У фанатов долгоиграющих серий, наверное, очень тяжелая жизнь. Разработчики не могут десятилетиями продавать один и тот же продукт, поэтому иногда даже боссам Nintendo и SEGA приходится обновлять Sonic или Mario. Что уж говорить о более приземленных вещах, вроде Resident Evil или Castlevania.
То, что когда-то сделало серию культовой, ныне полностью отброшено. Платформер с элементами RPG превратился в стремительный слэшер. Единственное, что осталось, — это какие-то общие положения: герой, вселенское зло, спасение мира, — но и то оказалось вывернуто наизнанку нестандартным сюжетом. Бренд заиграл новыми красками, заинтересовалась новая аудитория, а потому Castlevania: Lords of Shadow 2 стала весьма ожидаемой вещицей, на которую возлагались определенные надежды.
Castlevania — это не только 10 часов геймплея, но и возможность подобрать себе новые обои для рабочего стола.
Крошка сын к отцу пришел
Хочется сразу успокоить всех, кто намеревался приобщиться к новой части без знакомства с оригиналом, — все, в принципе, понятно. Вступительный ролик заботливо рассказывает краткое содержание «предыдущих серий». Рыцарь Бельмонт когда-то победил вселенское зло, случайно став при этом бессмертным злобным кровососом. Он ненароком убил собственного сына и, пытаясь исправить положение, превратил его в вампира Алукарда, а вскоре после этого пострадал от рук внука. Пришлось уснуть на пару тысяч лет, чтобы в 2014-м году Дракулу-Бельмонта разбудил его бывший «коллега», некромант Зобек. Время снова спасать мир: в футуристичный готический город вот-вот снизойдет Сатана собственной персоной, а герой непременно должен это остановить. Взамен ему обещают достойную награду — простую человеческую смерть.
Основная сюжетная ветка, разворачивающаяся в городе, чем-то напоминает DmC: грязные улицы, отвратительные чудища в корпорациях, ничего не подозревающие обыватели и главный герой, который пытается сделать мир чище. Для этой части игры рассказанной предыстории оказывается более чем достаточно — можно даже угадать некоторые сюжетные твисты.
Кроме того, в городе иногда можно найти порталы, переправляющие Дракулу в другое измерение — средневековый замок, наполненный прислугой и знакомыми древнего вампира. Вот грустно бредет еще не превращенный в кровососа сын, вот дух возлюбленной, а вот слуги, которые могут за что-нибудь и обидеться на своего хозяина. К тому же кругом течет какая-то непонятная кровь, происхождение которой до определенного момента остается загадкой. Всего этого в оригинальной игре не было, а потому целая сюжетная ветка развивается с чистого листа.
Сценарий получился многослойным и очень приятным, с парочкой «неожиданных» поворотов и несколькими чертовски эмоциональными монологами. Но не стоит слишком на нем зацикливаться: в конце концов, LoS2 — это слэшер, и здесь есть вещи куда более интересные, чем болтовня о тяготах бессмертия. Например, кат-сцены.
Даже если бы персонажи говорили на албанском, видеоролики было бы просто приятно смотреть. Режиссура замечательная, а боевые эпизоды сделаны так, что захватывает дух. Если консольные игроки уже избалованы многочисленными God of War, то PC-геймеров ждут милые неожиданности: Дракула заваливает чудищ втрое больше себя, частенько выкалывает глаза, раздирает челюсти и даже отрывает лица. Все это идеально вписывается в общую стилистику и смотрится органично.
А вы все медузам головы отрываете…
Ровно то же самое можно сказать и о дизайне уровней. Гротескный город будущего придется изучить на нескольких этажах, от крыш до развалившихся подвалов, и везде он производит одинаково гнетущее впечатление. Средневековая часть игры, напротив, предлагает локации величественные и торжественные: они намного ярче и выразительнее — их действительно хочется исследовать и многократно обходить.
Вампиры бывают кусачими
Оба мира доступны игроку в любой момент. Однако прохождение строго линейно: маркер все время указывает вполне определенное направление, в коридорах уровней обходных путей не предусмотрено. Но никто не запрещает плюнуть на указатель цели, развернуться и пойти обратно: вдруг захотелось набить побольше опыта, зайти в магазин или проверить местность на наличие секретов.
Искать в окрестностях есть что: концепт-арты, секретные двери, а еще есть обязательные «собери 5 кубиков, чтобы увеличить количество жизней». Или не жизней. Еще приходится отдельно искать алтари для доступа к испытаниям. Контента действительно очень много, и пройти игру на 100% — задача непростая.
Когда все подготовительные этапы будут окончены и Дракула доберется до нужной точки, ему вкратце опишут ситуацию и пальцем укажут направление до следующей цели. Здесь кроется нюанс, который может с непривычки вызывать проблемы в прохождении: структуру уровней нельзя назвать интуитивно понятной. Часто оказывается так, что указатель ведет прямиком в тупик — нужно вернуться чуть назад и свернуть в другую сторону. Впрочем, это проблема редкая и быстро решаемая: всегда есть стайка летучих мышей, подсвечивающая выход.
К тому же, как и в любом слэшере, основная часть игры состоит из следующих друг за другом арен разной степени сложности. И уж здесь не заблудишься: всегда понятно, что делать, тем более что боевая система не претерпела никаких особенных изменений. Есть три стиля атак: стандартный, наносящий немного урона; ледяной, позволяющий лечиться за счет противников; и огненный, разрушающий броню.
Куда же без мертвых японских девочек?
Дополнительное оружие требует постоянной зарядки. Нужно старательно выбивать комбо стандартными атаками — в определенный момент из противников начнет сыпаться энергия, которая и позволит использовать специальные удары.
Нововведением стала система «прокачки»: купленные приемы не стоит просто складывать на полку «для коллекции», их нужно регулярно применять. Как только очередное комбо будет повторено 300 раз, уровень владения оружием увеличится и поднимется урон. А еще новой забавной фичей является возможность отключить QTE в меню настроек.
Если резюмировать, то перед нами еще одна вариация God of War. Драться чертовски просто: в конечном счете есть всего два вида атак, комбо не бывают сложнее трех кнопок, а враги редко требуют уникального подхода. Здесь все интуитивно понятно и не нужно строить сложные десятиминутные серии ударов для получения какого-нибудь «стиля». Бой настолько тщательно выверен, настолько гладко, легко и приятно управляется, что не надоедает даже после 10 часов прохождения.
Чего нельзя сказать о любых попытках разработчиков чем-нибудь заменить слэшер. Игроку постоянно пытаются подсунуть «развлечения», например стелс-миссии. На словах все звучит интересно: в небольших комнатках стоят исполины, убивающие главного героя с пары выстрелов (что, кстати, странно для тысячелетнего вампира, который отрывает головы пятиметровым «боссам»), нужно найти способ подкрасться к кому-нибудь сзади и вселиться в тело: для этого позволяют превратиться в дым, наслать на врага рой летучих мышей или стать крысой, которая может бегать по вентиляционным трубам.
Получается занятная головоломка, которая совершенно отвратительно реализована. Решения всегда слишком просты и не допускают простора для творчества. При малейшей ошибке приходится умирать и загружаться. А самое плохое в том, что стелса здесь действительно много: чуть ли не каждые 40 минут надо от кого-нибудь прятаться.
Вряд ли в этом есть какая-то логика, но каждый второй механизм в игре работает от крови.
Кто-то когда-то сказал, что хорошая игра должна быть разнообразной, и это заблуждение погубило уже не один хороший проект. Вот и Lords of Shadow 2 почему-то считает, что игроков нужно постоянно развлекать глупостями. Она предлагает сначала драться, потом карабкаться, потом исследовать, потом прятаться, а потом кататься на каких-нибудь платформах. Все это сделано интересно и необычно, все очень старательно, но далеко не все работает.
Если отбросить перегружающие элементы, то новая Castlevania — совершенно замечательная игра. С достойным сюжетом, прекрасным стилем и, главное, отличной боевой системой. За всеми спорными элементами скрывается качественный слэшер, отвлечься от которого можно только после того, как оторванная голова финального «босса» зальет кровью титры.
Плюсы: отличная боевая система; дизайн; складный сценарий; широкий простор для исследования. Минусы: недостелс; встречаются неочевидные моменты.