Xenoblade Chronicles X — необычный гость в мире современных видеоигр. В чём-то — из прошлого, в чём-то — из будущего, а где-то — из параллельной вселенной. При этом в своей вселенной игра готовит землянам незавидное будущее.
Персонажи настолько неживые, что движения губ не синхронизированы с «озвучкой».
Война и Мира
В середине нашего века Земля будет уничтожена из-за того, что на её орбите развяжут войну две могучие инопланетные расы. Человечество к тому времени сумеет построить множество космических ковчегов, погрузить на них каждой твари по паре, тысячи людей и эвакуироваться в поисках нового дома. Большую часть спасительной флотилии пришельцы уничтожат, но вот кораблю «Белый Кит» удастся добраться до пригодной для жизни планеты Мира. Конечно же, с некоторыми проблемами. Отсек Lifehold, где и находилось большинство пассажиров, при жёсткой посадке потеряется, значительная часть лежащих в анабиозе людей будет раскидана по джунглям и горам нового дома человечества.
При этом другой отсек «Кита», модулирующий земной город, останется в целости и сохранности, станет форпостом нашей расы и будет отправлять экспедиции на поиски товарищей среди многочисленных монстров, населяющих Миру. И одна из них через пару месяцев после приземления найдёт нашего героя, запустив приключение. Кто отправится в этот поход — решать нам. Вариантов для создания аватара тут не так много, как в Fallout 4, но сделать брутального мужика с зелёной кожей и причёской в стиле Клауда Страйфа вполне можно. В качестве озвучивающего актёра есть Адам Хауден (Adam Howden), голос Шулка из первой Xenoblade, что обязательно порадует фанатов.
Тональность истории, близкая к таким научно-фантастическим сериалам, как «Вавилон-5» или «Звёздный путь», должна прийтись по душе уже любителям Xenosaga и Xenogears. Сюжет Chronicles X вовлекает в себя различные расы, в нём есть как действительно неожиданные повороты, так и предсказуемые ходы. Он создаёт достаточно тем для обсуждения.
Но одну из главных задач японских ролевых игр история не выполняет. Речь о персонажах. Во время сценок действующие лица выглядят как куклы, их характеры намечены очень схематично, их диалоги не жизненны. Запоминаются разве что комические герои вроде Тацу, местного представителя традиционной для вселенной Xenoblade расы нопон, но юмор тут однообразный. Плюс заметная часть всего интересного раскрывается в побочных миссиях. Основная же линия — всего лишь тонкий пунктир в этой саге.
Дальность прорисовки приличная, но монстры иногда «сваливаются на голову».
Пролетая над гнездом стометровой кукушки
По масштабу Xenoblade Chronicles X готова биться с кем угодно — настолько огромный здесь мир. Даже Праймордия, первая локация, доступная для исследования, вместе с нашим городом тянут на полноценную карту для скромного 30-часового приключения. Но это лишь две из шести уникальных зон и только половина первого из двух континентов Миры. Помимо равнин и гор Праймордии герои увидят джунгли с многочисленными гигантскими растениями и водопадами, каменистое плато с разбросанными повсюду древними постройками и артефактами, пустыню, покрытую плотным туманом, и странный вулканический регион. География поначалу поражает — можно бегать часами, открывая новые закоулочки и встречая агрессивных зверей. Сражаться со всеми подряд не получится — сильные животные, убивающие героя одним ударом, живут бок о бок со слабенькими жучками или кабанами.
Пейзажи заставляют постоянно делать скриншоты, особенно во время заката, дождя или на фоне усыпанного звёздами неба. Отмечу, что погодные эффекты влияют на возможности героев в битвах. Дизайн животных и качество их исполнения — на ступень выше того, как выглядят люди и их жилые кварталы. Фауна разнообразна — есть тут похожие на лисицу фенек звери с просто гигантскими ушами, огромные травоядные динозавры, чьи лапы в несколько раз больше нашего героя, насекомые, маскирующиеся под цветы, и рассекающие воздух существа, определить род и вид которых очень сложно. Открытый мир создаёт такой «вау»-эффект, что не сразу разбираешься, чем же среди всех красот можно заняться.
Тут Chronicles X предлагает уже не так много. Прежде всего, мы исследуем разбитую на шестиугольники карту, устанавливая в определённых точках зонды. Они добывают сразу две валюты: кредиты и мираний, ископаемое, используемое для технических разработок и в качестве горючего. Зонды одного типа стоит соединять в цепочки, чтобы увеличивать добычу. А позднее они помогут вам в бою. В тех шестиугольниках, где зондов нет, на карте можно выполнять миссии. И вот с ними связана одна из самых печальных деталей эпопеи.
Мелодия Тацу надолго запомнится, а вот отдельные рэп-композиции могут раздражать.
Миссия неинтересна
Миссии могут проходить в стиле «иди не знаю куда». Создав гигантский мир, авторы решили не разжёвывать каждую мелочь — пусть игрок сам догадывается, что, где и когда. Например, для получения сюжетной задачи часто нужно выполнить ту или иную побочную миссию. Только вот где её взять, поймите сами. Или от вас требуют собрать предметы, указав только регион расположения. При этом все вещи выглядят как одинаковые кристаллы — можно провести не один час, бегая туда-сюда без прогресса. Если не хотите проводить часы в поисках и обдумывании, можно обратиться к электронной инструкции, но она не всегда спасает.
Кроме дюжины сюжетных заданий, открывающихся по праздникам, есть ещё три типа поручений. Это «нормальные» (normal missions) — их получаешь от людей, и заключаются они в основном в поиске предметов или убийстве монстров. Есть миссии «сближения» (affinity missions) — они раскрывают отношения между персонажами и позволяют получать новых героев. И «базовые» (basic missions) — те, что дают в административном центре города; они требуют поговорить с кем-то, убить кого-то или собрать что-то. Как видите, перед нами совершенно MMO-подобная структура подачи материала. Никаких нестандартных механик больше не ждите. Иногда на карте встречаются пещеры с монстрами или просто звери-тираны особой мощи, но это всё те же битвы…
Сетевой режим мог бы пригодиться, но он тут ограничен. Можно в любое время поиграть вчетвером, с друзьями или случайными людьми, но только в отдельный тип миссий — squad, которые никак не связаны с основной кампанией и лишь приносят полезные вещи. Ещё можно нанимать чужих аватаров, и вашего тоже могут нанять, но это уже совсем «асинхронный мультиплеер».
Вот разве что роботы, они же скеллы, выведенные на обложку и заставочную картинку, вносят разнообразие во всё это неизобретательное раздолье. Но начнут они это делать минимум через 25 — 30 часов, даже если просто бежать по сюжету. Из кокпита многометрового трансформера мир сразу кажется меньше, горы — ниже, многих противников можно просто давить, а нападать решаются только самые сильные. Обратная сторона всемогущества — с уменьшением масштаба пропадает и часть очарования экспедиций в потаённые уголки мира. К счастью, чтобы совсем не убивать исследовательский пыл, летать на скелле вам позволят лишь после трёх четвертей сюжета.
Герой очень часто проходит сквозь движущиеся объекты, что смазывает впечатления.
Расширение пространства классовой борьбы
Конечно, следует описать многочисленные механики, обязательные для любой JRPG. Но здесь их настолько много, что рассказывать про всё — только вызывать зевоту и раздувать текст до неприличия.
Прежде всего — сама ролевая система. По ходу действия главный герой набирает пачку товарищей, трое из них могут путешествовать с ним. Управляем мы только аватаром, и только у аватара можно сменить Division в организации BLADE — местном спецназе, в который вступает персонаж. Division — это ваша профессия. В любое время можно стать исследователем, бойцом, биологом-куратором и ещё кое-кем — всего тут восемь вариантов карьеры, влияющих на получаемые задачи (не сюжетные!) и действия, за счёт чего персонаж «прокачивается» быстрее. Вне зависимости от выбора можно развивать то или иное «полевое умение». Но так как придётся устанавливать много зондов, важнее всего будет умение работать с механическими артефактами на карте.
Параллельно профессии существует класс вашего воина — и вот его уже можно менять не только себе, но и товарищам. Здесь присутствует небольшое древо развития и работает классификация в битвах. Эта механика определяет, будет ли персонаж «танком», бойцом или вспомогательным солдатом. Заметьте, не медиком. Потому что система лечения тут не совсем обычная. Как и в первой Xenoblade, в битве важную роль играют Arts — специальные приёмы, и именно благодаря их грамотному чередованию достигается успех. Важно, что теперь лечиться можно лишь выполняя нужные приёмы «по заказу» кричащих вам компаньонов. И без того командная система боя стала ещё больше зависеть от взаимодействия — теперь она просто увлекает в поток совместных комбинаций.
Научно-фантастическая тематика просто обязывает воевать с помощью «огнестрела», а «blade» в названии — размахивать клинками. Так что теперь герои используют сразу два типа оружия, и те по-разному действуют не то что на разных врагов, но даже на разные части одного и того же противника. «Слотов» для одежды стало больше, как и прежде, часть экипировки совершенствуется. Только уже не кристаллами, а насадками, которые можно разрабатывать благодаря производителям оружия и брони, расположенным в городе. Те же компании позволяют создавать новое вооружение, правда, воспользоваться любой вещью можно, лишь если персонаж достиг требуемого уровня. Это несколько ограничивает превосходную систему и снижает ценность выпадающего из противников «лута».
Почти всё вышеупомянутое относится и к скеллам, только у роботов есть аж десять «слотов» под оружие и броню, а их специальные атаки невероятно эпичны и сильны.
Графическое воплощение противников и природы — одно из лучших на Wii U.
В те моменты, когда Chronicles работает как надо, это одна из лучших ролевых игр в истории. Летя на скелле вдоль залива, открывая новую пещеру или сражаясь с интересным противником, влюбляешься в невероятный размах, живописную картинку или логично работающие системы. Тогда кажется — вот оно, будущее жанра, который не умрёт никогда.
Но во время глупых сюжетных сцен, попыток понять очередную необъяснённую механику или какой-там-уже-по-счёту унылой сессии по сбору предметов тебя будто отбрасывает на двадцать с лишним лет назад — и та же первая Xenoblade кажется работой на голову выше. «Всё имеет значение» — один из лейтмотивов здешней истории, но одни вещи для гейм-дизайнера по имени Тэцуя Такахаши (Tetsuya Takahashi) явно важнее других. К счастью, для поклонников японских RPG эти более важные вещи должны перевесить все грешки и проблемы X.
Плюсы: небанальный для жанра сеттинг хорошо использован; гигантский, разнообразнейший мир, куда можно погрузиться на сотни часов; превосходный дизайн окружения и врагов без серьёзных технических проблем; шикарные механики, развивающие созданное в первой части, особенно боевую систему; скеллы добавляют глубины во второй половине кампании. Минусы: сюжет не удивляет, персонажи не заставляют сопереживать; игра не ведёт за руку — не все важные элементы геймплея объясняются на ходу; со временем миссии становятся однообразными.
Как же удобно стопгейму писать обзоры на вии ю эксклюзивы и проставлять всем подряд изюмы. На Руси эта консоль у трёх с половиной калек, особо никто и не проверит правдоподобность написанного. А те, у кого она есть, общеизвестные фанатики, готовые раз за разом покупать копирующие сами себя игры и признавать их шедеврами.