System Shock 2 — это уже общепризнанная классика, немало повлиявшая на игровую индустрию. Рано или поздно таким значимым проектам суждено получать ремейки или ремастеры. Ответственная за 25th Anniversary Remaster Nightdive Studios подошла к вопросу основательно, но словно без особого энтузиазма. На юбилей System Shock 2 получила подтянутую графику, ачивки и мультиплеер на четверых. А мы, пришедшие на этот праздник, — подарок в виде обновлённого сиквела.
Действие System Shock 2 происходит через 42 года после событий первой части. Мы уже не Хакер, которому надо посмотреть на себя, а тренированный боец, очнувшийся на борту первого сверхсветового космического корабля «Фон Браун». Параллели со станцией «Цитадель» из System Shock проводятся сами собой, стоит только взглянуть на схемы палуб — такие же многоуровневые и извилисто-запутанные. Даже начинать нам придётся в обоих случаях в медицинском отсеке, после того как мы какое-то время провели в анабиозе.
Разумеется, на корабле всё пошло коту под хвост, почти весь экипаж мёртв или превратился в монстров, искусственный интеллект Ксеркс преследует свои цели, и всё это нужно срочно остановить. Формула первой части всё ещё работает, и в неё добавляются новые детали, чтобы сильнее удивить и напугать игрока. При этом главный спойлер всё равно вынесен на обложку игры, так что тут большого сюрприза не вышло.
Главная антагонистка System Shock в сиквеле выдаёт нам задания и начисляет очки для прокачки способностей. Сразу становится понятно, что из такой кооперации ничего путного не выйдет (особенно учитывая, что ШОДАН сама постоянно заявляет, что избавится от нас, дай только повод), но «дружить» со злодейкой всё равно приятно. При этом у меня всё ещё свежи воспоминания о том, как она насмехалась и унижала Хакера на всей «Цитадели», и, кажется, ей такая роль подходит всё же больше.
Первая System Shock была прекрасна атмосферой тотального одиночества. Есть только ты, огромная космическая станция и возомнивший себя богом искусственный интеллект со своими прихвостнями. В сиквеле одиночество будто не так остро ощущается. Иногда мы даже видим других персонажей, но, как в песне Газманова, нам не встретиться никак.
То, что игре уже стукнуло 25, чувствуется. И дело тут даже не в дизайне уровней или управлении (хотя персонаж и кажется деревянным, но при этом словно маслом намазанным — при прыжке и движении скользит только в путь), а в каком-то общем подходе и отношении к игроку. Здесь, например, есть необязательная тренировка в самом начале, после которой идёт выбор будущей профессии. И тут System Shock 2 заявляет, что это не только экшен, но ещё и RPG с очками характеристик и способностями.
В начале нам на выбор даются три специализации — в фэнтези это были бы воин, вор и маг, но тут у нас киберпанк, поэтому играем за морпеха, хакера или псионика. Дальше идёт четырёхлетнее обучение, сделанное в формате «Выбери одну из трёх дверей и получи за ней очки характеристик», но, пока ты не знаешь игру, сложно представить, что тебе действительно пригодится, а что прокачивать бессмысленно. В System Shock 2 необязательно делать чистого вояку или инженера-ремонтника — в почёте наоборот, классы-гибриды, когда ты и камеры безопасности взломать можешь, и из оружия мощного стрелять умеешь.
Исследование локаций в System Shock 2 в большинстве своём выстроено вокруг простого правила: зачистил палубу, выполнив на ней все задачи — перешёл к следующей. Цели игрока прописаны в журнале, что весьма удобно, и там же в поисках зацепок можно переслушать и перечитать найденные дневники. А вот похвалить инвентарь уже не могу: места в нём всегда мало даже с прокачанной на максимум силой (она влияет на его размер), предметы придётся регулярно тасовать, выкидывая оружие, которое всегда занимает три клетки, и неважно, компактный пистолет это или мощный гранатомёт.
Вдобавок пушки постоянно изнашиваются — их нужно чинить специальными ремонтными наборами. Если вы предпочитаете энергооружие, то регулярно придётся возиться и с его зарядкой: либо искать электрические станции, либо заряжать пси-магией, привыкнув сперва к процессу переключения между заклинаниями в режиме инвентаря.
Выглядит обновлённая System Shock 2 более гладкой и подтянутой. Визуальное омоложение явно пошло игре на пользу. В ремастере улучшили модели оружия и врагов, добавили анимацию, как, например, в том случае со ртом ШОДАН на первом скриншоте. Сюда бы очень вписалась кнопка переключения графики, показывающая, как было раньше, но её не завезли.
Визуально ремастер подчеркнул всё, что и так отлично работало в System Shock 2, — враги всё так же нагоняют жути своим видом и тем, как внезапно они появляются из-за угла. Ещё больше жути вызывают сами локации, молчаливо рассказывающие историю некогда кипевшего жизнью корабля. Музыка — этакое техно из 90-х — всё так же прекрасна, а озвучка ШОДАН и Множества пробирает до мурашек.
System Shock 2: 25th Anniversary Remaster улучшила игру 1999 года визуально, добавив и ряд приятных мелочей вроде поддержки геймпада. Если вы прежде никогда не играли в System Shock 2, эта версия определённо лучшая для знакомства с игрой. Но, как мне кажется, System Shock 2 заслуживает куда большего, чем просто ремастер. Годы берут своё, и одними визуальными улучшениями, при всём уважении к классике, тут не обойтись. Хотелось бы видеть более глубокую переработку исходного материала: гипотетическому ремейку точно нужно обновить всё, что связано с интерфейсом и меню. Не помешало бы сделать новые вступление и концовку: оригинальные слишком уж скомканные. И ведь Nightdive Studios способна на большее — замечательный ремейк-переосмысление первой части тому пример.
Плюсы: это всё та же великая игра 1999 года, которая стала выглядеть более свежо. На месте все достоинства оригинала: увлекательный геймплей, антураж зловещего космического корабля, атмосферная музыка и невероятно харизматичная ШОДАН.
Минусы: игре нужен полноценный ремейк, а не ремастер, ведь некоторые её аспекты за четверть века успели устареть.