A Bird Story: Обзор

Мария Народицкая 2014-11-19 13:34:48 22
Обычно игры, сконструированные при помощи движка RPG Maker, вызывают у критика чувство как минимум настороженности. Во-первых, потому, что их невероятно много. Толпы любителей игр, в недобрый час решивших заделаться разработчиками, прибегают к помощи RPG Maker из-за его простоты. Естественно, качество таких проектов делает их пригодными чуть более чем ни к чему.

Во-вторых, пиксельная графика, двухмерность и схематичность как-то не добавляют желания погружаться в игру, когда на дворе, страшно сказать, 2014-й год. Неудивительно, что большинству людей, не страдающих ностальгией по старым добрым девяностым, достаточно взглянуть на скриншоты To the Moon или ее новорожденной «сестры» A Bird Story, чтобы немедленно закрыть страницу с описанием продукта и пойти включить новую Assassin’s Creed (здесь должна быть очередная смешная шутка про лица персонажей и баги).
Все эти тени на самом деле люди.

Симулятор мальчика

Господа, отвернувшиеся от творений Freebird из-за недостаточно красивой картинки, были неправы. Вышедшую в 2011-м году To the Moon называли произведением искусства. Адвенчура, сюжетным ядром которой стала трогательная жизненная история умирающего героя, покоряла в первую очередь глубоким сценарием и высоким накалом драматизма — несмотря на пиксели и двухмерность.

A Bird Story позиционируется как приквел к To the Moon 2, выход которой тоже запланирован на более или менее ближайшее время. Герой этой интерактивной новеллы — иначе охарактеризовать жанровую принадлежность игры сложно — мальчик. В To the Moon 2 ему предстоит стать глубоким стариком, но это будет когда-нибудь потом.

Пока наш юный безымянный персонаж живет довольно-таки безрадостной жизнью. Он безмерно одинок — неслучайно почти все люди вокруг него выглядят как тени. Впрочем, по совести говоря, было бы правильнее сделать тенью самого этого ребенка: сверстники его, похоже, не замечают, учительница в школе — недолюбливает. Что с родителями, вообще не очень понятно. Вроде бы есть мать, которая общается с сыном — преимущественно записками.

А потом герой вдруг находит птичку, спасает ее от хищника, выхаживает — и обнаруживает, что впервые в жизни у него появился друг. В этих нескольких строчках, собственно, и заключена квинтэссенция сюжетной линии — если обойтись без совсем уж жестоких спойлеров.

Нужно понимать, что как раз в сценарии, в его бесхитростной трогательности, скрывающей не такой уж и простой философский подтекст, и заключается процентов восемьдесят всей прелести A Bird Story. Геймплей как таковой здесь выполняет явно вспомогательную функцию. Игра выглядит как «симулятор мальчика школьного возраста»: ни одно действие, продвигающее нас вперед по сюжету, нельзя назвать, собственно, игровым, потому что в нем нет никакой интриги, никакой сложности. Нечего, соответственно, преодолевать, не с кем соревноваться.
А вот и эпическая встреча двух одиночеств.

Бумажные авиалинии приглашают

Судите сами. Безымянный герой просыпается утром по звонку будильника. Мы управляем его действиями при помощи стрелок и пробела. Наша задача — взять тетрадь со стола, достать завтрак из холодильника и дойти до школы. Никаких подводных камней, никаких особенностей задания. Просто подводим героя к нужному объекту, нажимаем на пробел — и пожалуйста, задача выполнена. В сущности, такой игровой процесс мало чем отличается от той же Dear Esther — с той разницей, что здесь от нас не требуют даже исследовательского процесса. Мы просто движемся по линии сюжета и наблюдаем за историей, что разворачивается на наших глазах. В наиболее драматические моменты мальчик вдруг «перехватывает управление» и начинает действовать самостоятельно, не позволяя нам вмешиваться. Эта постоянная игра в «управляю — не управляю» вносит элемент непредсказуемости и, как ни парадоксально, способствует большему погружению. Кажется, что мы выступаем в роли некоего разумного, упорядочивающего начала, с которым импульсивность и эмоциональность главного героя постоянно борются, создавая ему все новые и новые проблемы.

Заметим, что в A Bird Story при этом нет ни одного диалога. Вообще. Персонажи общаются пиктограммами, возникающими около их голов, причем довольно-таки редко. Большая часть истории разворачивается в формате пантомимы на фоне очень приятного саундтрека, составляющего половину всего очарования игры.

A Bird Story похожа на кроличью нору. Поначалу кажется, что ничего особенного в ней нет — одни только голые земляные стены. Еще один проект на RPG Maker, весьма скромная двухмерная картинка, вызывающий недоумение геймплей… Но проходит буквально несколько минут — и мы понимаем, что нас начинает затягивать. Что мы уже должны, просто должны узнать, чем все закончится у этого странного мальчика с его ручной птицей. И финал, одновременно драматичный и трогательный, не разочаровывает.

Даже в архаичности графики, как выясняется, заключена особая идея, ведь когда главный герой поднимается наконец высоко в воздух на гигантском бумажном самолетике, ему открывается мир во всей его красоте — чудесные акварельные виды, лишенные характерной пиксельной «угловатости». Визуальная разница между миром-на-земле с его малой детализацией, «квадратиками», людьми-тенями вокруг и миром-с-высоты-птичьего-полета очевидна и намеренно запрограммирована разработчиками.
Кто из нас не мечтал в детстве раскрыть зонтик, словно парашют, и сделать «шмяк» почета на одной из улиц родного города?

Главное — понимать, что A Bird Story, в сущности, представляет собой не столько игру, сколько интерактивную новеллу или, если угодно, интерактивный художественный опыт. Это не игра, не развлечение и не забава. Это именно тот редкий случай, когда инди становится чем-то подозрительно напоминающим произведение искусства.

Плюсы: драматичный, берущий за душу сюжет; философская подоплека.
Минусы: не игра в строгом смысле слова.

Другие новости

Комментарии

Да и так всё понятно было.
Посмотри на скриншот из ТТМ, посмотри на скриншот из Птицы. Я ставлю ящик пива, что с первого взгляда ты не угадаешь, откуда какой скрин. Послушай теперь музыку из ТТМ, послушай музыку из Птицы. Ставлю второй ящик, что ты снова не угадаешь, откуда эта музыка. Ибо и визуальное оформление, и мелодии выполнены в одном и том же стиле. Что ты там про «глупо сравнивать» говорил, повтори-ка?

Что касается Ривер, то и таких историй было полно. Но раскрытие её образа было сделано на порядок лучше изгоя-пацана. За героя Птицы невозможно нормально переживать из-за шаблонности как его образа, так и взрослых. Ривер же — это полноценный, раскрытый персонаж со своей историей, своими проблемами и своим отношением как к жизни, так и к главному герою ТТМ. Если в ТТМ и заезженная история, то подача её сделана по-особому, а каждому персонажу уделяли должное внимание, обращаясь не к штампам, но создавая их с нуля. Персонажи же Птицы клишированы до мозга костей. Почувствуй, как говорится, разницу.
Только игра, на мой взгляд идиота, ничего не понимающего в искусстве, НЕ хорошая… Безо всяких оговорок.
А я о чём?! Отказ от слов подразумевает передачу настроения, но никаких эмоций Кан не передал, попытавшись вместо этого рассказать историю. Попытка, понятное дело, провалилась. Подача истории одной музыкой — это не самая удачная идея.
Ну уж нет, други, так не пойдёт. Что-то пилотные выпуски всяких шоу, где рассказывается о сути и не более того, никто с соплями не хвалит. Не кажется ли вам, что ситуация похожа?
Все комментарии