27 июля 2021 27.07.21 4 7717

Лучшая гачимучи игра, не про гачимучи | Pit-Figther (1990)

+25
 

♂Right Version♂

Совсем недавно я начал открывать для себя мир аркадных игр. И даже нашел парочку так называемых Hidden Gems — хорошие и даже отличные игры, но неизвестные или же забытые в быстром водовороте времени. И вот, совершенно случайно, я наткнулся на игру, которая явно опередила своё время: Pit-Fighter. И сейчас я с превеликим удовольствием расскажу о ней.

«Pit-Fighter» — это аркадный аренный файтинг, вышедший в 1990 году и разработанный Atari. Завязка проста — игроку необходимо доказать, что он и есть настоящий чемпион подпольных боёв. На выбор даются только три играбельных персонажа: Базз, бывший рестлер; Като, черный пояс третий степени; Тай, чемпион кикбоксинга. Игроку предстоит победить в десяти битвах, а потом встретится лицом к лицу с боссом в финальном поединке, за звание чемпиона.

Вот они, слева направо — Базз, Като и Тай.
Вот они, слева направо — Базз, Като и Тай.

Играбельные персонажи имеют уникальные движения и параметры. Три стандартных архитипа: сильный, быстрый и ловкий. Кто-то лучше машет руками, кто-то ногами, а кто-то отлично делает броски и захваты. Каждый персонаж может провести свой уникальный приём, если одновременно нажать на все три кнопки.

Тут представлены только четверо из семи противников: Палач, Райдер, Цепной Эдди, Хэви Метал.
Тут представлены только четверо из семи противников: Палач, Райдер, Цепной Эдди, Хэви Метал.

Игрокам предстоит выбивать всю дурь из самых разных неиграбельных противников. Они отличаются друг от друга не только карикатурной внешностью, но и уникальными приёмами и захватами. Важной особенностью всех врагов является то, что они всегда сильнее игрока. Это можно заметить уже на примере первого противника Палача. Который мало того, что выше и крупнее игрока, так у него еще и здоровья больше (здоровья больше у всех). Бои с искусственными болванами мёдом не покажутся. А за победу над врагами, игроку будут отсыпать нехилое количество денег. Жаль, за них ничего нельзя купить — это просто очки для рекордов. Хотя, у игровых автоматов того времени уже существовал тренд на прокачку между уровнями (Xybots, Vindicators).

Второй бой: Тай против Саутсайд Джима.
Второй бой: Тай против Саутсайд Джима.

Каждый третий матч это матч-реванш, в котором игроку придётся устроить бой с тенью. Для победы необходимо положить противника на лопатки три раза. Но этот матч можно и провалить, игра на этом не закончится просто игрок лишится дополнительных призовых очков. Кстати, если играть не одному, а со своими друзьями, то драться придётся не с клонами, а со своими друзьями. А, ну да, я совсем забыл сказать, что игра поддерживает кооператив до трёх игроков. А в компании хороших друзей и на сохнущую краску смотреть весело.

Как ловко увернулся от сюрикена!
Как ловко увернулся от сюрикена!

Боевые арены представляют с собой просторные урбанистические места, в которых могут происходить подпольные поединки: старые сараи, вечнозелёные метро, автостоянки, паромы и грязные бары. На всех аренах на заднем плане стоят болельщики, они отнюдь не исполняют роль мебели. Зрители могут попытаться выйти на арену с ножом наперевес, мешая ходу поединка. Но на счёт них можно не беспокоится, ведь возмутители честного поединка сами могут огрести от участников. Также народ может вытолкнуть участника на арену, если он будет прятаться в толпе зрителей. И не стоит забывать, что наши дорогие созерцатели высоких зрелищ могут выкинуть на арену стулья, палки, ножи, и прочий хлам, которым потом можно знатно пробить вражескую голову. А из некоторых ящиков и бочек может выпасть пилюля мощи, которая усиливает игрока, если её подобрать. Да и не только игрока, враги тоже могут с охотой взять её, пока игрок лежит на лопатках.

Я напомню, что для прохождения игры необходимо одолеть самого грозного врага именуемый себя как Воин в маске. Таинственная личность появляется между матчами с какими-то непонятными угрозами, адресованные игроку. До конца неизвестно кто он. Известно лишь то, что он является нынешним чемпионом подпольных боев. И именно за этот титул и ведутся эти бои. А чемпионом может стать лишь один! Поэтому, в самом конце, если играть в кооперативе, сначала надо победить своих товарищей и уже потом драться с боссом. С самым сильным и не честным противником в игре.

Соперница по имени Ангел пытается швырнуть в Като барный табует.
Соперница по имени Ангел пытается швырнуть в Като барный табует.

Нельзя не отметить очевидное — отвечающие за визуальное исполнение люди поработали на славу. Игра пытается выдать псевдо 3D перспективу. А оцифрованные актеры в этом окружении выглядят не так уж и нелепо, как это делали игры конкуренты (NARC 1988), но ощущается явная беда с анимациями. Кадров очень ограниченное число и из-за этого движения вышли очень топорными, им явно не хватает пластики. И в своё время эта графика, хоть и не была в новинку, но в любом случае выглядела отлично. А весь игровой процесс сопровождает бодрая музыка. Вы бы знали как некоторые композиции приходятся кстати. Ведь они представляют собой микс (!) музыки и голосовых сэмплов: фраз, криков и смачных звуков ударов. Ничего не напоминает?

Жаль, но сейчас играть уже не так весело. На сегодняшний день многие моменты смотрятся уж больно криво. Так файтинги уже не делают. Многие противники не проработаны, они могут загнать игрока в вечный стан, из которого нельзя выбраться. Комбинации и удары не интуитивны, да и срабатывают они далеко не всегда, когда это надо. Хотя и нельзя принижать заслуги игры (хотя бы технические), которые она привнесла у истоков жанра. До «Street Fighter II» был еще один год, а до «Mortal Kombat» оставалось два года.

Знакомьтесь — Безумный Майлз. Только, на самом деле, я хотел показать вам не его, а мультяшные автомобили на арене с парковкой.
Знакомьтесь — Безумный Майлз. Только, на самом деле, я хотел показать вам не его, а мультяшные автомобили на арене с парковкой.

Правда я смог пройти игру лишь единожды. И не потому, что она дико сложная (а это так, игра аркадная, а деньги на дополнительные жизни она выжимает знатно), а потому что она очень часто вылетала, глючила и сбоила, из-за чего приходилось начинать игру заново. Просто офигенно, подошел к игровому автомату, заплатил деньги, а игра зависла на середине и ушла сама по себе в ребут. Я уже начал негодовать: как можно выпускать такой продукт и просить за него вносить моменты!? Я пошел гуглить — оказывается, это всё из-за игры на эмуляторе, это он сбоит, а не игра. Вот к примеру Pit-Fighter сейчас доступна в сборнике «Midway Arcade Origins» и там она работает прекрасно. Но есть нюанс — этот сборник доступен только на консолях, а у меня, увы, нет никакого оборудования для захвата Xbox 360.

Несмотря на всю кривость, игра была довольно популярна. Особенно в Японии. Поэтому игру закономерно ждали на домашних системах в виде портов. Сама игра для того времени была технически сложной — оцифрованные актёры и псевдо 3D перспектива были роскошью для многих игровых систем того времени. Спойлер: оригинальную не столь увлекательную игру убили малой мощностью домашних систем.

Atari 7800

Сначала хочется рассказать об одном порте для Atari 7800 — это самая маломощная из всех представленных систем. В 1992 году, когда выходил порт игры, консоль уже никому не была нужна, ведь были куда более успешные и мощные конкуренты. Это стало одной из причин почему порт Pit-Fighter отменили на полпути разработки. Сейчас в сети доступен дамп работающего прототипа. Что тут сказать… игра не доделана. У игры нет меню, она просто начинается. Три одинаковых человечка беспорядочно ходят туда-сюда, а четвертый это игрок. От ударов враги падают, но никакого сопротивления не оказывают. Положив всех врагов — игра не останавливается. Будет ли честно делать какие-либо выводы по ней? Я думаю, нет. Поэтому, мы перейдем дальше.

Atari ST и Amiga

Версия игры для Amiga.
Версия игры для Amiga.

Порт с Amiga, например, пытается быть максимально схожим с оригиналом, но как-то косо. А геймплей не такой уж и интенсивный. Эту версию у меня включить так и не получилось (моя вечная война с эмуляторами), поэтому выводы делаю на основе просмотренного на ютубе геймплея.

Версия игры для Atari ST.
Версия игры для Atari ST.

Абсолютно также медленно, только еще хуже, играется порт для Atari ST. Звуки ударов перебивают собой музыку. Может тогда стоило оставить одно из двух? В файтинге много дерутся, знайте ли, а значит музыка будет ставится на паузу постоянно.

Amstrad CPC

Версия Amstrad CPC. Версия для ZX Spectrum выглядит аналогично, но с другой палитрой.
Версия Amstrad CPC. Версия для ZX Spectrum выглядит аналогично, но с другой палитрой.

А вот на Amstrad CPC без слёз и не взглянешь. Мало того, что игра выглядит как недоделанная раскраска, так она еще и работает жутко плохо. Честно говоря, я даже не понял на какие кнопки в игре двигаться. Я всё клавиши на клавиатуре перепробовал — без толку. Зачем пытаться повторять 3D перспективу, если система не может это потянуть? Совершенно так же выглядит версия игры для ZX Spectrum. Неудивительно, конечно, ведь у портов один и тот же разработчик — Domark.

Commodore 64

Хотя они еще сделали версию для Commodore 64. Я пытался включить и её, но эмулятор напрочь отказывался. Пришлось снова смотреть игру на Youtube. И смотря геймплей могу сказать, что эта версия хотя бы выглядит как игра, я вижу гейплей, а не слайд-шоу (как было у ZX Spectrum)! Попыток в 3D игра не делает, и на том спасибо. Но игра всё равно медленная. Да и спрайтики бойцов уменьшили втрое, теперь игра похожа на пиратские Mortal Kombat на Dendy.

Sega Master System

Версия игры для Sega Master System встречает классным 8-битным музоном. Это вообще-то не оригинальная тема игры, но она всё равно классная. Но выглядит игра своеобразно. Хотя бы потому, что крупные персонажи ужали до мелких таракашек. Зачем их еще было уменьшать? Ну, хотя бы все FPS на месте, в отличии от предыдущих портов. Да и графика вполне нормальная — чётко видно и персонажей и окружение. Но вот играть в это как-то… meh. Никаким экшеном тут и не пахнет, просто тыканье конечностями во врага. Но музыка реально балдежная (советую найти её в видео-версии по тайм-коду)!

Super Nintendo

Следующая на очереди Super Nintendo. «Но вот сейчас то наконец пойдет экшен, ведь SNES была довольно мощной домашней системой.» — подумал я и включил игру. Ну… выглядит игра нормально — персонажи хорошо оцифрованы. Играется, правда, весьма неудобно — движения заторможены, а удары не чувствуются. А сама игра, кстати, подвержена цензуре — вырезана вся кровь. Да и поиграть нормально у меня так и не вышло. Здоровье, как и в оригинальной аркадной игре, не восстанавливается между раундами. А если умер — заново. Никаких кредитов или дополнительных жизней нет. Только в если аркадке это не мешало, потому что можно напихать монет и играть дальше, то тут также сделать нельзя.

Sega Genesis

Товарищ майор, честно, это просто сюрикен в старой пиксельной игре!
Товарищ майор, честно, это просто сюрикен в старой пиксельной игре!

Окей, а что там у конкурентов, а конкретно у Sega Genesis (она же Mega Drive)? Сначала я подумал, что эта версия та же самая, но нет. Genesis версия работает намного лучше. В ней хотя бы есть дополнительные жизни, а еще можно выбрать уровень сложности (это позволило поиграть в неё подольше). Удары ощущаются лучше, игра работает быстрее, есть капли крови и пота. Да, персонажей снова уменьшили в размерах, а экан почти не скролится. Но игра хотя бы по-человечески работает!

Портативные релизы — Game Boy и Atari Lynx

Но это всё были стационарные системы, а игра выходила также и на портативках. Давайте посмотрим на версию для Game Boy. Что тут сказать? Удивительно, что версия вообще пытается реалистично передать те самые оцифрованные спрайты. Но играть в неё не сильно приятно — управление не из лучших. Да и тут тот же косяк, что и у SNES версии — нет дополнительных жизней. И «фепесов», кстати, тоже нет.

Ну ничего, ведь есть версия на Atari Lynx. А портативка эта была довольно продвинутой, она имела широкий экран и поддерживала множество цветов! Производительность выше, чем у GB, но играть немыслимо неприятно. Противники зажимают сильнее, чем в оригинале. Я вообще двинуться с места не могу. Но хотя бы кредиты имеются, и на том спасибо.

Обидно всё это. Портативные консоли, несмотря на свою маломощность, могут в длинные красивые уровни, и в бодрый экшен с плавным геймплеем (Operation C). А тут арену с двумя мужиками сделать не могут. Даже Atari Lynx умеет в отличные порты, и Pit-fighter это почти сделал, но до конца так и не сумел.

Увы, с портами у игры вообще не задалось, единственный играбельный порт был у Genesis — меньше косяков, больше геймплея. Да и ладно, оригинальная аркадная игра что была культовой? Ну типа. У неё даже есть духовный наследник — Guardians of the 'Hood. Битемап про людей из качалки. Да выйдя эти игры в наше время, они бы порвали Steam и все эти кривые Gachi-поделки, которые так часто появляются в Steam-поносе. Эта фигня раз в сто и круче и по-хорошему кринжовее всех этих ваших Gachi-раннеров. Эх, что хотелось то сказать на последок? Играйте в хорошие игры. А если уж играть тебе не во что, современные релизы не вызывают интереса, то могу посоветовать лишь обратить свой взор назад. Вполне вероятно ты найдешь что-то хорошее, классное или просто весёлое. Можешь даже не смотреть на обложки — просто включай! Кто знает, какой сюрприз тебя может ждать за обложкой обычной игры про борцов?


Лучшие комментарии

Ты о[b]П[/b]убли[b]К[/b]овал это в нужном месте, дружок-пирожок

Предлагаю к Гачи-зновению! Нет, так не пойдет… Надо поработать над этим...

♂300 bucks♂ этому ♂master♂ за его отличный обзор!

Читай также