7 сентября 2022 7.09.22 1 605

Покатушки с мухобойкой. Не тормози! Обзор Excessive Speed.

0

Если вспомнить времена 1990-х и то, как тогда удавалось приобретать игры, то первым дело в голову приходят образы с прилавками, на которых выставлены разнокалиберные ярко оформленные диски с заманчивыми заголовками «200 игр», «Лучшие 50 игр на русском», «1000 и одна игра» и тому подобными. Но наряду с россыпью пираток — которым стоит сказать спасибо за возможность приобщиться ко многим хитам — существовала и небольшая доля лицензий. Оригинальные названия частенько творчески переиначивались на русский язык, а порой даже сами игры менялись — так было, например, с Legal Crime (Чикаго, 1932: Дон Капоне), графику которого в нашей версии основательно перерисовали и выглядеть стратегия стала симпатичнее (как мне кажется).

Ниже речь пойдет о гонках, а точнее их поджанре — top-down racing — Excessive Speed также переведенная силами студии Snowball Interactive и изданная компанией 1C под русским заголовком — Не тормози!

Возможно, подобное оформление дисков знакомо многим и вызывает в памяти приятные чувства о прошлом игровом опыте.
Возможно, подобное оформление дисков знакомо многим и вызывает в памяти приятные чувства о прошлом игровом опыте.
По хрустящему морозу
Поспешим на край земли
И среди сугробов дымных
Затеряемся вдали
Песня «Увезу тебя я в тундру»

Игра вышла в 1998 году, а издана на русском языке была уже в 1999. Это было время активного использования 3dfx железа. Правда данная технология могла делать картинку грубоватой и слабовыразительной, что случилось с Micro Machines V3 (впрочем, у той хватает своих плюсов). Не тормози!  — пример максимального использования возможностей двухмерной графики: здесь каждая трасса сочная и детально прорисованная локация с характерными объектами, (такими как пролетающее НЛО на «Станции МИР»). Впрочем, в отличие от Ignition или 3-D Ultra Radio Control Racers, окружение трассы не вовлечено в процесс гонки — нет интерактивности. То есть здесь нет объектов, могущих помешать автомобилям следовать своим маршрутом. Хотя кому помешать? Виртуальные пилоты хорошо знают трассу, весьма грамотно управляют болидами, а вот человек-игрок ещё должен вдоволь насладиться красотами обстановки вокруг и запомнить каверзные повороты. И вот один из своеобразных недостатков проекта — пышность разрисованного окружения иногда налезает на дорогу: наша машинка просвечивает сквозь препятствие, но всё-таки это немного мешает правильно управлять движением.

Красивая трасса "Джунгли" - хороший пример того, как декорации могут закрывать игроку вид на дорогу и автомобили.
Красивая трасса "Джунгли" - хороший пример того, как декорации могут закрывать игроку вид на дорогу и автомобили.

Специфика top-down гонок в чем-то необычна: здесь не может быть такой симуляции как в гонках с видом от первого или третьего лица. В этом жанре акцент более всего смещен на аркаду вплоть до обилия разбросанных там и сям бонусов, грамотное применение которых помогает игроку достичь победы. Это уже больше роднит подобные игры с головоломками: побеждает не столько мастер руля, сколько знаток «заклятий», умеющий подгадать удачный момент для их применения с максимальной для себя пользой.

В первую очередь бонусы делятся на пассивные и активные. Пассивные — зелёного цвета и срабатывают сразу, как их подобрали. Это и щит, ремонт, невидимость (хотя тут она действует как неуязвимость) и ряд других. Активные — различные символы белого цвета, требуют активации (по умолчанию — клавиша Ctrl). С помощью клавиши Shift подобранный бонус закрепляется и не заменится в случае проезда мимо другого (пассивные бонусы эффект накладывают отдельно, так что их можно спокойно продолжать подбирать). Многие активные бонусы — оружие. Попадание стреляющих бонусов в цель почти всегда сбивает автомобиль с курса, так что вполне можно получить ещё и дополнительный урон от столкновения с бортом трассы или другими автомобилями.

Все трассы небольшой протяженности, что превращает каждый заезд в стремительное и захватывающее состязание. Только начиная играть ещё приходится мириться с постоянными поражениями: совершать повороты следует моментально из-за чего машинки порой сильно заносит, а любое промедление для восстановления прежнего курса снижает шансы выйти в лидеры. К счастью, AI-соперники порой тоже совершают ошибки, но в остальном они чётко держатся дороги и могут срезать дорогу там, где это возможно. Для игрока плюс в том, что AI-соперники не сосредотачивают внимание только на игроке — чем порой грешит ИИ в других играх — и с удовольствием грызутся между собой. Остаётся лишь ловить удобный момент и вырываться под шумок на первое место.

У автомобиля есть здоровье, которое теряется при столкновениях с бортами трассы или машинками соперников, а также в результате попадания бонусных атак. В помощь здоровью среди бонусов есть частичный и полный ремонты, а также щит, После взрыва, автомобиль восстанавливается в течение 2-3 секунд и едет некоторое время с эффектом неуязвимости как призрак — пропускает сквозь себя снаряды и сам проезжает насквозь автомобили соперников. А вот срезать так трассу не выйдет =) Но даже такая малая потеря времени может снизить шанс на победу.

Таким образом для демонстрации хороших результатов нужно запомнить топологию трассы, приноровиться красиво вписываться в повороты, может даже найти пару-другую способов срезать путь (как на трассе «Свалка»).

Каждая трасса предлагает три вида состязания: собственно гонка, заезд на время — соревноваться будем с призрачным автомобильчиком, стремясь побить его рекорд заезда; и заезд на аккуратность, в котором малейшее касание бортика приводит к взрыву машинки, и при этом надо прийти к финишу раньше очередного «призрака». Победы дают звёзды, набрав нужное число которых игрок открывает следующую трассу. Также есть режим гран-при, который недоступен с самого начала. В этом режиме не столь важно приходить первым, сколь важнее набрать большую сумму очков за все заезды. Режим чемпионата — предложит попытать свои силы в прохождении всех 14 трасс одним духом. За победу дают жизнь, чтобы в случае проигрыша было больше попыток реванша. И последнее — коллективная игра, при которой экран монитора дробится и можно играть хоть вчетвером за одним ПК,

Дружная игра вчетвером за одним экраном!
Дружная игра вчетвером за одним экраном!

Автопарк игры бедноват, зато каждая машинка запоминается.

Каждый автомобиль действительно будет ощущаться при управлении немного иначе. Так как моделей мало, то в гонках частенько участвуют "клоны", но камера всегда держит в центре автомобиль игрока.

В игре также есть свой секрет — мини-игра «мухобойка». По экрану летает муха, а курсором мышки её можно прибить. Каждая прихлопнутая муха даёт очки и пополняет таймер. За прохождение мини-игры открывают суперджип «Чародей». Признаться честно мои старания на этом поприще были всегда тщетны: однажды нет-нет, да и не успеешь прихлопнуть муху, когда уже был близок к заветному потолку очков. (Уже точно не помню, сколько мух потребуется прибить для этого: 100 или 150?.. Дерзайте!).

Это как раз такой случай, когда о проекте почти нечего добавить — одни воспоминания на уровне приятных чувств тех лет. И уж наверняка среди top-down гонок есть примеры ещё более оригинальных и интересных проектов. Хотя бы знаменитый  Rock n' Roll Racing! Тем не менее перед нами образчик приятной и типичной игры 90-х. Такие игры как  Не тормози! обычно не становятся дорогими брендами, но для всех игроков, заставших их в своё время, они могут навсегда занять особое местечко на полке, чтобы «поиграть, тряхнуть стариной» по настроению и зову сердца прожженного геймера.


Лучшие комментарии

Прошу кататься.
Давно здесь ничего не публиковал, а с тех пор уже и редактор обновили. Для изучения на практике новых возможностей редактора решил накатать небольшой обзор по игре прошлых лет.

Читай также