Когда летом 2023-го я увидела тизер Bye Sweet Carole, то сразу подумала: «О, так это же старая добрая Clock Tower». Первое впечатление не обмануло — игра действительно оказалась современным взглядом на японскую классику, и все отсылки к «Часовой башне» в ней не случайны. Автор Bye Sweet Carole Крис Дэррил (Chris Darril) ещё в 2007 году загорелся идеей сделать фанатский ремейк Clock Tower, но в итоге все его наработки вылились в хоррор-дилогию Remothered. В ней постоянно нужно было убегать и прятаться от преследователей, решать головоломки и распутывать хитроумно закрученный сюжет.
В целом, создавая Bye Sweet Carole, Крис Дэррил не стал сильно отходить от этой формулы, добавив в неё нарисованный вручную «диснеевский» визуальный ряд. Игра выглядит восхитительно, цепляя контрастом между сказкой и ужастиком, но, если отбросить в сторону эту чудесную оболочку, оказывается, что не всё так прекрасно в королевстве Королла.
Заводя разговор о Bye Sweet Carole, невозможно снова не упомянуть Clock Tower — вышедший в 1995 году на SNES сурвайвл-хоррор. Игра отличалась от своих собратьев по жанру (в том числе будущих) тем, что хрупкая героиня ничего не могла противопоставить преследующему её монстру. Clock Tower славилась медленным геймплеем и безостановочным нагнетанием тревоги. Сизормен со своими гигантскими ножницами мог подстерегать беззащитную сиротку Дженнифер где угодно в огромном жутком особняке: за шторкой в ванной, за портьерой в гостиной или под потолком. Неудивительно, что такой подход породил целую плеяду подражателей вроде Haunting Ground.
Большой поклонник Clock Tower, итальянец Крис Дэррил решил поэкспериментировать с жанром, и в его Remothered мы могли не только обороняться, но и атаковать «сталкера» первыми. При этом в Remothered: Broken Porcelain главная героиня не просто ребенок-сирота — её даже зовут Дженнифер, как и протагонистку японского ужастика.
Вообще, здесь стоит заметить, какой любопытный пируэт выполнила история. Обанкротившаяся несколько десятков лет назад студия Human Entertainment, создавшая Clock Tower, в своей работе вдохновлялась джалло-фильмами Дарио Ардженто (Dario Argento) — без его «Суспирии» и «Феномена» не было бы никакой Дженнифер, приезжающей в зловещий особняк. В игре буквально цитируются сцены из фильмов итальянского режиссёра. Да, как и Крис Дэррил, Ардженто родом из солнечной страны пасты и пиццы. Круг замкнулся.
В Bye Sweet Carole продолжается традиция выстраивать повествование вокруг хрупкой и беззащитной героини. Зовут её Лана, но не думайте, что Дэррил так просто отказывается от своих любимых тропов. Девушка — сирота и живёт в приюте Банни-Холл. Именно в его стенах и происходят почти все события игры. Тут можно отметить и параллели с кэрролловской Алисой: героиня вначале бежит за кроликом, падает вниз и фантасмагорично переносится в волшебный мир Королла, выход из которого нередко оказывается обычным пробуждением. Граница между сном и явью тут часто стёрта, что порой делает историю громоздкой и запутанной. Но до закрученности Remothered ей, к счастью, ещё далеко.
Скажу сразу, сюжет тут — та ещё графомания. Проникнуться историей Ланы мне не удалось даже несмотря на то, что действие происходит в симпатичной мне эпохе — Британии начала XX века. Школа-интернат — место, безусловно, колоритное, но населяющие его персонажи получились совсем невзрачными. Тут есть девочки-задиры, которые, разумеется, травят нашу героиню, есть суровый завхоз Фрэнк и строгая директриса. Незадолго до начала игры у Ланы пропадает лучшая подруга — вынесенная в заголовок Кэрол, и девушка изо всех сил её ищет.
Игра разом пытается поднять сразу несколько тем, неумело жонглируя ими. Здесь говорится о скоротечности времени, о принятии смерти, но рассуждения почти всегда оттеняются разговорами о самоопределении и месте девушки в большом и жестоком мире, которым управляют мужчины. И это сделано настолько топорно, что начинаешь чувствовать испанский стыд за Криса Дэррила (он ещё и сценарист Bye Sweet Carole).
Создатель игры осуждает традицию директрисы устраивать бал, на котором девушки могут найти себе мужей, сама героиня терзается, идя на такое мероприятие. Все мужчины на нём в итоге оказываются безликими монстрами, а единственного потенциального ухажёра Лана резко отшивает, хотя до этого явно испытывала к нему симпатию, — а всё потому, что он спросил, не видит ли она своё будущее рядом с ним. Кто-нибудь, расскажите Крису, что у разных женщин разные цели и кто-то находит своё счастье в создании семьи, а кто-то — в карьере. Все эти стремления равноценны, и необязательно изображать мужчин как стаю одинаковых чудовищ.
Как и Clock Tower, новая игра Криса Дэррила ужасно неторопливая. И эту преемственность сложно считать удачной. Bye Sweet Carole можно описать как квест, в котором протагонист неохотно управляется стрелками. Лана постоянно перемещается из одной комнаты в другую в поисках предметов, потом идёт обратно, чтобы их применить, потом снова возвращается. Все эти путешествия мало того что растягивают хронометраж игры, так ещё и раздражают своей топорностью. Комфортным управление точно не назвать, учитывая постоянные проблемы с анимацией, хаотичные соскакивания с уступов, хождение по воздуху и прочие мелочи, выдающие сырость проекта. Ближе к концу игра начала бедокурить так сильно (то героиня проваливалась сквозь объекты и застревала, то камера подлетала слишком близко), что пару раз пришлось выйти в главное меню, чтобы перезагрузиться.
Какой сурвайвл-хоррор может обойтись без потерянной рукоятки, которую нужно приделать к подходящему механизму! Вот и Bye Sweet Carole не обошлась. В игре часто приходится дёргать и крутить туда-сюда рычаги и вентили, и в целом все эти загадки кажутся логичными и вполне адекватными. Единственный их недостаток — затянутость каждой цепочки действий, пусть даже ты понимаешь, что и как надо сделать.
Отдельную любовь разработчик, видимо, питал к генераторам. Загадки с ними тут повсюду: настроить провода, подключить электричество, открыть с его помощью проход… И ладно бы такое было пару раз, но они тут встречаются постоянно, благо связанные с ними головоломки отличаются. Такой одержимости током даже у создателей The House of Tesla не было! Считаю, давно пора признать эти одинаковые агрегаты признаком творческого бессилия гейм-дизайнеров.
История Bye Sweet Carole поделена на главы, и каждая из них — это новая локация со своим антуражем и зачастую со своим преследователем. Однако поведение у «сталкеров» одинаковое, поэтому методы взаимодействия с ними будут повторяться — увидел, спрятался в стенной нише, затаил дыхание, дождался, когда враг уйдет. Повторять каждый раз при встрече. Если первые столкновения с преследователями пугали, то, когда понимаешь, насколько они предсказуемые и как легко от них отвязаться, они уже начинают утомлять даже такого тревожного игрока, как я.
Существенно разнообразит игровой процесс то, что Лана может превращаться в кролика. Эта особенность позволяет ей пролазить в недоступные ранее места и двигаться быстрее. Правда, бегать тут себе дороже: повсюду расставлена хрупкая посуда, которая тут же разбивается и выдаёт твоё местоположение преследователю. В какой-то момент я просто посбивала все бутылки, пересидела рысканья злодея и потом спокойно носилась по локации. Не уверена, что задумывался именно такой способ прохождения, но аккуратно красться туда-сюда было уже просто невыносимо.
В некоторых главах у Ланы появляется забавный напарник, отлично вписавшийся бы в ростер бойцов Guilty Gear. В своей лучшей форме он может даже зонтиком атаковать врагов (тут есть целый сегмент, где он защищает героиню от агрессивных кроликов, пока та ищет важный предмет). Но в основном нам придётся просто эксплуатировать его бессмертие и использовать отдельно скачущую голову для того, чтобы запитать упомянутые выше генераторы.
Беспомощность героини обусловлена не только жанром, но и тематикой игры, описанной в ней эпохой. И я не могу не оценить то, как в итоге всё это обыграно. Ближе к концу Bye Sweet Carole становится геймплейно более разнообразной, её темп ускоряется, а сюжет хватается за развешанные ранее ружья, перенося акцент с мистики на ментальное самочувствие. В финале игра вообще удивляет сменой жанра. С таким недружелюбным управлением этому не особо радуешься, но новые механики в первую очередь призваны подчеркнуть трансформацию героини, поэтому кривоватое исполнение остаётся только понять и простить.
Визуальный стиль Bye Sweet Carole определённо продаёт игру. Без стилизации под диснеевскую анимацию никто бы и внимания не обратил на очередной хоррор с преследователем. Локации тщательно прорисованы: они многослойные, глубокие, хотя перемещаться Лана может только в одной плоскости. Сама героиня, её эмоции и движения анимированы просто восхитительно — на то, как она с помощью ленточки превращается из девушки в кролика, а потом обратно, не надоедает смотреть и спустя десять часов.
Иногда, впрочем, в глаза бросаются моменты, которые помогли Крису Дэррилу и его команде сэкономить на труде художников. Например, зацикленные кадры во время диалогов, одни и те же анимации, когда Лана ловит листок и читает его (а охотиться за письмами она будет всю игру). Но такое упрощение не делает игру менее красивой. А вот пару очков стиля я бы сняла за оформление интерфейса — кнопки выбиваются из общего сказочного антуража, да и шрифт совсем не стилизован.
Кстати, о тексте — перевода на русский игра, к сожалению, не имеет. А разглагольствований тут много: история в Bye Sweet Carole далеко не на последнем месте. Масла в огонь подливают субтитры, которые очень быстро пропадают, — иногда успеваешь читать и с ходу переводить, только если постоянно ставишь игру на паузу. Причём в некоторых кат-сценах субтитры вообще исчезают во время паузы — как хочешь, так и выкручивайся. Сейчас игра явно ориентирована на носителей языка, и текстовая локализация могла бы это исправить.
Bye Sweet Carole — идеальная иллюстрация поговорки «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Очарование внешним видом игры быстро сменяется на разочарование от геймплея. Серию Remothered на релизе тоже ругали за сырость и баги, и тут Крис Дэррил, увы, остался верен себе. Впрочем, несмотря на всю свою преемственность, Bye Sweet Carole всё ещё довольно самобытный проект, который есть за что любить. Учитывая опыт предыдущих трудов итальянского гейм-дизайнера, Bye Sweet Carole, вероятнее всего, ещё будет полироваться и, возможно, когда-нибудь станет лучшей версией себя, но пока что мне тяжело её рекомендовать.
Плюсы: игра выглядит как мультфильм и нарисована вручную; эффектный контраст между хоррором и сказкой; отсылки к классике сурвайвл-хорроров; часть головоломок и локаций приятно удивляют и запоминаются.
Минусы: игра забагованная и тягомотная; управление неотзывчивое; сюжет пытается охватить много тем, но все они затронуты лишь поверхностно; отсутствие перевода на русский.