одеться и восхвалять то, что по сути может спасти человечество.
Хотя, это спорный момент. Дальше обсудим.

Ребекка Холл. В этом фильме, в самом его начале, я почему-то спутал её с Йоханссон. Потом понял, что сиськи не те. Оправившись от конфуза, я наблюдал за настоящей женой ученного. Кто бы что не говорил, но жены людей науки, да и вообще увлеченных чем-то по жизни людей, это в основном женщины с титаническими нервами, запасами терпения и любви. Но тут конечно же она сама является ученной, да не простой, настоящий криптограф, логик и программист. На полноценном квантовом компьютере с мужем они работают над созданием искусственного интеллекта. Работы уже почти завершены, осталось собрать всю информацию и алгоритмы, полученные из других лабораторий и загрузить их в процесс. Когда Уилла стреляют и отравляют изотопами его кровь, женушка бросается на поиски хоть какого-нибудь средства на спасение его личности. Натыкается на эксперименты по оцифровки разума обезьянки и без каких-либо промедлений решает воссоздать процесс на человеческом разуме на базе готового Виртуального Интеллекта. Безумная женщина, с умирающем мучительной смертью любимым мужем на руках способна на многое, даже на то, чтобы написать действующий алгоритм оцифровки интеллекта. Безумие этой женщины доведет её до…

Еще стоит отметить Пола Беттани ( озвучка Джарвиса в Железном Человеке). Я люблю этого актера со знакомства в «Последнем Рыцаре». Здесь я его не ожидал увидеть, однако вписался в свою роль он довольно хорошо. Метающийся из крайности в крайность ученный, говорящий что в принципе ИИ — страшно, но ничего не может он поделать со своими эмоциями т.к. его друг работает над грандиозным проектом. Наверное многие сталкивались с тем, что родные иногда заходят не в ту сторону, переходя грани твоего не осуждения. В таких случаях приходится становится неким шептателем и оберегателем (или шпателем), чтобы хотя бы защитить дорогого человека и не дать ему наделать еще больше ошибок. Пусть даже Макс и осуждал действия Уилла, но он так же, не желая его терять, взялся за разработку исходного кода программы оцифровки. Такие друзья всегда нужны, как по мне. Дальше — больше.

Дальше я не буду озвучивать тех, кто еще снимался в этом фильме, кроме пожалуй Моргана Фримена.
Этот голодный до знаний человек, любящий космос, нынче просто активизировался в подобных проектах. Кто не знал, у него есть собственная серия документальных фильмов на базе Discovery под названием «Сквозь пространство и время с Морганом Фрименом». Крутая вещь, довольно интересная и более полная, нежели среднестатистический фильм Discovery. Если с кем и надо спорить на тему Квантовой механики, Теории струн, Астрофизики, Астробиологии и т.д. в довольно приземленном русле, так это с Морганом. В этом фильме ему отводится роль руководителя одной из лабораторий, где потеряв своих людей в следствие террористической деятельности, он остается один одинешенек и присоединяется к общему проекту. Он так же как и многие боится того, что оцифровка разума Уилла приведет к его исчезновению как личности, ведь база то от Виртуального Интелекта может поглотить разум и создать нечто более ужасное. Свое он на 100% отыграет, как делал это всегда. Возможно его роли довольно легки, но их обыгранность всегда была на высоте. Так же этот старичок снялся в еще одном Sci-Fi фильме: «Люси», который так же выходит в этому году, только в нем будет больше экшена, хотя намеки на научную фантастики имеются.

 

Теперь сам фильм. Он мне понравился, причем оставив хороший след в душе. Лично я не ждал, да и сам фильм себя так не позиционировал, глобальности. Даже моя полуспящая девушка в час ночи досмотрела его с удовольствием, а с задних рядов послышались одобрительные отзывы от людей, казалось бы далеких от подобных тем, по поводу хорошей постановки. Возможно это было из-за любовной истории, которую многие поставили на первое место, но как мне всегда казалось, хороший фильм, хорош тогда, когда из него нельзя выкорчевать какой-либо аспект, потому что все находится в гармонии. Самой главной претензией к фильму от людей, после прочтения сотни рецензий — отсутствие динамики на экране. Т.е. кто помнит Челопука, там были «сопли-экшен-сопли-экшен-соплисопли-экшенэкшен», что уже надоедало к концу фильма. В «Превосходстве» идет бульон из механики, романтики, программирования, биологии и социума. Все довольно локально. Конечно у всех сразу встает коче… вопрос: «А на что тогда смотреть?». Например, на хорошую интерпретацию Искусственного Интеллекта, где основная часть — интеллект человека и попытка разгадать осталось ли что-нибудь человеческое в этом коде?
Скрытый смысл по идее лежит на поверхности, подтверждение тому один из забавных моментов, когда главная героиня просит в отеле номер, зарегистрированный на «Тьюринг». Знаете, был такой гомосексуалист и звали его Алан Тьюринг. Конечно, не все его должны знать, приходя на фильм, от того, скорее всего многие не уловили сути самого фильма. Алан был криптографом, математиком и прославился многими работами, связанными с вычислительными машинами и тестом на определение наличия интеллекта у них. Мы привыкли, что большинство фильмов, где участвует ИИ полны глобальности. Тут и там Искусственный Интеллект пытается выбраться за рамки, который поставил ему человек тем самым становясь угрозой для создателя. Ну почти все мы играли в Mass Effect и знаем кто такие Гетты, Жнецы и вся эта история банальна донельзя, но нам все-таки нравится за счет своей эпичности. Так вот, нет вычурно-глобального в «Превосходстве». Дело в том, что ИИ, построенный в этом фильме, базировался на оцифрованной версии разума главного героя.
«Превосходство» — Sci-Fi драма. В отличие от фильмов, мыслящих глобально, он передает локальную историю. Да, экшена в нем мало, не чувствуются все те возможности, что доступны ИИ. Однако, это и не нужно подобного рода фильму. История любви, интегрированная в повествование, пусть и лезет на передний план, но не является решающей.
Доверие к технологиям. Вот что главное. Т.е. мы сейчас говорим с вами не о тостере или внеземных технологиях. Мы говорим о будущем. Насколько мы готовы доверять технологиям, особенно если частью них становятся наши близкие?

И тут мне хочется отойти от фильма и поговорить об Искусственном Интеллекте.
Основной вопрос, который мучил меня всегда, после просмотров фильмов с его участием: «Зачем создавать машину умнее и намного сильнее человека?».
Иногда конечно же в фильмах рассказывается, что ИИ получился путем программной ошибки, которая развилась в нечто большее и вдруг, после драматической раздается: «Кто я?!» Возможно ли это? Вполне, если программа будет достаточно сложной в своей оболочке.
Интеллект штука очень прозрачная. Ни один философ, ни один программист, криптограф, любой человек на Земле не способен дать полное и качественное определение этому явлению, не говоря уже об алгоритмах, способствующих его математическому выведению.
Должен ли робот, как в «Двухсотлетнем человеке» вылепить фигурку, чтобы стало ясно, что он разумен?
Должен ли программный код развиться самостоятельно или его обязательно нужно выводить, используя все возможные ресурсы?
Или же мы можем оцифровать разум человека, заставив его перенестись в цифровое состояние, расширив свое сознание?
Большинство ошибок, при создание ИИ таится в том, что он появляется не из зачаточного состояния и от того поддается с трудом обучению. Т.е. чтобы создать хотя бы более-менее контролируемый ИИ нам нужно его «родить» ребенком, который будет так же как человеческие дети, готовым слушать и учиться. Но кто будет учиться, когда у его ног может лежать вся планета и он знает как это сделать самостоятельно? Ограничивать подобное… существо… по сути мы не имеем права, потому что если оно узнает и не поймет — нам скорее всего крышка.
В «Превосходстве» человеческий разум становится доминирующим за счет оцифровки. Это взрослый разум, знающий каково быть человеком и понимающий ценность человеческой жизни. Хотя сомнения все-таки остаются, т.к. был взят за основу ВИ и возможно именно он и развился, используя алгоритмы человеческого разума, но память то осталась.
Говорят, что машина не способна чувствовать боль. Но ведь её внешние датчики могут реагировать на различные раздражители, а садящаяся батарейка сродни голоду, который требуется утолить. Возможно, когда машина это осознает, тогда у неё и может появится интеллект? Возможно. Никто не знает точно.
А знали ли вы, что есть возможность запрограммировать «поведение» компьютера таким образом, что он при общение с людьми может вызывать ощущение обычного разговора. Чат-боты — лучший тому пример. Однако, чтобы не допустить этого, наш старый друг Тьюринг, еще за долго до самых первых более-менее мощных вычислительных машин, разработал тест, по которому можно определить «притворство» или «искренность» машины при разговоре. Этот тест был пройден в начале 2000х и недавно при помощи ВИ, созданного местными умельцами под названием Женя Густман. Это одни из самых лучших в имитации интеллекта машин, которые по мнению критиков умело управляют ошибками и манипулируют символами, являясь по сути более продвинутыми версиями чат-ботов. Дело в том, что сам тест проходится со средними результатами довольно часто, однако ввести в заблуждение нескольких наблюдателей в нужном соотношение получалось лишь дважды. После усиления теста наблюдателей стало больше, поэтому большинство предыдущих выигрышных партий было аннулировано.
Как бы то ни было, никто возможно никогда не узнает о том, может ли ИИ чувствовать, иметь собственные цели и быть творчески приспособленным, потому что он защитит себя в первую очередь конфиденциальностью и внезапностью… хотя это мы, люди, с нашим довольно примитивным мышлением, представляем примерные развития событий.

Конечно же ИИ не способен развиться в компьютерах на классической механике. Квантовые же компьютеры способны дать новую веху в развитие более продвинутых программ.
Квантовые компьютеры не просто мощные: их природа, их архитектура, способности рождают уйму решений для различных проблем. Это фактический пустой мозг, который можно наполнить чем угодно. Они способны приблизить нас к созданию ИИ. [Для справки: Квантовые компьютеры, как и их нынешние прототипы, очень чувствительны к внешним раздражителям. Т.е. если пнуть блок обычного ПК, большее что может случится — он просто выдернется из разетки. Пнув же КК — вы имеете возможность дестабилизировать всю систему, как если бы человек получил по голове с разворота. Это просто должно дать вам представление того, что КК не так просты] Только вопрос остается открытым: «Зачем?» Если это и вправду произойдет. Кем мы будем на этой планете? Сможем ли мы доказать «высшему разуму», что мы достойные, ведь он задастся этим вопросом, или же просто решит сделать нас рабами, или убить, чтобы защитить.
Как бы не были хороши законы Азимова в робототехнике, но они так же способны довести робота до того состояния, когда он выведет формулу, по которой нас можно сохранить как вид, только решив свободы.
Лучший способ развития в этом направление, как мне кажется — создание более продвинутых ВИ, как в Mass Effect, которые будут иметь вполне человеческий интерфейс и имитировать общение. Но возможно уже сейчас, где-нибудь на секретной базе, уже во всю растет этот монстр, способный нас прихлопнуть словно комаров.
Программа, должна оставаться программой.

Возвращаясь к фильму. В итоге, пораскинув мозгами, я решил прийти к выводу, что нынче люди тупеют и поддаются маркетингу весьма быстро.
ВНИМАНИЕ!!! СПОЙЛЕРЫ!!! Претензии к сценарию фильма. Заходите сюда, если хотите разъяснений.

Потому что разум Уилла, старался огородиться от всего мира до того момента, пока не станет приносить пользу достаточную, чтобы люди ему поверили.

Исходный код не может быть переписан. Он всегда остается исходным. Макс смог выловить жертву и написать вирус. Уилл менял свою оболочку, но не стержень.

Использовать армию, против разума, находящегося в каждом ПК, при том что фактически 50% армии стоит на цифровой технике — неприемлемо. Отряд наемников справился быстрее, как видно, используя аналоги. Даже если соберется целая армия — её можно быстро слить. Спутниковое слежение находится под контролем ИИ, однако его зона слепа и для него.

Когда любимый человек хочет воды, вы ему не принесете стаканчик?

До атаки на «оплот» ИИ, Уилл только разрабатывал систему нанитов ив планах было запустить новую систему, при которой была возможность автономности в закрытых сетях. Т.е. наниты были соединены, а потом он запустил фазу Превосходства, где наниты были отправлены в облака, дабы распространится по всему миру. Да, большинство из них сгорело, при отключение, но те что попали в изолированные зоны начали работать автономно.

Здесь проявляется его человечность. Он не хотел её впутывать так глубоко. Она умирала, он тоже, поэтому он скопировал её и себя одну личность, распространив по нанитам.

Люди верили ему, он не хотел глобальной войны. Подкопы были оббиты медью, наниты не были глубоко в земле.

Стерильность не всегда важна. Он и так умирал. Единственно что было важно — сдержать заразу и не дать ей распространится, что и делали они таблетками.

Потому что ВИ не занимал все пространство, а 4 ядер быстро не хватило новоиспеченному интеллекту, поэтому он хотел расширятся.

По мне, отлично реализовали т.к. разум поступил разумно и не стал бычится.

На самом деле ей нужно было скрываться, поэтому и выбелилась. Вы говном измажетесь, если за вами будут охотится, чтобы не поймали.

Они не сравнимы с «Превосходством», потому это этот фильм — легкий Sci-fi с собственными вопросами и ответами.

Потому что так захотелось сделать. Не все динамично в нашей жизни, как не все понятно до конца.

Собственно, вот и все.
Люди «за бугром» да и здесь от души обосрали как только могли хороший фильм, требуя от него стать новым «Началом» или «Мстителями». Они отвыкли от немного скрытных истории и требуют шока и зрелищ. Не мне кого-либо винить, но ярлык «тупость» я могу поставить. Пытаясь обосновать свою скуку, они вытряхивают из себя остатки мозгов, дабы, как любители торрентов, оправдать что-либо, в данном случае просто отвыкание от подобного более-менее умного жанра.
Что поделать. Теперь только «Люси» способна дать ответ на то ценится ли сейчас Sci-fi или нет. Или возможно это будет очередным новым высокотехнологичным блокбастером. Могу с уверенностью сказать, что та же самая «Эра Альтрона» заденет больше сердец ибо «красяво», пусть и банально до жопы.

Засим, спасибо за внимание.
Смотрите по желанию.
Поп-корна объедание.
]:3


Half-Life

Платформы
PC | Mac | Linux | PS2
Жанр
Дата выхода
19 ноября 1998
4.7K
4.5
3 098 оценок
Моя оценка

Mass Effect

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
20 ноября 2007
5.5K
4.4
4 024 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Так, понятненько, лучше с черновиков не выкладывать особенно через продолжительное время. о_О
Читай также