По долгу службы я стабильно, минимум раз в год, надеваю шлем виртуальной реальности. Сначала это был Oculus Rift (первой и второй версии), а на прошедшем «Игромире» удалось опробовать демо The Kitchen для PlayStation VR (переименованного Project Morpheus). Ощущения оба шлема дарят схожие, но есть между устройствами и заметная разница.
В этом материале я принципиально не стану разбирать, у кого больше пикселей и точнее отслеживание движений. Это исключительно субъективный взгляд на последнюю демонстрацию, описание пережитых впечатлений и объяснение того, почему я куплю шлем виртуальной реальности как минимум через полгода после его релиза.
The London Heist больше всего похожа на полноценную игру…
Не женская «Кухня»
Я прихожу в себя посреди грязной, загаженной и (наверное) зловонной кухни. Я сижу на какой-то табуретке, руки связаны перед собой. За окнами темно, что-то закипает в каких-то кастрюлях, в углу валяется тело, а прямо передо мной, на полу, отрубленная голова. Я могу оглядеться и даже свободно шевелиться: наклонившись вперёд насколько можно, не вставая со стула, я разглядываю чью-то ещё свежую голову под разными углами.
Почему-то, оказываясь «по ту сторону экрана», становишься в тысячу раз любопытнее: каждый предмет хочется рассмотреть максимально тщательно и близко, как никогда не станешь разглядывать, играя на мониторе или телевизоре. Подозреваю, что запускать вещи вроде BioShock или Dishonored в таком режиме категорически опасно: даже первый уровень не пройдёшь, исследуя каждую половицу.
Размышления прерывает резкий кашель откуда-то слева. Тело, лежащее там, очнулось: мужчина в пиджаке, похожий на мафиози, через боль пытается встать и что-то мне говорит. Детализация, количество полигонов, шейдеры и другие технические аспекты его внешности не вызывают никаких нареканий: конечно, не The Order: 1886, но вполне современно.
Искалеченный незнакомец неуверенно шагает в мою сторону, и я невольно отклоняюсь назад. Ощущение пространства и материальности объектов перед тобой просто потрясающее: нет никаких сомнений в том, что на тебя действительно кто-то движется. Схватив со стола тесак, джентльмен хочет разрезать верёвки, которые удерживают мои руки. Мозг совершенно не чувствует обмана: движения рук воспроизводятся абсолютно достоверно — разве что рубашка на мне не та, эх.
…За исключением того, что в стоимость игры входят PS4, VR и два контроллера PS Move.
Выставляя кисти перед собой, я жду, пока приятель по несчастью орудует огромным ножом. И вижу — чёрт! — как позади него поднимается костлявая фигура с длинными волосами. Огромное лезвие протыкает его насквозь, на меня летят брызги крови, а бедняга бьётся в конвульсиях. Она (теперь уже видно, что это смесь девочки из «Звонка» с мутантом из «Поворота не туда») откидывает тело и лезет отвратной мордой мне прямо в лицо — я отклоняюсь так сильно, как могу, но не помогает. Ощущение объёма ещё сильнее, чем раньше: эта дрянь действительно вот, прямо передо мной!
Она убегает из комнаты. Возвращается снова, добивает беднягу, а потом начинает играться со мной: ещё ближе лезть к лицу, появляться с разных сторон. Вилку мне в ногу втыкает! (Здесь мой мозг обмануть не удалось совсем — я даже не дёрнулся, хотя старательно подыгрывал происходящему.) Наконец, наступает кульминация — мою голову задирают и, видимо, отпиливают. Или что-то вроде того.
Выбери правильную пилюлю
«Кухня» безупречно показывает всё, что может и чего не может виртуальная реальность. Надев девайс от Sony (да и Oculus, в общем, тоже), вы получаете абсолютную свободу обзора. Шлем блестяще переносит в игру мельчайшие движения вашей собственной головы, никакого диссонанса нет. Вдобавок устройство прекрасно передаёт и создаёт пространство: все объёмные объекты и их движение действительно ощущаются весьма материально.
Однако это сразу накладывает огромные ограничения на достоверность окружающего. Нет ни одной «демки», где пользователю позволялось бы перемещаться. Только с двумя «мувами» в каждой руке, да и тогда вы обязательно едете в машине, летите на самолёте, находитесь в клетке под водой и так далее. И в опробованном мной хорроре от геймпада нужен был разве что гироскоп.
«Прокачанный» Playroom: один пользователь надевает шлем, а остальные пытаются, играя на телевизоре, его победить.
Очень спорный момент — это любой эпизод с физическим контактом. Пока мне резали верёвку на руках, всё было хорошо, но как только непосредственно в меня начали втыкать предметы — иллюзия мгновенно сломалась. А когда камеру взяли под контроль извне (в финале мне как бы задрали голову), это вообще не вызвало ничего кроме лёгкого конфуза. В идеале (как я видел это демо на YouTube) ассистент должен был синхронно провернуть то же самое со мной настоящим. Тогда уж точно было бы эффектно!
Все эти рассуждения к тому, что игры с виртуальной реальностью требуют фундаментально нового гейм-дизайна. В шлеме ты воспринимаешь мир совершенно не так, начинаешь акцентировать внимание на мелочах и выдвигаешь серьёзные требования к поведению собственного тела.
Узкий круг людей, причастных к разработке сейчас, ещё сам не очень понимает, как пользоваться открывшимися возможностями: нужно очень тонко направлять внимание игрока, отвлекать его от недостатков и фокусировать на достоинствах. Отлично работают симуляторы: вождение, самолёты, космические корабли. В The London Heist вас везут в машине и вы отстреливаетесь — с двумя «мувами» воспринимается просто идеально. Но вот как ходить? В «Окулусе» делать это можно, и все в один голос говорят, что не очень удобно. Ходить при помощи клавиатуры, вертеть мышью и добавлять к этому собственный обзор? А вот экшен от третьего лица, наоборот, должен ощущаться комфортно. Но зачем покупать целый шлем, если всё равно не «погружаешься»?
Я вообще, совершенно, ни капельки не удивлён, что одна из первых игр для VR именно такого содержания.
Если я и куплю шлем, то это будет именно PlayStation VR, а не Oculus Rift: он проще в использовании, комфортнее сидит на голове; он не будет требовать обновления моего слабенького компьютера. А новообретённая любовь Sony к инди-разработчикам точно не оставит меня без игр и экспериментальных демо.
Уоррен Спектор (Warren Spector) сказал, что виртуальная реальность — это прекрасная технология, но y неё нет будущего в видеоиграх. Я не хочу быть настолько же категоричным, но понимаю, о чём он говорит: слишком много гейм-дизайнерских сложностей у этой вашей ВР. Технология — факт! — работает. Но виртуальной реальности нужны свои гении, которые объяснили бы окружающим, как ей правильно пользоваться. Иначе этот мыльный пузырь может лопнуть ещё быстрее, чем PS Move или Kinect.