Нередко в играх, поддерживающих кооперативное прохождение, сложность меняется в зависимости от количества игроков. Далеко ходить за примерами не надо — в недавней Monster Hunter: World чудища становятся крепче и опаснее, если охотиться на них вчетвером. В Aegis Defenders ничего подобного нет, поэтому проходить её с другом значительно легче, чем в одиночку. И возникает странное ощущение, будто ты играешь как-то неправильно, пытаясь завершить тот или иной уровень без чужой помощи.
В первых миссиях красные слизняки могут доставить немало хлопот.
Начали за здравие…
Aegis Defenders совмещает в себе два жанра. Начало почти каждой миссии — стандартный платформер, в котором есть головоломки, переключение между героями и сражения с насекомыми и прочей нечистью. Как только персонажи добираются до какого-то объекта, его нужно защищать, отбивая волны и выстраивая оборону. Может показаться, что с этими двумя ингредиентами не создать удобоваримый коктейль, однако у авторов это получилось более-менее хорошо. Вот только возникает диссонанс — одну половину игры очень хочется проходить с приятелем, а другую предпочитаешь покорять самостоятельно.
Платформенная составляющая напоминает The Lost Vikings, Trine и другие подобные игры, где группа персонажей с разными способностями путешествует от одного края экрана к другому. Поначалу героев лишь два — инженер Барт и его внучка Клу. Старик умело орудует инструментами и способен сражаться лишь в ближнем бою, а в арсенале девушки есть ружьё, из которого она стреляет по противникам издалека. Уже на этом этапе начинают встречаться интересные загадки, вроде стоящих друг за другом ворот, которые либо открываются, либо закрываются при нажатии кнопки неподалёку. Можно быстро переключаться между героями, а также приказывать напарнику стоять на месте, если это необходимо.
Позднее к отряду присоединяются другие герои, и головоломки становятся ещё увлекательнее. На карте появляется больше разноцветных ворот, войти в которые может лишь определённый персонаж — к примеру, за жёлтую преграду проникнуть сумеет лишь Барт. Соответственно, ему в одиночку придётся справляться со всеми трудностями, которые его там ожидают. Попутно игрок собирает редкие ресурсы, которые пригодятся в некоторых ситуациях. Так, парень по имени Кайим создаёт факелы из грибов, а пролетающие сквозь огонь снаряды поджигают цель. Клу же мастерит бомбы из цветов и взрывает каменные блоки на земле.
Если оценивать Aegis Defenders именно как платформер, ничего кардинально нового и оригинального игра не предлагает. В ней есть несколько раздражающих недочётов — например, не всегда ясно, на какую платформу можно запрыгнуть, а на какую нет. Порой кажется, будто объект «замылен» и находится на заднем плане, но на деле он функционирует точно так же, как расположенная рядом платформа. Не совсем удобно реализована и стрельба — Клу может палить либо вперёд, либо по диагонали вверх, что делает бои с летающими врагами неудобными. Особенно если вы стоите на небольшом островке, пытаясь не свалиться на шипы, и скачете в разные стороны, одновременно выцеливая какую-нибудь странную птицу. Зато решать загадки и переключаться между членами отряда забавно, особенно когда охотишься за коллекционными предметами и хочешь получить за них бонус в конце уровня.
Напарник проникнуть сюда не сможет — цвет неподходящий.
Пощады не будет
По прошествии нескольких минут герои оказываются около необычного объекта или персонажа, беседуют друг с другом и готовятся отбиваться от волн врагов. Игроку дают 60 секунд на сбор разбросанных рядом ресурсов и создание укреплений. Из двух цветочков Клу делает шипы, а дедушка сооружает целую турель, используя лишь два каменных блока. Персонажи могут совмещать свои блоки, чтобы строить более полезные объекты, и с появлением в отряде новых людей количество доступных изобретений возрастает многократно. После победы над волной врагов таймер запускается заново, ресурсы появляются на прежних местах — и цикл повторяется.
Тут у Aegis Defenders возникают проблемы. Таймер никак не меняется при игре в одиночку — вы бегаете по всей локации, наизусть запоминаете местоположение камней, грибов и прочего, а затем как можно скорее всё это расставляете и успеваете всё доделать чуть ли не в последний момент. На начальных этапах это не так трудно, но с новыми миссиями появляются всё более опасные враги, да и зоны увеличиваются в размерах. А ведь надо ещё и чинить повреждённые укрепления — к примеру, если шипы придут в негодность, их придётся на протяжении нескольких секунд долбить молотком, а на это тоже тратится время.
Напарники при прохождении соло абсолютно бесполезны. Чтобы они хоть что-то делали, необходимо вручную расставлять их на определённых позициях. Хотите, чтобы Барт охранял верхнюю платформу, — отправляйте его туда и больше не трогайте. Чинить самостоятельно турели и прочие вещи он тоже не станет, если не находится рядом с ними. В одной из миссий защищать объект надо было, используя расположенные около него пушки, и напарник даже не подумал сесть на своё место, пока я его туда сам не посадил. Да и после этого он оставался таким же никчёмным — стрелял в стену и попадал в противников лишь случайно.
При этом геймплейно здешняя tower defense не кажется совсем уж провальной. Игрока предупреждают, с каких сторон будут лезть враги. Разные персонажи наносят им мизерный или большой урон в зависимости от соответствия цветов — Клу, например, специализируется на убийстве синих существ. Крупные красные слизняки вызывают поначалу много проблем, но позднее совладать с ними становится легче.
Дед так и будет стоять внизу, делая вид, что ничего не происходит.
Однако микроменеджмент значительно усложняется на последующих этапах, и игроку приходится следить за куда большим количеством деталей. За 60 секунд нужно и ресурсы найти, и сообразить, где и что лучше соорудить, и расставить напарников. В случае опасности начинаешь паниковать и переключаешься на сопартийца, чтобы добежать вон до того огромного чудища нужного цвета и поскорее его уничтожить. У базы не так много «жизней» (бонусную обычно можно найти во время первой части миссии), а в случае провала начинаешь все волны заново. Плюс некоторые островки рушатся, плюс где-то нельзя ничего строить, плюс иногда приходится активировать рычаги и как-то использовать движущиеся платформы… Минуты на всё это часто недостаточно.
Всё это напоминает ситуацию, когда в игре есть «ачивка» за прохождение уровня в локальном кооперативе и ты, как дурак, сидишь с двумя геймпадами и пытаешься завершить хотя бы одну миссию. А в Aegis Defenders это происходит куда чаще, чем один раз, и во время прохождения постоянно возникает чувство, будто ты делаешь что-то не так.
Наконец, следить за сюжетом совсем неинтересно. Пара исследователей, ищущих остатки прежней цивилизации, натыкаются на древнее оружие (тот самый Аегис), узнают об уничтоженных богах, обороняют находку от неприятелей… Диалоги написаны хорошо, но история и её подача слишком уж тоскливые, полны терминов и неизвестных имён и никак не привлекают внимание игрока. Вдобавок во время разговоров актёры используют одни и те же слова и междометия (полностью озвучивать реплики не стали), что надоедает очень быстро.
В лагере продаются новые чертежи и виды оружия.
В совместном прохождении Aegis Defenders преображается. И решать загадки веселее, и защищать объекты легче. Всё-таки быть ответственным за половину работы лучше, чем бегать из угла в угол и всё держать в голове. Поэтому проваливать задания и перепроходить их придётся не так часто. Но в очередной раз нужно отметить, что полноценного онлайн-кооператива в игре нет — либо совместное прохождение на одном экране, либо с помощью Share Play на PS4. Если у вас есть знакомый, готовый проходить Aegis Defenders вместе с вами, оценку можно мысленно поменять на «похвально». Но так как большинство читателей наверняка предпочитает играть в такие проекты соло, ограничусь «проходняком» — слишком уж игра недружелюбна к одиночкам.
Плюсы: необычное смешение жанров; увлекательные головоломки в платформенных эпизодах.
Минусы: проходить в одиночку порой значительно сложнее, чем с напарником; отсутствие онлайн-кооператива; тоскливый сюжет.