PlayStation VR: реальная виртуальность

Дмитрий Кунгуров 2015-10-20 07:21:46 0
По долгу службы я стабильно, минимум раз в год, надеваю шлем виртуальной реальности. Сначала это был Oculus Rift (первой и второй версии), а на прошедшем «Игромире» удалось опробовать демо The Kitchen для PlayStation VR (переименованного Project Morpheus). Ощущения оба шлема дарят схожие, но есть между устройствами и заметная разница.

В этом материале я принципиально не стану разбирать, у кого больше пикселей и точнее отслеживание движений. Это исключительно субъективный взгляд на последнюю демонстрацию, описание пережитых впечатлений и объяснение того, почему я куплю шлем виртуальной реальности как минимум через полгода после его релиза.
The London Heist больше всего похожа на полноценную игру…

Не женская «Кухня»

Я прихожу в себя посреди грязной, загаженной и (наверное) зловонной кухни. Я сижу на какой-то табуретке, руки связаны перед собой. За окнами темно, что-то закипает в каких-то кастрюлях, в углу валяется тело, а прямо передо мной, на полу, отрубленная голова. Я могу оглядеться и даже свободно шевелиться: наклонившись вперёд насколько можно, не вставая со стула, я разглядываю чью-то ещё свежую голову под разными углами.

Почему-то, оказываясь «по ту сторону экрана», становишься в тысячу раз любопытнее: каждый предмет хочется рассмотреть максимально тщательно и близко, как никогда не станешь разглядывать, играя на мониторе или телевизоре. Подозреваю, что запускать вещи вроде BioShock или Dishonored в таком режиме категорически опасно: даже первый уровень не пройдёшь, исследуя каждую половицу.

Размышления прерывает резкий кашель откуда-то слева. Тело, лежащее там, очнулось: мужчина в пиджаке, похожий на мафиози, через боль пытается встать и что-то мне говорит. Детализация, количество полигонов, шейдеры и другие технические аспекты его внешности не вызывают никаких нареканий: конечно, не The Order: 1886, но вполне современно.

Искалеченный незнакомец неуверенно шагает в мою сторону, и я невольно отклоняюсь назад. Ощущение пространства и материальности объектов перед тобой просто потрясающее: нет никаких сомнений в том, что на тебя действительно кто-то движется. Схватив со стола тесак, джентльмен хочет разрезать верёвки, которые удерживают мои руки. Мозг совершенно не чувствует обмана: движения рук воспроизводятся абсолютно достоверно — разве что рубашка на мне не та, эх.
…За исключением того, что в стоимость игры входят PS4, VR и два контроллера PS Move.

Выставляя кисти перед собой, я жду, пока приятель по несчастью орудует огромным ножом. И вижу — чёрт! — как позади него поднимается костлявая фигура с длинными волосами. Огромное лезвие протыкает его насквозь, на меня летят брызги крови, а бедняга бьётся в конвульсиях. Она (теперь уже видно, что это смесь девочки из «Звонка» с мутантом из «Поворота не туда») откидывает тело и лезет отвратной мордой мне прямо в лицо — я отклоняюсь так сильно, как могу, но не помогает. Ощущение объёма ещё сильнее, чем раньше: эта дрянь действительно вот, прямо передо мной!

Она убегает из комнаты. Возвращается снова, добивает беднягу, а потом начинает играться со мной: ещё ближе лезть к лицу, появляться с разных сторон. Вилку мне в ногу втыкает! (Здесь мой мозг обмануть не удалось совсем — я даже не дёрнулся, хотя старательно подыгрывал происходящему.) Наконец, наступает кульминация — мою голову задирают и, видимо, отпиливают. Или что-то вроде того.

Выбери правильную пилюлю

«Кухня» безупречно показывает всё, что может и чего не может виртуальная реальность. Надев девайс от Sony (да и Oculus, в общем, тоже), вы получаете абсолютную свободу обзора. Шлем блестяще переносит в игру мельчайшие движения вашей собственной головы, никакого диссонанса нет. Вдобавок устройство прекрасно передаёт и создаёт пространство: все объёмные объекты и их движение действительно ощущаются весьма материально.

Однако это сразу накладывает огромные ограничения на достоверность окружающего. Нет ни одной «демки», где пользователю позволялось бы перемещаться. Только с двумя «мувами» в каждой руке, да и тогда вы обязательно едете в машине, летите на самолёте, находитесь в клетке под водой и так далее. И в опробованном мной хорроре от геймпада нужен был разве что гироскоп.
«Прокачанный» Playroom: один пользователь надевает шлем, а остальные пытаются, играя на телевизоре, его победить.

Очень спорный момент — это любой эпизод с физическим контактом. Пока мне резали верёвку на руках, всё было хорошо, но как только непосредственно в меня начали втыкать предметы — иллюзия мгновенно сломалась. А когда камеру взяли под контроль извне (в финале мне как бы задрали голову), это вообще не вызвало ничего кроме лёгкого конфуза. В идеале (как я видел это демо на YouTube) ассистент должен был синхронно провернуть то же самое со мной настоящим. Тогда уж точно было бы эффектно!

Все эти рассуждения к тому, что игры с виртуальной реальностью требуют фундаментально нового гейм-дизайна. В шлеме ты воспринимаешь мир совершенно не так, начинаешь акцентировать внимание на мелочах и выдвигаешь серьёзные требования к поведению собственного тела.

Узкий круг людей, причастных к разработке сейчас, ещё сам не очень понимает, как пользоваться открывшимися возможностями: нужно очень тонко направлять внимание игрока, отвлекать его от недостатков и фокусировать на достоинствах. Отлично работают симуляторы: вождение, самолёты, космические корабли. В The London Heist вас везут в машине и вы отстреливаетесь — с двумя «мувами» воспринимается просто идеально. Но вот как ходить? В «Окулусе» делать это можно, и все в один голос говорят, что не очень удобно. Ходить при помощи клавиатуры, вертеть мышью и добавлять к этому собственный обзор? А вот экшен от третьего лица, наоборот, должен ощущаться комфортно. Но зачем покупать целый шлем, если всё равно не «погружаешься»?
Я вообще, совершенно, ни капельки не удивлён, что одна из первых игр для VR именно такого содержания.

Если я и куплю шлем, то это будет именно PlayStation VR, а не Oculus Rift: он проще в использовании, комфортнее сидит на голове; он не будет требовать обновления моего слабенького компьютера. А новообретённая любовь Sony к инди-разработчикам точно не оставит меня без игр и экспериментальных демо.

Уоррен Спектор (Warren Spector) сказал, что виртуальная реальность — это прекрасная технология, но y неё нет будущего в видеоиграх. Я не хочу быть настолько же категоричным, но понимаю, о чём он говорит: слишком много гейм-дизайнерских сложностей у этой вашей ВР. Технология — факт! — работает. Но виртуальной реальности нужны свои гении, которые объяснили бы окружающим, как ей правильно пользоваться. Иначе этот мыльный пузырь может лопнуть ещё быстрее, чем PS Move или Kinect.

Другие новости

Комментарии

Оставь комментарий