Arkane Studios устала от Dishonored. От Корво, Эмили и всех этих интриг вокруг престола. Но точка в серии поставлена не была, ведь за кадром остался самый таинственный персонаж истории — тот самый черноглазый брюнет, раздававший волшебные силы нашим героям. Зовут его просто — Чужой. И чтобы спокойно почить на лаврах, разработчикам осталось одно — разделаться с ним.
Эх, Билли… Корво даже в подмётки не годишься.
Бог умрёт. Или нет?
Однако цель эта не слишком вдохновляющая, и второго дыхания у Arkane Studios не открылось. Сценарий Death of the Outsider оказался тем пунктом, на котором создатели решили сэкономить силы. Помните раскаивающуюся в грехах негритянку Билли, «радовавшую» нас унылыми диалогами на «Падшем доме» во второй части? Именно на неё Arkane Studios возложила миссию по элиминации Чужого.
После событий Dishonored 2 Билли отправилась спасать бывшего учителя по делам греховным — Дауда. А тот сразу озадачивает героиню неожиданным наставлением прикончить бога. Старших надо слушать, и девушка без лишних вопросов соглашается. Дальше всё без интриг и откровений: ищем оружие, которым можно умертвить Чужого, находим самого Чужого и убиваем его. Или нет — финал каждый выбирает сам.
Сюжетная линия проста, персонажей мало, и все они скучные зануды. Сам Чужой появляется в кадре несколько раз и страдальчески мудрствует о жизни. Зато все, кому интересны его история, мотивы, почему он делится своими силами с избранными людьми и чего вообще добивается, удовлетворят своё любопытство. Однако, поверьте, персонаж был намного привлекательнее, пока его таинственный ореол не развеяли.
Крысиная королева
Но, как известно, слабый сюжет не способен испортить удовольствие от Dishonored. Благодаря Death of the Outsider мы узнали, что это не удаётся и многим другим провальным вещам.
За мгновение до применения самой мощной суперспособности за всю историю серии…
Разработчики схалтурили на «прокачке» героини. Действительно, ну не продумывать же нового полноценного персонажа со своими умениями для какого-то дополнения? Все способности Билли даны сразу и улучшению не подлежат. Можете забыть о сладостных моментах нахождения рун — здесь их нет.
Активных умений всего три, и лишь одно по-настоящему интересно. Но начнём с гвоздя программы — амулета «Шёпот крыс». Потрясающее, важное и свежее дизайнерское решение — наделить героиню способностью общаться с мелкими хвостатыми тварями. Оказалось, что грызуны в высокопарной метафоричности своих мыслей могут дать фору какому-нибудь философу. Однако нас избавили от необходимости разгадывать смысл их речений — умная Билли самостоятельно интерпретирует их понятным языком в журнале. Знания крыс иногда оказываются полезными.
Из активных умений в наличии «Перемещение», ещё один аналог телепортации из оригинальных частей, «Предвидение», останавливающее время и позволяющее полетать по окрестностям в разведывательных целях, а также «Сходство», обращающее Билли в другого человека. Чтобы принять форму стража или мирного жителя, нужно приблизиться к нему, после чего можно разгуливать по территории на глазах у врага. Но далеко не уйдёшь: каждый шаг в чужом облике выкачивает энергию ресурса бездны — местной маны. Навык дарит новые ощущения от геймплея, вокруг него построены некоторые запоминающиеся ситуации (например, участие в аукционе).
В сущности, «Сходство» оказывается единственным оригинальным умением. Ведь из двух остальных первое — традиционный элемент любой Dishonored, а второе — осматривать территорию и подсвечивать противников — процедура медленная, тормозящая процесс, а потому и ненужная, ведь и без неё сложностей не возникает.
Стоит заметить, что в игре нет способностей боевого предназначения. Да, если «Перемещение» исполнить в точку, где находится враг, того разорвёт на куски. И на этом всё. Арсенал тоже не впечатляет: несколько видов мин, граната, стрелы… Теперь кровавое шоу из сочных комбинаций устроить не получится — придётся обходиться мечом и радоваться новым анимациям «фаталити», вроде разрубания жертвы пополам.
Омлет из амулетов
«Прокачка» сводится к нахождению и «крафту» амулетов, а также мелким покупкам в магазине. Сами по себе разбросанные по территории артефакты ценности почти не представляют — каждый из них дарит какой-нибудь мелкий эффект, например увеличение максимального здоровья. Но мы можем сложить силу четырёх амулетов в один, более мощный, имеющий несколько бонусов. Ячеек для волшебных вещиц не так много, поэтому подобный «крафт» — вынужденная мера, чтобы хоть как-то усилить Билли.
«Дядечка, вы ноги обронили…»
Но эти действия по большей части носят формальный характер и не вызваны геймплейной необходимостью. Развивать персонажа здесь незачем и некогда. Сюжетная кампания совсем не сложная, и лишь последнее задание предлагает «челлендж». Проходятся обязательные миссии часов за пять. Дополнительные квесты, секреты и всевозможные записки отнимут ещё столько же. Кстати, последний пункт выделен не просто так — в Death of the Outsider просто тонны макулатуры, честное изучение которой будет постоянно прерывать геймплей. Дневники, документы, книги, отчёты, инструкции — буквально на каждом шагу вы будете натыкаться на «раскрывающие мир» подробности. Ничего против не имеем, но здесь как-то чересчур много информации.
Предложенные пять миссий в целом выполнены в духе оригинала. Позволят более обстоятельно, чем раньше, прогуляться по Бездне. Ветвистые карты с богатым наполнением спроектированы так, чтобы у нас всегда было не менее двух способов достичь цели. Однако, во-первых, здесь нет ничего оригинального и самобытного в духе механического особняка из второй части, а во-вторых, не все уровни одинаково хороши.
Так, первая миссия — обучающая, непродолжительная и довольно компактная территориально. «Украденный архив» ничем не примечателен — в его прохождении нет композиции, скриптов, уровень ощущается просто открытой локацией с парой целей. Наиболее удачным получилось ограбление банка. Здесь всё в лучших традициях Dishonored: большая локация, вариативность в способах проникновения, интересная структура здания и последовательно сменяющие друг друга цели. Есть дополнительные задания, выполнение которых оказывает глобальное влияние на дальнейшие условия прохождения, — например, если найти специальное средство и забросить его в воздуховод, можно усыпить всю стражу.
Казнить или помиловать? Какая разница!
Возможность пройти игру без кровопролития, а также пощадить всех «главарей» сохранена. Однако нелетальный подход к целям требует от нас дополнительных действий и не отличается сценарным изяществом, как это было во второй части.
Вообще, способ прохождения не влияет ни на состояние мира, ни на концовку — главный выбор вы сделаете в финале. Нет смысла перезагружаться из-за случайно убитого охранника. Оценка «хаотичности» в конце задания в общий зачёт не пойдёт. Лишь в последней миссии нам напомнят об альтернативе и позволят сохранить жизнь Чужому, выполнив дополнительное действие. В любом случае финал несколько разочаровывает.
Великий и ужасный Чужой!
Несмотря на недостатки, проходится Death of the Outsider с удовольствием — это всё ещё добротный стелс-экшн с отлично работающей механикой и продуманными локациями, в которых можно креативно решать задачи. Ресурс бездны избавил нас от необходимости беспокоиться о запасах энергии, что положительно сказалось на динамике.
Да, в Death of the Outsider вложено намного меньше усилий, чем в оригинал. Жаль, что разработчики сэкономили время на такой важной для серии вещи, как способности героя. Но нельзя забывать, что перед нами дополнение, а не полноценная часть. Геймплей по-прежнему увлекателен, хоть и не столь ярок. Arkane Studios сделала добротное мини-приключение на два вечера, но не попыталась прыгнуть выше собственной планки.
Плюсы: сохранена вариативность прохождения; большие локации со множеством путей к целям; добавившая свежести в геймплей способность «Сходство», а также возможность узнать, что у крыс на уме.
Минусы: отсутствие системы развития персонажа; недостаток умений; стиль прохождения ничего не значит; слабый сюжет.
Чет странная претензия к прокачке. Сходство нужно по сюжету, перемещение и провидение связаны, и отдельно их не было бы смысла качать. Собственно, я даже не представляю, что этим абилкам можно поставить в прокачку. Фишки типа «телепортация без маркера» могут не всегда помогать, поэтому давать их в виде амулета, по сути, позволяя их отключить — довольно полезно.
Да, называть провидение бесполезным — тоже глупо. Если вы всех убиваете — возможно, но в стелсе связка провидения и перемещения позволяет делать очень хитрые передвижения, о которых блинк Корво и щупальце Эмили могут только мечтать.
Мне в игре не понравилось только то, что забили на вопрос руки и глаза. О них ничего не рассказывают, да и Билли не интересуется тем, почему ей их дали.
не согласен с бестолковостью амулетов. некоторые черные амулеты дают очень сильные абилки(например проворство, которое даёт двойной прыжок, или амулет, который позволяет, используя сходство, ослепить противника в бою, после чего можно провести мгновенное фаталити)