6 октября 2021 6.10.21 17 5745

История игрового телевидения в России: Gameland TV

+28
 

Видеоверсия статьи

Что вы знаете об игровом телевидении в России? Помните ли вы хоть один канал посвященный исключительно компьютерным играм?
В нулевых, когда трава была, конечно, зеленее, доллар дешевле, а интернет был чем-то фантастическим телевидение было одним из передовых источников информации. И безусловно на ТВ так или иначе появлялись различные передачи о компьютерных и видеоиграх. О легендарных представителях 90-х вы знаете и без меня — От Винта, Денди. Новая Реальность. Но и нулевые могли порадовать рядом вполне неплохих (особенно в условиях ограниченности информации) передач. Zoom на МУЗ ТВ, Виртуалити, Икона Видеоигр, Страшно Интересно на MTV, менее известные Мегадром Агента Z, X-Play Игра с продолжением на Rambler и многие другие.

Кадр из программы X-Play. Игра с продолжением
Кадр из программы X-Play. Игра с продолжением

Но все они — лишь отдельные блоки в эфирной сетке того или иного телеканала, который, зачастую, даже не имел и близкого отношения к видеоиграм и индустрии. Но что, если запустить телеканал ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯЩЕННЫЙ ВИДЕОИГРАМ?

И таких было даже два. Gameland TV и Первый Игровой.

В этом видео речь пойдет про Gameland TV. Во-первых, потому что, он был в списке каналов сворованных у соседа по лестничной клетке посредством коаксиального кабеля, а во-вторых, потому что, автор этих строк в период с 2007го по 2009 не переключался с Gameland TV на протяжении нескольких недель, выслушивая от родителей заявления о том, что «я достал смотреть какую-то порнографию». Но начнем с истоков.

Gameland TV — это телеканал медиа-холдинга Gameland, которому принадлежало множество журналов различной направленности. Вы наверняка помните Страну Игр, PC Игры, Хакер. Были так же и менее известные среди «целевой аудитории» Total DVD, Вышиваю Крестиком и прочие.

Первого Апреля 2007 года холдинг яростно и бесповоротно запустил вещание своего «Телевидения для геймеров» с пафосной рекламой в АБСОЛЮТНО ВСЕХ журналах, что принадлежали Gameland — «Телевидение теперь наше!» и «Первый в России телеканал для геймеров».

Денис Никишин (он же SpaceMan) главный режиссёр монтажа диска Старны Игр в своем относительно недавнем видео заявлял, что идея создания канала казалось ему странной еще на старте. Якобы, телевизор тогда уже не смотрели и потихоньку перемещались в интернет, разыскивая информацию там.

Возможно, для Москвы это и справедливо, однако в регионы глобальная сеть приходила отнюдь не так стремительно, а потому, журналы, диски и «О БОЖЕ ЦЕЛЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ» были вполне себе в кассу и утоляли информационный голод.

Эфирная сетка телеканала была весьма разнообразной на тот период времени.

Передача «Темы», выходившая ежедневно освещала все самые интересные новости игровой индустрии. Конечно, сейчас смотреть архивные выпуски весьма забавно: ведущие зачастую абсолютно не разбираются в сути вопроса, или же вообще не знают, как правильно произносить то или иное хитрое заморское название очередной игры или игровой серии, а редакторы в свою очередь пускали все это в эфир по методу «как есть». Тем не менее в мои 9-10 лет эта передача была буквально окном в большой мир игровой индустрии. Больше не нужно ждать очередной выпуск «Игромании» и просить маму отправится в Роспечать, за новым номером. Ведь новости, вот они, прямо по телевизору и немногим хуже «Видеомании» того же года разлива.

Федор Тимофеев — один из главных ведущих программы.
Федор Тимофеев — один из главных ведущих программы.

Особое место в моем сердце даже сейчас занимает передача «Проходняк», но мне будет довольно сложно объяснить в чем же её суть…

В общем, в формате обычной ТВ-передачи (20-30 минут) ведущий рассказывает о прохождении сложных этапов той или иной видеоигры. Зачастую консольной. Опять же, во времена зачаточного состояния YouTube, такие рафинированные летсплеи просто взрывали мозг. Но это даже не был летсплей в привычном понимании этого слова, ведь эфирное время было крайне строго лимитировано, и поэтому, от игры, в лучшем случае, оставались пару кадров в начале, немного середины, ну и финал под титры.

Но нравилась она не этим. Во-первых, зачастую в программу попадали разные консольные эксклюзивы. К примеру, Metal Gear Solid 4, inFamous и многие другие. Вы даже не представляйте какое это удовольствие рассказывать своим одноклассникам не про мейнстримную Grand Theft Auto IV, а про такую непонятную, дикую MGS4. Опять же, беря во внимание отсутствие интернета во многих домах в то время, а у многих моих одноклассников даже не было и банальных компьютеров, все это буквально кружило голову.

Михаил Шагинян (ACE) — Автор передачи «Проходняк».
Михаил Шагинян (ACE) — Автор передачи «Проходняк».

Тем не менее, в эфире было довольно много весьма странных и казавшихся мне слегка дикими передач. Тот же «Невод» — это просто смешные ролики, кое-как скачанные с интернета (мы же помним про какой год сейчас речь?) с комментариями ведущей или ведущего. 

Кадры из рекламы «Невод» на телеканале.
Кадры из рекламы «Невод» на телеканале.

Кстати, сейчас формат показа YouTube-трейлеров во всю эксплуатирует канал GameShow, он же Еттера, он же E (программа «Как в кино») . О нем мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Та же программа «Банзай» про японскую культуру и аниме казалось весьма вычурной на игровом канале, но тем не менее из-за харизматичной ведущей Кигури, которая появлялась буквально везде, и на дисках Страны Игр, и в рамках PC Игр, и даже заглянула на ужасающий и кислотный для головного мозга видеожурнал Level UP, я просто не мог переключить канал.

Виктория Юрковец «Kiguri» — ведущая программы «Банзай», сейчас художник-фрилансер.
Виктория Юрковец «Kiguri» — ведущая программы «Банзай», сейчас художник-фрилансер.

Хотя головой уже тогда прекрасно понимал, что истории про драки на мечах или любви японцев к панццу мне едва были интересны. Но сам факт наличия девушки в качестве ведущей на игровом канале, да и еще как оказалось, разбирающейся не только в теме японщины, но и в целом видеоигр, попортил мне не мало чистых штанов.

Gameland TV вообще на протяжении всего своего жизненного цикла будто искал себя. Здесь были и «Истории серии» еще до того, как их заново переизобрел StopGame (передача называлась «В Фокусе»), и «Первый Уровень» с совершенно похабным ведущим Александром Глаголевым, который вообще не стеснялся стебать, и зрителя, и разработчиков, и даже создателей этого контента. В рамках эфира автор брал новинку и проходил, вот так каламбур, ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ из неё. А что создателями считалось за тот самый ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ история конечно же умалчивает.

И даже разбор спидранов был на Gameland TV еще задолго до того, как это «придумали» на YouTube. Правда разбором это назвать можно лишь номинально. В «Скороходах» ведущая лишь говорила о условном мировом рекорде в быстром прохождении той или иной игры, а затем нам демонстрировалось приблизительно сорок минут голого футажа из игры без всяческих комментариев.

Логотип передачи «В Фокусе»
Логотип передачи «В Фокусе»

Можно подумать, что я сейчас предаюсь сладкой ностальгии без всякой доли здравого скепсиса. Но нет. Gameland TV был определенно крут на свой период времени, но совершенно не прошел проверку временем даже в рамках собственного жизненного цикла.

Безусловно, в эфире было довольно много информационных передач и про технику (Техно) и про киберспорт (Киберфайлы), и даже превью-игр вполне себе касались (В Игротеке). Но снимать нужно было ядерными темпами, а в штате на это видимо никто не рассчитывал. В результате, в эфире довольно часто крутились повторы одних и тех же программ причем в рамках одного дня. И, поверьте, мне, даже самая крутая передача, просмотренная в сотый раз, может окончательно набить оскомину. Я нередко ловил себя на мысли, что смотрю очередной выпуск в десятый, а то и в тысячный раз.

Кроме этого, на Игровом Канале™ в общем-то и не было как таковых обзоров видеоигр. Да, ты мог посмотреть кусочки прохождения какого-нибудь Gears of War II, но вот узнать объективную оценку тех же журналистов Страны Игр, ты мог только лишь купив соответствующий журнал. И плевать, что это один и тот же холдинг и авторы Страны весьма часто захаживали на огонек различных передач на канале.

Ты мог узнать различные новости в духе «Новый Splinter Cell откладывается», но узнать, когда условная Mirror’s Edge выйдет на PC и где же её, черт возьми купить, на Gameland TV не вышло бы при всем желании.

И конечно на этом канале второе рождение получила программа «От Винта», пережив одну липосакцию она была уже «Без Винта», но это настолько вещь в себе, что про это нужно написать отдельный материал.

Этих двоих вы узнаете и без длинных описаний
Этих двоих вы узнаете и без длинных описаний

Отдельным особняком стоят межпрограммные перебивки. Каждый час в эфире демонстрировался так называемый «ОтжЫг» — это несколько трейлеров игры (зачастую один) с наложенной музыкой. И да, несмотря на всю простоту формата эти «клипы» познакомили меня с множеством различных групп разных жанров. Даже сейчас фанаты по кусочкам восстанавливают эти клипы и публикуют на YouTube продолжая дело, начатое в 2007-ом. К слову, эти же клипы познакомили меня с такими играми, как Uncharted Drake’s Fortune, Condemned 2, Hellgate: London (была даже история, что кто-то после показанного клипа купил игру и очень сильно разочаровался, как в ней, так и в самом телеканале) и многими другими. 

Тем не менее, проблемы Gameland TV начали всплывать на поверхность довольно быстро, уже спустя год после старта. Первой из них стало отсутствие как таковой таргетированной рекламы. Инвесторы и создатели канала очевидно рассчитывали привлечь издателей и разработчиков в качестве рекламодателей, но в тот период, ни Sony, ни Microsoft не особо горели желанием работать на территории России и уж тем более платить за рекламу на кабельном и спутниковом телеканале.

И если Microsoft еще переводила свои самые значимые игры на русский язык — Fable II, Gears of War II и другие, то Sony на старте PlayStation 3 не переводила практически ничего. В результате всего вышеперечисленного каналу приходилось рекламировать рингтоны на мобильный телефон, крутить собственные «прероллы», да и кичится «ШИРОЧЕННЫМ ОХВАТОМ». Самое ироничное, что точных показателей по количеству зрителей так никто никогда и не видел. 

Вторым ключевым фактором стало то, что проект не смог самоидентифицироваться. Gameland TV пытался и заходить на территорию Кино, и железа, и многих других вещей. В итоге, получилось все и обо всем, но и не о чем одновременно. Конечно, понятно, что играми вряд-ли можно было привлечь рекламодателей (особенно учитывая ситуацию выше), но тогда и позиционировать канал как хардкорно-игровой вовсе и не стоило.

В рядовой ситуации, придя после школы (как и большинство зрителей этого канала в тот период), ты мог наткнуться либо на очередной повтор уже окончательно задравшей передачи, либо на игроклипы, которые к концу жизни канала так же стремительно закончились, а вскоре были и вовсе выпилены с канала окончательно. 

К тому же, Gameland TV до последнего держался на тех передачах и форматах, которые были запущены еще на самом старте телеканала. И если в 2007-2009-ом годах «Проходняки» смотрелись еще вполне себе, то с появлением интернета было совершенно не ясно, чем выжатый лестплей с телевизора, отличается полного прохождения от среднестатистического летсплейщика в интернете. 

Из относительно нового на Gameland в последний год жизни появились передачи «Игротека», о которой мы уже говорили выше и «Портатив» о портативных развлечениях, смартфонах и так далее, но вытащить канал было уже невозможно. Интернет начал активно вытеснять и соперничать с традиционным телевидением, а учитывая, что основной аудиторией канала являются геймеры, которые одними из первых пробуют новые устройства и технологии, Gameland TV просто не мог вовремя переформатироваться и предложить что-то отличное от того, что уже тогда начало появляться в сети. Больше не нужно было ждать очередной выпуск «Тем» в 20.00 по Москве, ведь теперь все это было доступно в пару кликов на различных ресурсах, куда более оперативно.

Кроме того, как отмечал Федор Тимофеев в интервью Geek-TV, на канале было достаточное количество людей, которые просто не понимали, что делать в рамках канала подобной специфики. Да, большинство ведущих так или иначе интересовались игровой индустрией и IT, некоторые даже сейчас ведут схожие проекты в интернете, но хватало так же и тех, кто вообще ничего не понимал в играх. Футажи набирались зачастую сторонними лицами, а в роли дикторов побывало много известных людей, к примеру, Владислав Копп, но было совершенно очевидно, что для них Gameland TV не более, чем очередная подработка. Заснял футаж — сдал. Прислали текст? Озвучил и сдал. Так и вышло, что амбициозные зачастую ведущие, редакторы, действительно горевшие проектом, сталкивались с людьми, которым, зачастую, было абсолютно плевать на финальное качество выходящего продукта. Редакторы пишут тексты, режиссеры монтажа склеивают куски, снятые операторами, и совершенно некому думать, как это все связать вместе.

В эфир часто допускались новостные выпуски с катастрофическими ошибками, ведущие запросто могли говорить о чем-то одном на фоне совершенно другого футажа и многое другое. 

При этом, важно отметить, что на тот период времени Gameland TV при всех своих очевидных недостатках был хорошей попыткой в игровое телевидение в России. В период активного расцвета канала YouTube еще не развился до того, что мы видим сейчас, а конкурентом на TV был лишь «Первый Игровой», который вовсе не гнушался ставить в эфир совершенно неподготовленных ведущих, летсплеи уровня «Это мое первое видео, не судите строго», да и просто футажи какой-либо старой игры даже без закадрового голоса и гордо обозвать это рубрикой «Ретро». 

На Gameland TV же прекрасно понимали, что передачи канала потенциально все же кто-то будет смотреть, поэтому тексты наговаривались профессиональными (на сколько позволял бюджет) дикторами, а в порочащих связях с Fraps замечена лишь передача «ОтжЫг», которая являлась явным заполнителем эфирной сетки, особенно в ночное время. 

Шансы на долгую и счастливую жизнь у него определенно были, но, к сожалению, тогда игровая и игрожурная индустрия в России попросту не была готова. Она и сейчас по большому счету не готова. На Gameland TV в рамках рекламных блоков в активные годы жизни зачастую крутились не заказные ролики от рекламодателей, а реклама собственных журналов медиахолдинга Gameland и прочего стаффа, что очевидно едва-ли приносило денег.

Какие игровые рекламные интеграции мы видим на ТВ сейчас? Лишь несколько реклам f2p-вещей, вроде Warface, Crossout и прочего. Никаких крупных сингловых проектов по ТВ практически не рекламируют, а Gameland TV в первую очередь был рассчитан именно на эту аудиторию.

Учитывая специфику того времени, канал едва окупал сам себя, поэтому с появлением широкополосного доступа к интернету, когда вся аудитория перемещалась туда, Gameland TV не то, чтобы не было что предложить потенциальным зрителям, скорее даже не было бюджетов на съемку и производство тех или иных программ. Неповоротливость руководства, отсутствие четкого плана и направленности, а также полная изолированность от аудитории привела к тому, что придуманные в 2007-ом форматы эксплуатировались каналом вплоть до самого закрытия, когда они уже попросту мало кому были нужны. 

Уже в Августе 2010-го года активное производство всеч передач Gameland TV было прекращено, а практически вся команда была распущена. По слухам, расплачивались с работниками Gameland TV последними штативами и другим оборудованием. С появлением редактора и четкого курса оказалось, что его видение абсолютно отличается от первоначальной задумки «Круглосуточный телеканал об играх» и уже в сентябре 2010-го Gameland TV умер и возродился в лице MAN TV. Мужского канала о тачках, бабках и отборной эротики по ночам в то время, когда это еще было можно. Да, РЕН-ТВ, речь про тебя. 

Зрелище было поистине печальным. Да, игровое телевидение не окупало себя, там было достаточно много повторов и устаревших форматов, но они были своими, авторскими. С ребрендингом же бесконечные повторы шоу об играх сменились на бесконечные повторы бородатых сериалов, вроде «Полиции Майами», причем в духе Gameland TV одна и та же серия вполне могла крутиться раз за разом в рамках одного и того же эфирного блока. Некоторые передачи по-прежнему остались в рамках нового формата — «Все кино», «Игротека», «Техно» и другие, но попасть на них, а не на очередной сериал, кассету с которым забыли перевернуть в видике было крайне трудно и практически невозможно. 

По официальным данным в Gameland таким образом решили расширить рекламную аудиторию. Однако, несмотря на тотальную смену формата, до 2011 года на MAN TV появлялись архивные выпуски передач с Gameland TV, а в 2011 году канал едва-ли протянул до первого декабря и отправился вслед за своим прародителем.

Вот так и закончилась история одного игрового телеканала. Можно подумать, что это была плохая попытка. Но я теплом в сердце вспоминаю этот телеканал. Большинство ведущих, которые еще вчера были студентами создавали непередаваемую атмосферу, в которой ты чувствовал себя сопричастным. Ты, буквально, понимал, что это такие же люди, как и ты, активные геймеры и гики, которым интересна игровая индустрия.

Сейчас даже ненавистные мне тогда «ОтжЫги» и «Банзай» смотрятся как-то удивительно мило, буквально передавая дух того времени. Благодаря Gameland TV ты первым среди класса знал о выходе Killzone 2 и PlayStation 3, удивлялся шикарному уровню физики в Alone in the Dark (2008) и поражался level-дизайну Gears of War II, в который не мог поиграть на своем PC.

Это был невероятно открытый канал, на котором не было рамок. Александр Глаголев вполне позволял себе сальные шутки, которые сейчас современная, крайне цензурная и вычесанная машина телевидения зарубила бы уже на стадии производства. Несмотря на отсутствие бюджета, абсолютной слепоты с точки зрения контакта с аудиторией, авторы пробовали, пытались и даже достигали успеха. Просто в тот тяжелый для всех момент, финансовый кризис и многое другое, не нашлось людей и инвесторов, способных все это поддержать. 

Ролики в духе «Ударим геймерством по унынию» – это практически вторая реинкарнация «ОтжЫга», а современные новостные дайджесты в духе «Инфакта», «All in» и других – следующая ступень новостных передач в духе «Тем», «Банзая», «Игротеки» и «Техно».

В современных условиях Gameland TV в его тогдашнем состоянии вряд ли выжил и это нужно признать. В душе, мы, конечно, все хотим возрождения старых передач, былых телеканалов и знакомых ведущих на экране. Но время Gameland TV бесповоротно ушло. Все ведущие оттуда так или иначе нашли место в игровой, печатной и прочей индустрии. Кигури вот, например, в Японию переехала, хотя раньше вещала о ней лишь в рамках передачи из Москвы. Давайте же просто порадуемся за этих людей и отпустим Gameland TV на покой…


Лучшие комментарии

Вероятно речь про «School 13. Игрооргии», не знаю, мне тогда это казалось дико забавным, хотя сейчас это на полном серьезе смотреть невозможно) 

Заметили ошибку или неточность? Есть чем дополнить материал? Тогда смело пишите комментарии. В остальном, Предлагаю к ознаКомлению!

Даже не знала, что такой канал существовал. Возможно, у меня его попросту и не было. Да и зависала я только на своём любимом A-one, который в итоге из Первого альтернативного  превратился в Первый хип-хоп канал. Тоже разочарование. Но почитать было интересно. Уверена, это были лучшие времена :D

Помню, пару лет назад на 2х2 натыкалась на передачу про игры. Ведущего невозможно было слушать, он заплёвывал желчью каждую игру. Отвратительно. Надеюсь, этого блока уже не существует.

Михаил Шагинян (ACE) — Автор передачи «Проходняк».

Там 2 человека на фото.

программа «Банзай» про японскую

Это потому что «Страна игр» была вычурно японофильская.

«Первый Уровень» с совершенно похабным ведущим Александром Глаголевым

Крутейший чувак, «Подпольная правда» топ передача от него.

Так и вышло, что амбициозные зачастую ведущие, редакторы, действительно горевшие проектом, сталкивались с людьми, которым, зачастую, было абсолютно плевать на финальное качество выходящего продукта.

В журналах тоже самое было, тут они следовали корпоратиному духу «геймленда»

Можно сказать, что канал был не плохой, но вечные повторы его убили. Мне надоело каждый день натыкатся на одну и туже передачу.

Я пока не был к нему категоричен. Как только очередь дойдет до его «обзора», тогда и постараюсь разобраться во всей подноготной этого канала)

В любом случае, спасибо за ваше мнение и интересную историю — приятно, когда блог и видеоматериал находит отклик)

Когда родители подключили спутниковое (случилось это довольно поздно, лет 5-6 назад), и я жил ещё у них, наткнулся на какой-то игровой канал. Там было что-то интересное, хотя большую часть времени там крутили трейлеры всякие. Не помню, как точно назывался, возможно, gamanoid.

Если речь про 5-6 лет назад, то скорее всего, это мог быть либо GameShow (ныне E) (там весомую часть эфирной сетки составляют летсплеи разной степени паршивости) или уже упомянутый Gamanoid — его я. кстати, упустил, так что можно было бы сделать выпуск и про этот канал тоже) 

Как раз в те времена у нас дома было кабельное ТВ, но этого канала, к сожалению, не было. Хотя, будь он там, других каналов мой телек бы просто не знал. :) Зато в своё время старался не пропускать новых выпусков «FAQ» и «Zoom» на Муз-ТВ, постоянно ходил в читальный зал библиотеки читать новые выпуски «Игромании» и той же «Страны игр» (кстати, благодаря этому тоже узнал о существовании Gameland.TV, и думал о том «как круто бы...»), да и, помню, часто смотрел 2х2, это был единственный канал где можно было увидеть рекламу XBOX.

А сейчас, имея IPTV, порой, посматриваю упомянутый «Е», и я не был бы к нему настолько категоричен. Да, сетка набита летсплеями, но в остальное время видно что ребята стараются над своим детищем, у них неплохие обзоры, ретро-сводки, да и иногда приглашают на интервью интересных людей. Для просмотра под завтрак и на фоне вполне неплохо.

Вам большое спасибо за прочтение) Было бы неплохо, если бы еще видеоверсия набрала просмотров. Я постарался выложиться там на максимум, но зрителей все еще крайне мало. А так, цикл можно было бы продолжить и подкрепить каким-нибудь подкастом с участием людей, работавших на канале (и других каналах), но опять же, для этого нужно весомое количество просмотров.

Там 2 человека на фото.

Шагинян, тот что без темных очков)

Это потому что «Страна игр» была вычурно японофильская.

Вероятно)

Спасибо за мнение. Повторы в последний год, да, составляли практически большую часть эфирной сетки и наверняка это тоже повлияло на зрительскую базу.

Спасибо большое за заряд ностальгии. Обожал этот канал, прикольно сейчас видеть, что ребята на канале уже тогда показали большую часть форматов, которые актуальны и сегодня и живут на ютубе, в том числе и на Stopgame.ru.
А еще помню как сильно я офигел, когда я увидел на канале трансляцию какого-то турнира по Warhammer 40.000: Dark Crusade и узнал из трансляции столько, сколько в целом об игре не знал и понял, как же слабо я там прохожу компанию. Как ни странно, больше я таких трансляций тогда не встречал.

P.S. Смотрел «Банзай!» только ради Кигури эс велл, так что понимаю тебя :)

а в порочащих связях с Fraps замечена лишь передача

А вот этого не понял.

Михаил Шагинян (ACE) — Автор передачи «Проходняк».

Светлая память...

Я не скажу, что мне нравился Gameland TV. Познакомился с ним уже на закате его жизненного пути, когда я уже познал все блага интернета со стопгеймом и ютубом. Однако, когда жизнь занесла меня в такую дыру как Туркменистан на почти целое лето этот канал стал одним из моих немногих развлечений на пару с оригинальным Эадором и первым Deus Ex.

Ну, как минимум от меня и моих друзей точно ловите просмотры)

Читай также