Beholder: Conductor: Обзор важной игры про совесть

Кирилл Волошин 2025-04-30 07:27:36 4

Выход Beholder: Conductor стал довольно неожиданным — после не самой удачной третьей части казалось, что серия скорее мертва, чем жива. Ещё более удивительно было читать первые отзывы о том, что этот спин-офф «возвращает легенду в строй» и представляет собой «ту самую Beholder». Всё действительно так хорошо?

Немного истории

Серия Beholder прошла типичный путь. Первая часть, вышедшая в 2016 году, стала прорывной и самой удачной. Наши соотечественники из Warm Lamp Games (это было барнаульское подразделение Alawar) сделали игру про тоталитарное государство, где главный герой, работая управдомом, чуть ли не на законных основаниях должен следить за жильцами, устанавливать видеокамеры, шантажировать, собирать компромат и стучать, докладывая о нарушениях. Хотя можно было стараться, наоборот, поступать по совести и даже помогать оппозиции.

Во всём этом, конечно, чувствовалось влияние Papers, Please и романа «1984», но и собственной индивидуальности хватало. Впрочем, были и проблемы — жёсткие тайминги, невозможность произвольно сохраняться, спорные по качеству тексты. Но благодаря своей истории, живым персонажам, нелинейным квестам и свободе выбора игра собрала ворох наград со словами «Лучшая» в названии. По ней даже выпустили короткометражку, срежиссированную людьми, которые до этого делали такое же кино про Papers, Please.

Через два года вышел сиквел от Warm Lamp Games. Действие происходило всё в том же тоталитарном государстве, но мы уже играли за сотрудника Министерства, который не только рассматривал заявки граждан, но также поднимался по карьерной лестнице, чтобы добраться до самой верхушки. А идти по этой лестнице можно разными путями — по головам либо стараясь помогать.

В Beholder 2 появилось ещё больше нелинейных квестов, авторы по-другому стали работать со временем — оно превратилось в отдельный ресурс. Но также стало больше рутины и гринда. И совсем уж в это свалилась третья часть, вышедшая два года назад, — свой обзор я озаглавил «Тирания скуки и рутины». Да и атмосфера там была уже не та — игру делали не россияне, а немцы из Paintbucket Games.


Кондуктор, нажми на тормоза!

И вот спустя ещё три года мы получили Beholder: Conductor, которая куда ближе к первым двум выпускам, чем третья часть. Точнее, так: она стала и определённым возвращением к корням, и привнесла немало нового. Игра впервые сделана в «пиксельной» стилистике (кстати, отлично получилось!), но при этом использует шрифты и интерфейс из первой части.

Место действие всё то же — тоталитарное государство будущего со столицей в городе Хельмер, но мы тут отыгрываем не управдома или чиновника, а проводника в поезде. Хотя судьба и жизненная ситуация предельно знакомы всем, кто играл в любую Beholder, — семья главного героя погибла (так он сам думает, во всяком случае), но вскоре с ним связываются то ли шантажисты, то ли оппозиционеры (а скорее, и те, и другие одновременно), предлагающие работать на них. И это как раз то предложение, от которого сложно отказаться, — они утверждают, что помогут воссоединиться с родными, которые на самом деле вроде как живы.

Впрочем, как и раньше, мы сами решаем, помогать «революционерам» или нет. Тем более что они вымогают деньги, а потом ещё просят провезти контрабанду. Можно согласиться и сделать это, а можно пойти сразу к охранникам в соседнем вагоне и сдать их. В любом случае, как и раньше, наша главная задача — продвигаться по карьерной лестнице, чтобы получать доступ не к новым этажам, как было во второй части, а к новым вагонам более высокого класса. А для этого мы занимаемся привычным делом — зарабатываем деньги и авторитет тем, что проверяем граждан и частенько доносим на них.

Проверять, как вы понимаете, на этот раз нужно билеты — сравниваем ФИО, номера вагонов и купе, станции отправления и прибытия. Если обнаружили ошибку — выписываем штраф. Потом ещё можно подсматривать за пассажирами и даже обыскивать их вещи в поисках запрещёнки или просто чтобы украсть и продать контрабандисту на следующей станции. Как и раньше, родное государство постоянно выпускает новые директивы с запретами — джинсов, зарубежных пластинок, иностранной газировки, спиртных напитков и песен. Могут даже запретить плакать. Так что компромат найдётся на всех.

Дальше мы составляем характеристики или пишем рапорты, прикладывая найденные улики, — причём рапорты приводят к аресту пассажира и потере связанных с ним действий и квестов. Так что доносить и сажать тут нужно грамотно и вовремя. Можно, конечно, не доносить, а шантажировать нарушителя. В любом случае запачкать руки и почувствовать себя сволочью придётся, даже если будете пытаться отыгрывать совестливого и гуманного человека.

Как и в первой части, здесь очень жёсткие тайминги (во всяком случае, в первой части игры) — все квесты и важные действия нужно выполнить в чётко оговоренный срок. Иначе будет хуже — если не успели набрать за неделю 20 тысяч очков авторитета, готовьтесь за оставшееся время искать 15 тысяч денег. И вот тогда точно придётся воровать и сажать, иначе не успеете.

Время не ждёт

Впрочем, в главных сюжетных и квестовых ситуациях наш выбор всё-таки не зависят от времени. Никто не подгоняет, когда приходится решать, позволить ли отважной женщине, устроившей нам целый спектакль, сбежать с мужем-арестантом, или задержать её, разрешить ли студенту-безбилетнику проехать дальше, согласиться ли купить коллеге-проводнику наркотики, а если да, то какие — дорогие зарубежные или дешёвые отечественные. Это лишь некоторые примеры. Правда, если согласитесь подобрать котика, то готовьтесь к тому, что вскоре об этом узнает начальник поезда и поставит срок, за который от хвостатого придётся избавиться. Или вы его не выбросите на следующей станции?

В Beholder: Conductor хватает нелинейных квестов и интересных ситуаций, в которых много разных решений и всегда тестируется наша совесть. Тут сразу чувствуется живая связь с главным героем, потому что на самом деле не ему, а тебе приходится решать, помогать ли плачущей женщине, спасать ли котика. Но это лишь самые очевидные ситуации, в которых все поступят именно так, как вы подумали. А как быть с золотой молодёжью, которая припёрлась без билетов в вагон, хамит и просит найти наркоту, выпивку и женщин? Сдать охране? Но раздолбаи обещают проблемы от высокопоставленных родителей. К тому же выполнение их заданий обещает много денег и авторитета.

А как поступать с оппозицией? Если сразу сдать контрабандистов, то это поможет решить несколько проблем, но значит ли это, что мы так и не узнаем правду о своей семье? Нюансов и деталей, влияющих на развитие событий, много. И в этом Beholder: Conductor как раз похожа на первую часть. Всё это вызывает три желания — переигрывать, чтобы узнать, к чему приведут мои решения; посматривать в прохождения, чтобы в следующий раз действовать «правильно»; и в любом случае играть дальше, потому что интересно, чем это всё закончится.

Недожали

Проблема в том, что всё вышеперечисленное в основном относится к первой половине игры, когда мы пытаемся заработать достаточно денег и авторитета, чтобы получить повышение в следующий вагон. Вот тут есть динамика, напряжение, нелинейность. Да что говорить, если даже к телефону, когда звонит начальство, нужно успеть вовремя. И также как можно быстрее нужно проверить новых пассажиров и расстелить белье в новом купе. И даже если мы выполняем простые поручения пассажиров («Хочу шахматный набор», «Найдите мне батарейку»), то всегда включён таймер. Это постоянно держит в тонусе.

Но после этого, во второй половине, количество интересных ситуаций и градус напряжения резко снижаются. Вместо напряжения — унылое ожидание следующих событий, которое можно приблизить, если включить ускорение времени. А вместо интересных событий — нелепые и откровенно притянутые за уши ходы сценаристов, которые не нашли ничего лучше, чем «случайно» ещё в первой половине игры отдать важный ключик в руки игрока. Как нам дальше продвинуть сюжет? Ну давайте он случайно найдёт самый важный ключ на свете. Гениально!

А если исключить лирику, то, судя по всему, игра банально недоделана — слишком уж велика разница в плане качества и контента между первой и второй половинами. Отсюда и ответ на заданный в самом начале вопрос — игра действительно хороша, но она слишком неровная, чтобы говорить о повторении успеха первой части.

Конечно, Beholder: Conductor не дотянулась до первой части. И всё же особенно ругать игру не хочется. Она сделала две вещи — вернула жизнь серии и напомнила, что можно и нужно говорить с аудиторией на важные темы и будить совесть — именно это не позволяет индустрии задохнуться.

Плюсы: интересный мир и сюжет; нелинейный и местами крайне напряжённый игровой процесс, в котором многое зависит от наших решений; множество ситуаций морального выбора; шикарный пиксель-арт.

Минусы: местами количество временных ограничений зашкаливает; вторая половина игры откровенно недоделана.

Другие новости

Комментарии

Поиграл 4 часика и смешанные чувства. С одной стороны интересно, а с другой — ощущение, будто я как-то неправильно играл. Собирал на всех компромат, отправлял доносы, людей с поезда уводили, и ехал я половину времени в полупустом вагоне, где ничего не происходило. Выглядело так, будто я сейчас части контента лишил тем самым.
За котика конечно обидно
В первой части мы заботились о семье, до чего же мы докатились в четвертой части… Слава Арстоцке!
Все комментарии