Чем определяется историческая значимость и состоятельность той или иной консоли? Количеством больших, «выстреливших» эксклюзивов, выпущенных для нее. У PS Vita с этим проблемы — большинство самых заметных игр были портами с других платформ. Freedom Wars, разработанная японской SCE Japan Studio, как планировалось, должна была стать одной из веских причин купить «Виту».
У каждого заключенного в распоряжении есть свой робот противоположного пола… Кто-нибудь, добавьте мне еще пару миллионов лет срока!
Пожизненное заключение
Фантазии японцам не занимать. В деле создания оригинальных сеттингов, пусть иногда и кажущихся западным потребителям несколько пошлыми и вычурными, им равных нет. Вот и на этот раз бесконечно далекое будущее человечества (102013-й год) представлено во Freedom Wars во всем своем антиутопическом обаянии: в результате войн и активного потребительского поведения ресурсов для жизни на планете оказалось недостаточно.
В борьбе за доход человечество расселилось во враждующих друг с другом зонах — Паноптикумах. Чтобы взять под контроль остатки ископаемых, правительства Паноптикумов превратили своих граждан в тюремщиков. Freedom Wars обыгрывает идею о первородном грехе: ты виновен уже потому, что родился. Каждый ребенок «за глаза» приговаривается к миллиону лет заключения.
Наш герой во вступительном ролике получает подобный срок, а в придачу — бонус в виде амнезии, из-за чего забывает все свои боевые умения. Сюжет стартует довольно бодро и интригующе, но впоследствии повествование становится монотонным и однообразным. Никаких побегов, никакого противостояния системе или глобальных попыток спасти человечество — все столь ожидаемые жанровые клише здесь забыты.
Не спать, не бегать, не общаться
Миллион лет — не предел. В каждой области действуют жесткие законы, несоблюдение которых карается увеличением срока. Заговорили с лицом противоположного пола — десяток лишних годков образумят вас; пробежали более пяти секунд без остановки — будьте любезны, задержитесь еще на полвека. В начале игры штрафы выписываются буквально на каждом шагу, благодаря чему непосредственно начинаешь чувствовать жесткий диктат системы и проникаешься сеттингом.
Бабка за дедку, внучка за бабку… Репка оказалась с характером.
Впрочем, все не так уж и плохо. К счастью, срок заключения можно не только продлить своими наглыми выходками, но и значительно сократить. Чтобы стать свободным, нужно доказать свою полезность обществу. Разрешения на стандартные действия можно покупать за счет очков, полученных во время выполнения правительственных операций. Эти же очки можно потратить на развитие персонажа и улучшение оружия. Вам решать, что важнее — естественные человеческие права или «прокачка» боевых навыков.
Чтобы стать свободным, нужно участвовать в мероприятиях по достижению Высшего Блага, выполняя задания правительства. Вариативность миссий не впечатляет: спасти жителей, попавших в плен к огромным монстрам-киборгам, или просто уничтожить последних. Количество списанных лет прямо пропорционально сложности задания.
Поручения довольно однотипны. Мы с нашей командой телепортируемся из своей камеры в конфликтную область и «зависаем» в ней на несколько десятков минут в непрерывном экшене. Боевой процесс динамичен и ярок, однако эту операцию придется повторить огромное количество раз, и именно в этой бесконечной повторяемости и заключена вся сюжетная кампания. Вот основная проблема творения SCE Japan Studio — все карты выкладываются на стол в первые двадцать минут игры. Дальше нас не ожидают ни сюжетные откровения, ни геймплейные нововведения. Игра превращается в типичный «гринд»-тренажер, служащий отличным фоновым развлечением во время просмотра телевизора, например.
Где Шип, там и роза
Если бы не добротный геймплей, то Freedom Wars было бы суждено стать серой мышкой в череде аналогичных проектов. Основой игрового процесса является командное взаимодействие. На задание мы выходим не в одиночку, а в сопровождении трех коллег по цеху. Подобрать нужный состав «ударников» и «саппортов» — наша главная цель. Первые будут наносить основной урон, тогда как вторые могут подлечить вас в трудную минуту.
Кто-то уже победил в борьбе за права и свободу.
Впрочем, в любом случае главное бремя ответственности за результат ложится на игрока. Исход боя зависит как от ваших навыков, так и от надетых на персонажа предметов. Возможности «кастомизации» довольно разнообразны: множество опций по смене прически, цвета кожи, размера глаз, большое количество аксессуаров вроде наушников и шапочек — все это позволяет создать свой уникальный имидж. При социальной ориентированности игры это важный плюс.
Вариантов вооружения тоже довольно много: огромный набор оружия ближнего и дальнего боя предлагает высокую вариативность в сражении. Но гвоздем программы выступает так называемый Шип. Это веревка с липучкой, позволяющая главному герою прикрепляться к вертикальным поверхностям, а также подтягивать к себе врагов. Именно он придает экшен-составляющей Freedom Wars свой колорит.
Видов оружия действительно хватает, и каждое из них обладает множеством атрибутов, разобраться в которых «казуальной» аудитории будет непросто. Во Freedom Wars можно закопаться с головой. Безграничный микроменеджмент заставит вас утонуть в простынях текста, описывающих характеристики оружия, улучшения, новые права. Кому-то это понравится, но большинству пользователей подобный хардкор вряд ли придется по душе. Особенно раздражает местная система «крафта». Для улучшения какой-либо «пушки» вам предстоит продраться сквозь кучу совсем не интуитивно появляющихся меню.
Местный AI напарников далеко не всегда способен щегольнуть чудесами рационального поведения. Но это и неудивительно: главной гордостью девелоперов был кооперативный режим, рассчитанный на четырех человек. Вообще, социальный элемент является чуть ли не важнейшей составляющей Freedom Wars. На поздних стадиях игры, когда сложность значительно возрастает, вряд ли стоит надеяться на серьезную помощь от коллег, управляемых искусственным интеллектом. Нашлось место и PvP-режиму, в котором участвуют две команды по четыре человека. На PS Vita не так уж много игр, которые были бы ориентированы именно на взаимодействие между геймерами.
Да, красная проволока, намотанная на руку, способна творить чудеса.
Freedom Wars — это, пожалуй, один из самых больших эксклюзивных проектов на PS Vita. Оригинальная завязка, бодрый геймплей, красочная графика — здесь все это есть. Однако та ли это игра, ради которой покупается консоль? Будем честны, FW — это очень яркая и местами нестандартная, но все-таки «гриндилка». И если в Японии этого достаточно, чтобы возглавить чарты (что Freedom Wars там и сделала), то массовому потребителю западной части мира нужно нечто большее.
Плюсы: интересный мир; большие возможности для «кастомизации»; потенциал для тактической игры с друзьями. Минусы: однообразный геймплей; извилистая «крафтовая» система; «гринд».
>однообразный геймплей Автор статьи, видимо, еще не сталкивался с 4 абдукторами высшего класса. К каждому из них нужен свой подход. Это тебе не простые абдукторы с пушками, в боях с которыми все сводится к тому, чтобы сломать все орудия и добить.