Как прийти к успеху начинающему разработчику видеоигр, обладающему увесистыми амбициями, кучей свободного времени и желанием достичь вершины мировой славы? Если идти по пути наименьшего сопротивления, то рецепт успеха многие видят в том, чтобы сделать очередной клон Minecraft. Или Dota. На худой конец — World of Tanks; можно даже без танков, а с какими-нибудь вундервафлями. За последнее время подобных проектов, непременно слепленных на Unity, с «ранним доступом Steam» (кому повезет) или платной альфа-версией на наспех сделанном сайте (кому повезет меньше) — пруд пруди. Нетрудно заметить, что чуть ли не каждый такой «инди-прорыв» заканчивает свой путь к славе, едва появившись на свет, — искушенного потребителя не так-то просто завлечь эксплуатацией давно потерявших свежесть идей.
Впрочем, если вовремя поймать волну, то можно успеть заполучить немалую толпу поклонников, благодаря которой можно развивать проект дальше. Robocraft — один из немногих примеров пойманной за хвост птицы удачи.
Дерево технологий. Ветвистое, но большую часть в нем занимают одни и те же блоки, только разного уровня.
Я его слепила из того, что было
В расплодившихся за последнее время MMО наподобие WoT или War Thunder главные действующие лица — танки и самолеты — становятся знакомы до мелочей каждому, кто потратил на бои даже немного времени. Через месяц-другой активной игры можно с первого взгляда опознать даже малоизвестную среди неспециалистов модель техники, знать ее характеристики назубок (ведь от этого зависит исход боя) и при желании изучать особенности ее боевого применения в реальных войнах. Воевать на абстрактных боевых машинах, за которыми нет интересной истории (пусть даже выдуманной, как в случае с MechWarrior Online), вряд ли так же увлекательно, как сесть за штурвал «Аэрокобры» или управлять знаменитым «Тигром».
В Robocraft все с точностью до наоборот — никакого осмысленного сюжета игра не имеет. Красные роботы воюют против синих, пытаясь захватить вражескую базу и обороняя свою, — вот и все. Интересно тут другое: главная фича, на которой основан весь геймплей, — возможность собрать собственного робота из доступных деталей.
С самого начала этих самых деталей немного — в наличии лишь несколько блоков различной формы и материала, простейшее оружие и колеса. Каким будет ваш крафт — решать только вам, ограничение лишь одно: необходимо уложиться в определенный лимит вычислительной мощности — CPU (каждый установленный блок отнимает некоторое значение от доступного), растущий по мере «прокачки» аккаунта. Несмотря на эти рамки, простор для фантазии практически бесконечный даже на самых ранних уровнях. А со временем открываются новые типы блоков: крылья, ракетные двигатели, энергетические щиты…
Это еще не конец: зачастую именно такие «колясочники» приносят победу путем захвата базы, пока враг гоняется за остатками команды.
Можно собрать нечто невообразимое безо всякого намека на симметрию (только потому, что «художник так видит»), утыканное турелями со всех сторон, или попробовать скопировать какой-то реальный образец военной техники или вообще что в голову взбредет — скажем, летающий дом с пушками. Впрочем, с последним придется повременить — подобные заморочки обычно требуют большой лимит CPU, а для этого надо основательно «прокачаться». Да и заниматься подобным стоит лишь из эстетических побуждений — как правило, красивые роботы редко получаются удачными с точки зрения боевого применения.
Само собой, уже давно вычислены наиболее эффективные в бою варианты сборки, но не стоит слепо копировать эти модели — зачем лишать себя большей части геймплея? Robocraft прекрасна именно тем, что в гараже можно провести не меньше времени, чем на полях сражений. Ситуация чем-то напоминает Kerbal Space Program: здесь тоже приходится много экспериментировать, перебирать различные варианты, пока не будет найден наиболее подходящий для вашего стиля игры. Можно сделать огромную платформу с десятком пулеметов для ближнего боя, а можно — небольшой летательный аппарат с одной-единственной пушкой, чтобы карать врагов издалека. Забавно, но именно из-за разнообразия моделей востребован режим наблюдения за боем после уничтожения своего робота. Для новичков никогда не будет лишним оценить дизайн творений как товарищей по команде, так и противников, почерпнуть что-то ценное для собственных моделей, поэтому не стоит торопиться с возвращением в гараж.
Одно из последних нововведений — магазин роботов, где можно купить сконструированную кем-то другим модель. По общему мнению — для слабаков. Смеем добавить — для богатых слабаков.
Разнести по кирпичику
Пока в игре два режима — собственно, сам бой, где зарабатываются очки «прокачки» и кредиты, которые тратятся на ремонт техники и покупку новых блоков; и тренировочная арена, на которой можно проверить робота в действии, чтобы из-за огрехов в дизайне не сесть в лужу. Нередко один-два установленных не в том месте куба могут привести к самым печальным последствиям.
Сражения в Robocraft на редкость динамичны — то самое «бодрое танковое рубилово», только без танков. Причиной тому и небольшие размеры карт, и высокая скорость передвижения роботов, да и «разобрать» недруга можно быстро. Вооружение пока не балует разнообразием: для ближнего и среднего боя используются лазерные пулеметы, коих обычно ставят по максимуму. Есть плазменные пушки, стреляющие навесом, а особые эстеты, предпочитающие уничтожать цель с первого попадания, выбирают «рейлган» — перезарядки ждать долго, но если попадет, то мало не покажется никому.
Впрочем, попадать желательно не просто в силуэт противника. Повреждения обрабатываются относительно каждого блока: уничтоженные мгновенно пропадают, и это тоже надо учитывать при сборке — колеса стоит защищать, важные модули устанавливать так, чтобы они не отвалились от робота после поражения соседних блоков. Нюансов много, некоторые из них не столь очевидны для новичка, одним правилом «брони побольше» не обойтись. К примеру, можно установить несколько колес-обманок, уничтожение которых не повлечет потерю маневренности. Пусть противник тратит драгоценные секунды, фокусируя огонь на этих ненужных на самом деле модулях.
Процесс создания орудийной платформы в самом разгаре. Сборка элементарна, почти как в Minecraft, даром что блоки здесь бывают не только кубической формы.
Робот считается уничтоженным, как только будет разрушен блок, к которому прикреплено кресло пилота. Впрочем, довольно часто выходит так, что одно удачное попадание превращает боеспособную на первый взгляд технику в груду бесполезных кубиков. Особенно часто это происходит с летательными аппаратами — при потере даже нескольких блоков управление роботом превращается в непростую задачу.
Насколько нетороплива сборка новой модели робота в гараже, настолько же быстр и динамичен бой. Обычная схватка занимает пару-тройку минут даже в том случае, если удается дожить до ее конца, — ну а коли убьют, все кончается еще раньше. Может быть, здесь нет места вдумчивой тактике симуляторных боев War Thunder или размеренной работе «арты» из WoT, но зачастую исход боя решается еще в сборочном цехе. Во многом благодаря такому сочетанию быстрых боев и долгой настройки моделей боевой техники Robocraft смотрится весьма свежо на фоне упомянутых столпов жанра.
Минимализм во всей его красе. Как ни странно, подобный дизайн в данном случае полностью себя оправдывает, судя по набранным очкам.
Пока неясно, хватит ли у Freejam умения и деловой хватки, чтобы вывести свое творение в лидеры жанра онлайновых боевиков. Но можно однозначно сказать, что у нее есть главное — желание работать над своим детищем, постоянно изменяя и дополняя его, пусть и не всегда так, как хочется игрокам. Обновления выходят регулярно, исправляются ошибки (и как водится, добавляются новые), вчерашние «нагибательные» сборки становятся бесполезными, а на поле боя встречаются все новые и новые модели техники.
Тем, кому уже надоели танковые или самолетные сражения от Gaijin и Wargaming и по душе затея собрать из кубиков собственную боевую машину, испытав ее в схватке с творениями других конструкторов, непременно стоит познакомиться с Robocraft. И не нужно пугаться ярлыка Early Access — в данном случае перед нами уже полноценная игра, пусть и не без некоторой скудности контента.