Недавний релиз скандально известного экшена Hatred, где нам в облике патлатого маньяка предлагают убивать все живое, породил новую волну обсуждений на тему «могут ли такие жестокие, кровавые игры и самого геймера превратить в убийцу и психопата?». Попробуем разобраться.
GTA3 долгое время удерживала первенство как наиболее антисоциальная игра.
Убил дедушку лопатой…
Для начала давайте вспомним некоторые преступления, совершенные фанатами видеоигр.
Летом 2003-го года два подростка, 15-летний Уилл и 13-летний Джошуа Бакнеры (William и Joshua Buckner), жители американского штата Теннесси, убили из снайперской винтовки одного водителя автомобиля и ранили другого. Полицейским они признались, что на мысль выйти к шоссе и пострелять по машинам их натолкнула GTA3.
В июле 2010-го года в канадском Питерборо, что в Онтарио, 21-летний Джастин Уильямс (Justin Williams), громко ругавшийся со своими сопартийцами по World of Warcraft, ударил ножом в грудь соседа, 20-летнего Джордана Осборна (Jordan Osborne), — тот прибежал в его дом на крики и попытался успокоить разгневанного орка 37 уровня.
За три года до этого 21-летний китаец Ху Анге (Hu Ange) со второй попытки отравил собственных родителей крысиным ядом — он просто не хотел признаться им в том, что выданные ими деньги были потрачены не на организацию своего бизнеса, а на онлайн-игры.
16 августа 2011-го в Оклахома-Сити 14-летний Кристиан Ривера (Christian Rivera) вышел из себя, когда его 9-месячная сестра своим плачем отвлекла его от Call of Duty: Black Ops. Кристиан схватил младенца, сильно встряхнул его и положил обратно в кровать. Врачи обнаружили у девочки повреждение мозга, несовместимое с жизнью.
В том же году 15-летний американский подросток Гевин Принс (Gevin Prince) сцепился с собственной 77-летней прабабушкой — та просила его отвлечься, наконец, от видеоигры. Гевин не согласился, достал самурайский меч и зарубил старушку. Потом еще напал на свою бабушку (та успела запереться в комнате и вызвать полицию), на двух соседей и даже оказал сопротивление прибывшим копам.
В Manhunt мы убивали не просто так, а чтобы выжить…
Сверстник Принса, румын Йонат Савин (Ionut Savin), совершил похожее преступление: когда родная мать отключила Интернет-соединение, связывавшее ее сына с Counter-Strike, тот психанул, 17 раз ударил маму ножом, а потом собрал все деньги и пошел играть в Интернет-кафе.
В 2013-м 18-летний Коди Мецкер-Мэдсен (Cody Metzker-Madsen) после очередного сеанса в Skylanders забил кирпичом нареченного брата Доминика Элкинса (Dominic Elkins; они вместе были переданы на воспитание в одну семью) — убийца потом сказал, что представлял себе не брата, а отвратительного гоблина.
Трудные игры — трудным подросткам!
Как видите, случаев, когда геймер после долгого пребывания в каком-нибудь жестоком или не очень экшене осознанно шел на преступление, пытаясь перенести свой яркий виртуальный опыт в серую реальность, достаточно. Помимо истории Бакнеров, фанатов GTA3, можно, например, вспомнить, как 20-летний француз Жюльен Барро (Julien Barreaux), словно маньяк, 7 месяцев выслеживал человека, убившего его в Counter-Strike, чтобы потом всадить обидчику нож в грудь.
Как правило, подобные случаи больше связаны с кратковременным психозом, вызванным тем, что у игрока внезапно отняли его «прелесть» — выключили телевизор, перерезали кабель или отвлекли криком. Причем зачастую такие подростки имели определенные отклонения в развитии либо воспитывались в неблагоприятной социальной среде.
…А вот в Hatred никакой внятной мотивации, чтобы убивать мирных людей, нет. Этим игра и вызвала такой ажиотаж, а не собственно кровавыми сценами.
Тот же Уилл Бакнер родился недоношенным, а в месячном возрасте перенес кровоизлияние в мозг — это затем сказалось на его умственном развитии. Его брат (правда, от другой матери) рано потерял маму и долгое время воспитывался отцом. Гевин Принс еще до нападения на прабабушку с самурайским мечом в течение трех месяцев дважды арестовывался по обвинению в агрессии — то есть это явно уже была клиника. Йонат Савин умудрился из 270 учебных дней пропустить 200. А родительница Коди Мецкера-Мэдсена, убийцы брата-«гоблина», призналась, что во время беременности принимала наркотики, и у сына с детства «было много воображаемых друзей».
Hatred сделает вас слабоумным?
Впрочем, некоторые ученые и социологи пытаются доказать, что и на нормальных подростков, и даже на более взрослых людей жестокие игры могут оказать негативное влияние. Так, известный специалист Дуглас Джентиль (Douglas Gentile) со своими коллегами в течение трех лет наблюдал более чем за тремя тысячами ребят в возрасте 8 — 17 лет и в итоге пришел к выводу, что «дети и подростки, играющие в компьютерные игры, чаще мыслят и действуют в более агрессивной форме, чем сверстники». «Наше исследование говорит о том, что привычка развлекаться в жестоких компьютерных играх повышает пролонгированное агрессивное поведение, которое проявляется в общих изменениях в агрессивном мышлении, и это наблюдается независимо от возраста и пола», — уверяет ученый.
Другое исследование, проведенное в Школе Медицины при университете в Индиане, показало, что после недели игры в жестокие экшены в мозгу молодых людей происходят не самые приятные изменения. В ходе экспериментов были сформированы две группы: в одной — 11 человек в возрасте 18 — 29 лет на протяжении недели рубились в различные «стрелялки», в другой — не играли вообще. Потом подопытные проходили ряд тестов и обследование на МРТ. Выяснилось, что «игроманы» во много раз хуже различают слова, обозначающие мирные или насильственные действия, а кроме того, имеют проблемы со счетом. Через две недели после завершения опыта результаты двух групп сравнялись.
В Postal 2 под маской жестокости и беспредела скрывалась злая ирония и сатира.
Следствие или причина?
Так что же, получается, что и правда во всем виноваты «злые» видеоигры? Конечно, это не так. Виноваты гены, родители, пьющие или принимающие наркотики, не способные проконтролировать и нормально воспитать своего ребенка, виновата социальная среда, окружение. И виноваты вы сами, если сутками напролет только и делаете что играете, забыв про все остальное.
Кроме того, исследование, проведенное в США, показало, что среди 40 подростков, устроивших массовую стрельбу в школах, только 12% увлекались жестокими играми — еще 24% из них читали книги, содержащие сцены насилия, а 27% любили смотреть подобные же жестокие фильмы. Почему же никто после этого не требует запретить библиотеки, книжные магазины и кинотеатры?
В 2010-м году американский ученый Кристофер Фергюсон (Christopher Ferguson) также исследовал влияние видеоразвлечений и телефильмов на поведение подростков. При этом он изучал все в комплексе: и как часто те сталкиваются с виртуальным насилием, и какие у них отношения в семье, как общаются с соседями, в какой социальной среде воспитываются, какие правонарушения совершали. В итоге Фергюсон не обнаружил никакой связи между нарушением ими закона и видеоиграми или насилием в телевизоре. Куда более серьезное влияние оказывали особенности личности и депрессивные синдромы, выявленные у подростков.
Что и требовалось доказать. Если человек изначально склонен к насилию, асоциальному поведению, если у него есть проблемы в семье, он часто переживает приступы депрессии и при этом еще подолгу сидит за GTA5 или Postal 2, то это вовсе не значит, что во всем виноваты последние. В таком случае они стали не катализатором и причиной преступления, а лишь следствием «особенностей» в поведении и в развитии данной личности.
Исследования также показывают, что преступники зачастую сами ограничивают свой досуг видеоразвлечениями и фильмами, содержащими сцены насилия. Такие люди либо рано или поздно все равно совершат что-то противоправное, и игра тут будет совершенно ни при чем, либо, наоборот, есть шанс, что виртуальная жестокость поможет им выпустить пар и убережет от жестокости реальной.
Лишь единицы из многих миллионов бойцов в Counter-Strike путают виртуальные поля сражений с реальными.
Действительно, для всех без исключения: и для трудных подростков, и для вполне нормальных людей — кровавые «стрелялки» — это прежде всего отличная отдушина, помогающая выместить накопленный негатив, разрядиться и отвлечься. Об этом говорят и обсуждения той же Hatred в Steam, где полно комментариев в духе «эта игра успокаивает лучше ромашкового чая», и некоторые серьезные исследования. Так, Лоуренс Катнер (Lawrence Kutner) и Шерил К. Олсон (Cheryl K. Olson) в своей книге Grand Theft Childhood: The Surprising Truth About Violent Video Games and What Parents Can Do утверждают, что видеоигры со сценами насилия могут помочь ребенку справиться с гневом. Так что, возможно, благодаря таким проектам, как Hatred, у полиции, наоборот, будет чуть меньше работы.