Не секрет, что в последние годы игроки буквально стонут от засилья примерно одинаковых инди-хорроров, в основном обыгрывающих тему Слендермена. Интересных, оригинальных «ужастиков» с видом от первого лица, вышедших за последнее время, кот наплакал. Amnesia: A Machine for Pigs, Outlast и дополнение к ней — вот, пожалуй, и все. Проект Among the Sleep от норвежской Krillbite Studio имел все шансы пополнить этот список. Авторы придумали действительно интересную концепцию, которая позволила им еще на стадии разработки получить несколько наград и собрать на Kickstarter почти 300 тысяч долларов. Однако в итоге девелоперы стали заложниками собственной «оригинальности».
Внешний вид игры — пожалуй, единственное, что не вызывает никаких нареканий.
Глазами ребенка
Концепция в Among the Sleep действительно уникальная. Главным героем, а может, героиней этого «ужастика» является двухгодовалое дитя. Одно время казалось, что авторы хотят показать нам, насколько пугающим кажется окружающий мир в глазах ребенка. И поначалу они действительно обыгрывают эту тему. Мама поздравляет чадо с днем рождения, вручает подарок — плюшевого мишку Тедди — и оставляет его или ее в своей комнате. Крошка выбирается из своей кроватки и начинает общаться с игрушкой — для ребенка это, сами понимаете, вполне естественно.
Потом вместе с Тедди они идут искать куда-то запропастившуюся маму, и вот тут начинается тот самый «детский» хоррор. Малютка с игрушкой в руках ночью обследует большой пустой дом. И понятно, что все вокруг его/ее пугает: длинное черное пальто, висящее в шкафу, тень от стола, звук работающей стиральной машины или включенного телевизора. Все это выглядит действительно атмосферно, необычно и тревожно — авторы отлично работают со звуком и дизайном. Однако затем они начинают «включать мистику», и Among the Sleep быстро превращается в достаточно банальный по механике и несколько нелепый по содержанию «ужастик».
Недетские проблемы
Ребенок вместе с Тедди вдруг попадают в какие-то сверхъестественные миры, где ищут обрывки воспоминаний, которые помогут им найти маму. И вот тут начинается настоящий когнитивный диссонанс. С одной стороны, мы делаем все то, что привыкли делать в Amnesia или Penumbra, — ищем какие-то ключи и артефакты, крутим вентили и решаем физические пазлы, когда нужно, например, подвинуть какой-то предмет или выдвинуть ящик стола.
Когда дитя чувствует приближение какой-то опасности, экран начинает дрожать — выглядит так, словно бедняжка вот-вот впадет в истерику.
Но все это делает, напомним, ребенок. Когда он или она взбирается по стулу или по тем же ящикам стола, чтобы добраться до дверной ручки, это выглядит вполне естественно. Но вот когда ребенок снимает засов с двери, закручивает вентиль или открывает ключом замок, то это уже, извините, смотрится комично. Как и сама ситуация, при которой вполне вроде бы здоровое дитя, не употребляющее в силу возраста никаких вредных веществ, вдруг начинает путешествовать по каким-то потусторонним мирам…
Злая тетя
Положение усугубляется однообразием и банальностью происходящего. Among the Sleep — это достаточно короткая игра, в которой мы всю дорогу двигаем стулья, чтобы добраться до дверной ручки, да ищем какие-то важные для прохождения предметы. Ничего действительно сложного и интересного. И очень мало по-настоящему пугающего. За «ужас» в игре отвечает некая страшноватая ведьма с длиннющими тонкими руками и ногами, которая тут исполняет роль Слендермена. Она тоже периодически преследует игрока и смотрит на нас нехорошим взглядом — если подпустить ее совсем близко, девочка (или все-таки мальчик?) то ли погибнет, то ли потеряет сознание, и придется начинать все сначала.
Авторы действительно стараются нагнетать атмосферу, неплохо работают со звуком и пытаются как-то геймплейно обыграть тему слабости, беззащитности: убегать ребенок долго не может, почти сразу падает. А в качестве фонарика он использует плюшевого мишку — для этого нужно хорошенько обнять его в темноте. А еще малыш может залезть под кровать или под массивный шкаф, чтобы спрятаться от ведьмы.
Все это, конечно, по-своему трогательно. Однако по-настоящему испугаться и буквально кожей прочувствовать весь окружающий ужас не получается: ребенок, который ищет какие-то артефакты, крутит вентили и драпает от местной версии Слендермена, — это, согласитесь, как-то слишком. Тут скорее ощущаешь не страх, а нелепость и надуманность происходящего.
Это практически единственная локация в игре, где так светло и ярко.
Действительно сильная сторона Among the Sleep — это сама история, а точнее, ее развязка. Сценаристы Krillbite Studio говорят об ответственности родителей перед детьми и о том, как болезненно ребенок переживает и осознает некоторые события. Финал истории вызывает сильные эмоции. Но еще больше приходится сожалеть о том, что авторы так и не смогли адекватно и интересно реализовать свою идею. Они создали необычную концепцию, но не сумели придумать адекватный ей игровой процесс, заставив ребенка действовать по слегка облегченным правилам Penumbra и Amnesia, — и в итоге этот «ужастик» периодически превращается в комедию.
Плюсы: оригинальная идея; занятный сюжет; симпатичная графика; качественный дизайн и звук. Минусы: однообразный и банальный игровой процесс; двухгодовалый ребенок вынужден решать достаточно взрослые задачи, что выглядит нелепо и надуманно; игра практически не пугает.
Мне кажется, многие думают, что если игра «про сюжет», то ей нужно автоматом ставить высокую оценку. А если кто-то этого не сделал, то нужно его разговнить в комментах — небось не понял ничего, а-ха-ха, пускай в «колду» идет! Тут у нас серьезное кино не для глупых школьников, а для элитных пацанов, которые вникают в историю! Но нет, такие новости — если сюжет средний, а геймплей при этом не тащит, то игра никакого особенного отношения к себе не заслуживает.
В Дюк Нюкем в видеообзоре поставили БЫ похвально( но там высветилась оценка проходняк), но сам автор заявил, что как фанат, не может трезво оценивать эту игры и влепил проходняк, как и автор текстового обзора