Borderlands 4: Обзор удачного продолжения

Алексей Лихачев 2025-09-28 22:14:21 82

Геймплейно Borderlands 3 была чуть ли не лучшей частью серии, но сюжет в ней невыносимо плох. Сценаристы пытались нашпиговать повествование как можно большим количеством неудачных шуток, устаревших мемов и орущих персонажей, а главные злодеи раздражали с первых же минут. Разработчики признали, что ушли в триквеле не в ту сторону, и пообещали исправиться в Borderlands 4. Получилось, конечно, лучше третьей части, но возникли новые проблемы, которые, к счастью, не сильно портят отличный игровой процесс.

Спокойствие, без кринжа

В четвёртой игре мы оставляем позади Пандору и отправляемся исследовать совершенно другое место — планету Кайрос. На протяжении тысячелетий её существование держалось под строжайшим секретом из-за Хранилища в её центре. Поговаривают, что именно в нём спрятан секрет бессмертия местного тирана, Хранителя Времени. А где тирания, там и оппозиция. Хотя в начале игры мы попадаем в плен к Хранителю Времени, нас быстро спасает искатель Хранилища, который рассказывает о местном Алом сопротивлении, — и уже спустя несколько минут Железяка (да, тот самый) нарекает нас его вице-адмиралом.

Уже в первых миссиях замечаешь, насколько спокойнее и тише здешние диалоги по сравнению с третьей частью. В то же время, хотя для меня это по большей части плюс, временами «сюжетка» кажется слишком уж серьёзной. Это разворот если не на 180 градусов, то как минимум на 120 — здесь редко повышают голос, а юмор максимально сдержанный, словно все боятся ляпнуть что-то не то. Из-за этого изменения Borderlands 4 похожа не просто на четвёртую часть, а на своего рода мягкий перезапуск — для шуток место осталось, но по большей части сценаристы хотели рассказать нормальную историю с нормальным злодеем.

Вдобавок с переходом в открытый мир изменилась структура сюжета, и в качестве референса разработчики явно использовали последние Far Cry, в особенности пятую часть. Хранителя Времени мы видим в начале истории, затем он отходит на очень дальний план, а нас после вступительных миссий просят посетить три региона и победить троих гадов рангом пониже. Тут сюжет немного разваливается, в том числе из-за упомянутой выше серьёзности — и добрые, и злые персонажи получились безликими. Глава эскапистов Раш — типичный вояка-добряк, который заботится о своих людях. Между Зейном и Левайн на северо-западе карты проскакивают искры, но Левайн кроме притягательной внешности ничем не запоминается. А ещё мы знакомимся с Амарой (сиреной из Borderlands 3) и, хотя с ней приятно проводить время, в основном она просто помогающий в бою NPC.

После поездок по трём регионам история набирает обороты, но не исключено, что к тому моменту вы забудете, о чём вообще сюжет, — о главном злодее вспоминают всего пару раз. Главное, что и в повествовательном плане, и в плане раскрытия персонажей финальные эпизоды игры получились лучшими, и в конечном счёте кампания мне показалась удачной: раздражения никто и ничто не вызывает, миссии разнообразные, во всех регионах акценты сделаны на уникальных механиках, а боссы — один круче другого. Самых скучных поставили в начало (в том числе здешнюю версию босса-вертолёта), а после них изобретательность дизайнеров не перестаёт впечатлять.

Новая планета

Однако нужно учитывать, что быстренько пробежать сюжет Borderlands 4, а уже потом обращать внимание на второстепенный контент не получится. К финальной трети кампании (и даже раньше) прокачка персонажа будет недостаточной для комфортного прохождения истории — предполагается, что вы будете если не досконально изучать открытый мир, то как минимум периодически отходить в сторону. Если не захватывать пусковые шахты, точек телепортации будет очень мало. Если игнорировать всякие бункеры и убежища, инвентарь окажется совсем маленьким — за разного рода действия получаешь жетоны увеличения вместимости, позволяющие носить больше патронов. Ну и уровни одними лишь миссиями не поднимешь — желательно брать контракты вроде сбора десяти предметов, падающих с определённых врагов, или устранения указанных целей.

Самый весёлый контент спрятан в побочных заданиях, коих в шутере около сотни. Здесь сценаристы и дизайнеры Gearbox превзошли себя — «побочки» действительно изумительны. Многие из них оказываются продолжительными историями с хорошим юмором, харизматичными персонажами и иногда даже душевными концовками. В этих заданиях находишь ту сумасшедшинку, которой не хватает в сюжетной кампании: тут и чокнутые учёные, и паникующие исследователи, и странные фермеры, и Клэптрэп, с которым связаны одни из лучших эпизодов. И даже в «побочках» почти нет ни сортирного юмора, ни героев, которых хотелось бы заткнуть. Просто классные мини-сценки, каждый раз оставляющие приятное послевкусие, будь то серьёзные фракционные задания или интерактивные комедийные скетчи.

Так что в здешнем открытом мире постоянно на что-то отвлекаешься — особенно если учитывать, как далеко зачастую расположены друг от друга сюжетные задания. То группу врагов захочешь уничтожить, то за коллекционным предметом отправишься, то захватишь что-то, то на второстепенное задание наткнёшься. Относительно быстро игроку выдают цифроцикл, который можно призывать практически в любой момент, и с ним исследовать регионы становится ещё проще, хотя иногда он и кажется неповоротливым, да и прыгает очень низко. На своих двоих путешествовать тоже весело — после двойного прыжка персонаж может долго планировать, а крюком-хваталкой цепляется за активные точки, позволяющие добраться до труднодоступных мест.

Этими возможностями пользуешься и в боях — там крюк нужен для хватания всяких бочек и баллонов, которые зашвыриваешь в противников. Динамики в здешних перестрелках хоть отбавляй, в том числе благодаря появлению рывка, — но главное изменение связано с инвентарём. Как и раньше, мы носим с собой четыре вида оружия, а в отдельный слот ставятся гранаты, метательные ножи и тяжёлое вооружение вроде ракетницы. Но если раньше восстановление запаса всего перечисленного происходило так же, как с обычными пушками, то теперь у этого слота есть кулдаун, как у активного навыка. То есть гранаты и всё прочее со временем просто вновь становятся доступны, даже если вы стоите на месте.

Это заметно меняет подход к сражениям — гранатами и ракетницами буквально «спамишь» при первой возможности, чего в прошлых играх я никогда не делал, забывая об их существовании. Здесь же они становятся неотъемлемой частью инвентаря, особенно когда начинаешь подмечать некоторые их особенности — например, то, что перезарядка обычной пушки не прекращается, пока кидаешь в кого-то нож, так что противнику можно непрерывно наносить урон, чередуя всё, что есть в арсенале.

Включая, конечно, активные навыки. Я проходил игру за Харлоу, у которой все способности связаны с механикой связывания — её активные навыки опутывают врагов, заставляя тех разделять получаемый урон. Жалеть о выборе не пришлось ни разу: с одной ветвью прокачки она бросает огромные шары, которые летят сквозь врагов и замораживают цели, с другой хватает оппонентов и поднимает в воздух, после чего несколько раз может бить их о землю, с третьей создаёт генератор, который и противников опутывает, и количество щитов у героини увеличивает. Что ни выбирай, будет весело, а после прохождения кампании получаешь в своё распоряжение остальных героев 30-го уровня для продолжения экспериментов и охоты за легендарками в эндгейме.

Хотя многие элементы Borderlands 4 заслуживают похвалы, один из них вызывает недоумение — интерфейс. Его словно старались сделать как можно менее удобным, поэтому тут невозможно быстро посмотреть количество имеющихся денег, выбор способа сортировки постоянно сбрасывается, а надетые предметы зачем-то отображаются в рюкзаке вместе с остальным хламом. Если хочешь сравнить пушку в магазине с пушкой из своего арсенала (или, например, сравнить один бронещит с другим), это тоже головная боль — всплывающие окошки появляются не сразу, а потом начинают «тупить» и мешать. За пределами инвентаря тоже хватает проблем — например, показывающий путь к цели дрон может продолжать летать рядом, даже если полоска на земле давно исчезла, и приходится ждать несколько секунд, пока не сможешь заново его призвать и увидеть проложенную дорожку.

Казалось, невозможно сделать Borderlands 4 плохой игрой — недостатки «тройки» очевидны и в основном связаны с повествованием, а достоинства следовало перенести в целости и сохранности. Gearbox всё сделала правильно: сюжет получился серьёзнее и не вызывает желания бросить прохождение, открытый мир полон интересных второстепенных историй и чокнутых персонажей, а стрельба особенно хороша благодаря новым возможностям в бою. Не всё здесь идеально, и Borderlands 2, скорее всего, продолжат считать лучшей частью серии — там лучше баланс между юмором и серьёзностью и не настолько кошмарный интерфейс. Но и четвёртая часть разочарованием не стала — ждём дополнения.

Плюсы: более адекватная и серьёзная по сравнению с третьей частью история; десятки увлекательных побочных заданий; большая карта, усыпанная развлечениями, на которые постоянно отвлекаешься; очень приятная стрельба; переработанная система гранат и ракетниц побуждает гораздо чаще ими пользоваться.

Минусы: сюжет иногда настолько серьёзный, что персонажи ничем не выделяются и не запоминаются; для комфортного прохождения истории нужно иногда прокачивать персонажа в открытом мире; некрасивый и неудобный интерфейс, в особенности инвентарь.

Другие новости

Комментарии

Какие-то боты минусят адекватный объективный комментарий. СГ, когда успели продаться?)
Автор журналист или кто? Новости вообще не читает? Если он играл на пс5, значит все остальные тоже будут только на ней играть?
Кого ты пытаешься обмануть?))) Если назвать Кока-колу Добрый Кола от этого не перестанут действовать франшизы на рецептуру и оборудование и выводиться прибыли на запад, чудак, даже наоборот, очнись.
Про один из нас 2 ответ недалеко от правды, судя по предпочтениям автора обзора.
Цыц. Вы читать не умете к тому же? Это РАСШИФРОВКА текста, напишу крупными буквами для вас, а не альтернативное мнение)) То есть слово «сатира» прошло мимо вас, ок. А ещё вы зачем-то оправдываете кривых и унылых игроделов с запада)) Зачем?
Все комментарии