Обзор духовной наследницы Undertale

Кирилл Волошин 2025-06-19 22:22:01 10

Постмодернизм и метаирония; явные пародии и глубокие тайны; серьёзные, почти философские вопросы и откровенное дурачество, которое может смениться депрессивными сценами или хоррором; пошаговые сражения, в которых нужно не убить, а пощадить; пазлы, которые решаются сами, — всё это про Undertale, культовую игру 2015 года от Тоби Фокса (Toby Fox). Теперь умножьте это на четыре — и вы получите четыре главы Deltarune, последние из которых (ну, последние на сегодня) вышли в этом месяце. Рассказываем о новой работе Фокса, которая на самом деле вовсе не новая.

Очень странные дела

Первая глава Deltarune появилась ещё в 2018-м. Но, несмотря на разницу в семь лет, история начинает по-настоящему закручиваться только сейчас, в четвёртой главе. А разворачивается эта история в альтернативной версии вселенной Undertale — тут можно встретить многих знакомых персонажей, но это не прямое продолжение, и события с ними происходят другие.

Играем мы за Криса, чья приёмная мать (Ториэль из Undertale) в первых главах будит его по утрам и отправляет в школу, а он вместо уроков отправляется в разные версии Тёмного мира. Там, согласно пророчеству, Крис вместе с друзьями являются героями, которые должны всех спасать и запечатывать особые тёмные фонтаны. Друзья — это прежде всего страшная девочка-динозавр Сьюзи, которая в первые минуты игры угрожала откусить Крису лицо, скромная девочка-козлёнок Ноэль и тёмный принц Ральзей.

Это кажется одновременно опасным и забавным приключением в противовес школьной рутине. Тёмные вселенные — разные, но неизменно колоритные. Из мира фэнтезийных пророчеств наши герои попадают в мир киберпанка и победивших компьютерных технологий, а оттуда — прямиком в телешоу. Всё это сопровождается ослепительно яркими персонажами, тоннами иронии и постоянным сносом четвёртой стены.

Метаирония и мини-игры

С первых минут Тоби Фокс играет на наших ожиданиях и постоянно их обламывает — начиная с выбора телосложения и имени персонажа, который, как тут же выясняется, никакого значения не имеет. В дальнейшем герои то и дело могут перехватывать управление друг у друга или даже у игрока и ломать правила — например, Сьюзи однажды, наплевав на все запреты, ринулась в бой и использовала функцию, которая NPC попросту недоступна. В итоге к четвёртой главе я уже был доведён до состояния, когда просто не знал, чего ждать от игры.

Много иронии здесь и по поводу видеоигр — уже в первых главах мы постоянно получаем предложения читать руководства, покупать их или же заплатить, чтобы их перестали выпускать. А в третьей разворачивается игра в игре — в рамках телешоу наши герои рубятся в типичную олдскульную бродилку, которая то и дело взрывает мозг. Мы видим, как персонажи сидят перед телевизором, играют по локалке, обсуждают происходящее и периодически что-то делают с приставкой, отнимая управление у недоумевающих нас. Причём это полноценная и увлекательная игра — ищем ключи, сражаемся, решаем пазлы, даже совершаем морские путешествия.

Третья глава вообще содержит множество мини-игр, включая вариацию Guitar Hero, но едва ли не главное её украшение — экстравагантный ведущий этого телешоу, мистер Ант Тенна, у которого вместо головы — телевизор. Он настолько живёт своим шоу, что просто отказывается отпускать Криса и компанию из студии, постоянно придумывая новые поводы для «ещё одного раунда». А если мы хотим всё-таки покинуть шоу, то закатывает представления на уровне МХАТа, погружаясь в глубины депрессии и отчаяния.

Deltarune — это паноптикум ярких персонажей. Свихнувшийся рекламщик и продавец Спамтон Г. Спамтон забрасывает нас в бою спам-сообщениями, королева с ником Q5U4EX7YY2E9N хочет завоевать мир, чтобы всех веселить и демонстрировать свои шикарные ноги, а Асгор, король подземного мира из Undertale, живёт в нищете и торгует цветами.

Глубокое дно

Однако за всей этой иронией скрывается свой тёмный мир. В Deltarune необязательно щадить всех врагов, чтобы пройти по основной сюжетной ветке (хотя предполагается, что чем меньше мы убиваем, тем лучше), но здесь также есть свой путь геноцида, на котором мы не просто стремимся всех уничтожать, а манипулируем девочкой, заставляя её совершать ужасные вещи. От этого меняется не только масса сюжетных деталей, но и наше отношение к происходящему — в какой-то момент просто становится не по себе.

Впрочем, для знакомых с творчеством Фокса нет ничего удивительного. Они прекрасно знают, что главное у него — не шутки, а детали, тайны, глубина и метасмысл. Среди тем, которые прослеживаются в Deltarune, — подмена реальности фантазиями, в которых дружба и забота выглядят лучше, чем в настоящем мире; взаимоотношения между детьми и родителями; иллюзия выбора в мире, где все мы зачастую являемся марионетками.

Тайной пронизано практически всё — речь не только о глобальной интриге, которая только начинает оформляться в четвёртой главе, где наконец появился осязаемый антагонист, а не очередной шут. Первый раз, когда Крис перехватил у меня управление, превратился в некое подобие зомби и вырвал из груди свою душу, я натурально оторопел. Что происходит? Что скрывается за образом вроде бы молчаливого и послушного протагониста?

Все основные герои так или иначе меняются и развиваются — именно они прописаны лучше всего. Поначалу было интереснее всего наблюдать, как девочка-монстр Сьюзи учится дружить и дорожить друзьями, а также как меняется и становится сильнее скромная Ноэль. Сейчас вот больше внимания захватывают метаморфозы Криса. Но в любом случае у каждого из них свои комплексы и тайны, а у Ноэль ещё и сложная ситуация с родителями.

Что же касается деталей, то тут просто нет лишних персонажей, реплик и диалогов. С каждым можно пообщаться, каждый может рассказать интересную историю или просто позабавить нас. Просто кликая на все активные точки по пути в школу, я продал телевизор незнакомцу, узнал от говорящего пса факты про отца Криса и оценил идею Сьюзи прокатиться на джипе, где она будет выполнять роль турели.

Усмирительные сражения

Наконец, Deltarune — это безусловный шаг вперёд по сравнению с Undertale с точки зрения и внешнего вида, и геймплея. Она лучше, ярче и интереснее выглядит (а звучит всё так же шикарно), здесь более крупные и насыщенные локации, на которых мы чаще встречаемся интересные ситуации, мини-игры и загадки.

При этом автор постоянно добавляет механики и старается не повторяться в следующей главе. В третьей был парад мини-игр, а в следующей появились механика скалолазания и музыкальные загадки, которые в какой-то момент трансформируются и позволяют не только открывать двери, но и двигать тяжёлые предметы, чтобы создавать с их помощью платформы.

Как и в Undertale, в Deltarune есть многие приметы JRPG, включая возможность прокачиваться, покупать расходники и примерять снаряжение. Но главным образом мы участвуем в пошаговых сражениях, в которых в основном нужно не бить врагов, а убеждать их сдаться. Теперь у нас есть союзники, которым можно раздавать приказы, чтобы, например, тёмный принц Ральзей применял магию умиротворения, а Ноэль замораживала противников. Враги, которых мы определённое количество раз усмирили, становятся доступны для найма.

Во время атак, как и раньше, включается bullet hell и мы, управляя сердечком, отчаянно пытаемся уворачиваться от всего, что в нас летит. А лететь могут не только разные снаряды, но и звёзды, книжки, спам-объявления и чёрт знает что ещё — или нас могут попросить фоткать участников сражения. В общем, скучать не приходится. Флиртовать с кулером для воды, а потом призвать шаркающего старика, который медленно выйдет в центр (музыка при этом останавливается) и заявит, что забыл, какой приём нужно использовать, — обычная ситуация.

К Deltarune выйдет как минимум ещё одна глава (правда, неизвестно когда), но выводы уже можно сделать. Во вселенной Undertale (пусть и альтернативной) рождается ещё одна культовая игра, которой для полного счастья не хватает разве что русского языка. А Тоби Фокс окончательно закрепляется в статусе одного из лучших режиссёров авторских игр.

Другие новости

Комментарии

Она тоже вау, но как будто тут больше «воды», тогда как андер был крутой каждую минуту
Ну в Deltarune взят просто менее ураганный темп, что дает таки время для сюжета.
тоби тип сказал, что глав будет «точно» 5, а так то что в меню игры указано типа может быть дезинфа (но по многим причинам логично будет действительно сделать 7 глав)
в защиту тех обзоров, можно сказать что они хотя бы буквально указывали обзором чего именно являются, а не «полноценной» игры. (а так да, спасибо за указанный прецедент)
Глав будет ещё 3, не одна. Всего 7.
Все комментарии