While Waiting: Обзор необычной головоломки про ожидание

Джуби 2025-02-15 09:52:02 5

Вся наша жизнь — это ожидание на пути к смерти. Мы можем не делать ничего и надеяться, что время замедлило свой ход, или заполнять его мелочами в надежде скрасить долгий путь вперёд, но итог всё равно один. Звучит неожиданно мрачно для обзора игры с таким милым визуальным стилем. Разработчики While Waiting, при всей неизбежности смерти, всё равно предлагают не отчаиваться, а наслаждаться каждой мелочью в этом безумном приключении на пути к своему концу. А делать это предстоит в целой сотне головоломок, остроумных, смешных, надоедливых и абсурдных.

Беспокойный человек

Студия Optillusion уже не первый раз экспериментирует с геймплеем — в 2019 году разработчики выпустили Moncage, игру про куб, в каждой грани которого находится окно в отдельную реальность. While Waiting наследует уникальный подход к игровому процессу, но вам при этом предстоит поучаствовать в жизни самого обычного человека от его рождения до смерти в типичных жизненных ситуациях: пока он ждёт обновления на компьютере, стоит на светофоре или выслушивает нотации от родителей.

Каждая такая ситуация заполнена знакомыми надоедливыми вещами, которые мешают наслаждаться жизнью и заставляют нервно подёргивать ногой как в реальной жизни, так и в игре. Судите сами — реклама с ложными «крестиками», которые перенаправляют в магазин, бессмысленные кнопки у светофоров, нажимать которые стоит разве что ради собственного спокойствия, спам и вирусы на почте, реклама по телевизору, ожидание своего хода в UNO, когда у всех игроков на руках по 20 карт «разворотов», пробки, скучные планёрки и долгие загрузки игр с постоянной потерей соединения. Жизненность всех этих мелочей заставляет то и дело кивать и отмечать, что это опыт, который роднит нас с миллионами людей по всему миру.

Игроку даже необязательно принимать активное участие в раздражающих и нудных процессах — он может быть и простым наблюдателем. Достаточно откинуться на спинку кресла и смотреть на игру как на сборник короткометражек, не нажимая ни одной клавиши. Но если смиренное ожидание — не про вас, лапша заваривается слишком медленно, сидеть у парикмахера невыносимо, а пробки на дорогах сводят с ума, то эти скучные процессы всегда можно заполнить весельем. Например, придумать собственную мини-игру, нашкодить, поискать пасхалки или выполнить ряд задач.

Вся игра состоит из уровней с головоломками, а каждый такой уровень — это знакомая каждому отдельная ситуация или даже жизненный этап. Если ничего не нажимать, то рано или поздно ожидание закончится, и игра автоматически запустит следующий уровень, но если игрок решит вмешаться, то может отложить финал сценки, например уйти из очереди, чтобы рассмотреть локацию, или заняться выполнением задач, за которые может получить наклейки — это те самые головоломки, уникальные для каждого уровня. Последовательность действий отсутствует, поэтому придётся методом проб и ошибок выбивать каждое достижение, опираясь только на изображение с наклейки и подсказку в её лаконичном описании.

Интерактивные предметы и персонажи на уровнях цветные — это немного упрощает поиск решения.

Ситуации гениальные в своей банальности: к примеру, наш герой безуспешно пытается уснуть, пока ему мешает громкая музыка за окном. Стоит закрыть окно — начинает храпеть сосед по комнате, и, раз уж заснуть всё равно не получится, можно открыть список задач и скоротать время. В записной книжке есть наклейка с загадочным описанием «хлопать в ритм». Я не придумала ничего лучше, чем открыть окно и давать пощёчины спящему соседу в такт музыке, и за этим занятием провела несколько минут до утра. Загадка решалась немного иначе, но от игры с таким абсурдным юмором можно ожидать чего угодно, и она часто поощряет нестандартный подход.

Время ожидания на большинстве уровней ограниченно и зачастую никак не зависит от действий игрока. Длительность таких загадок, как правило, не больше пары минут, пока герой ждёт запуска салюта или окончания презентации на работе. Очень редко попадаются ситуации, когда игроку нужно просто не трогать клавиатуру несколько секунд, чтобы достичь цели уровня и перейти на следующий. Поэтому если хочется получить все наклейки и найти все секретики, придётся часто перезапускать один и тот же эпизод.

С этим у меня связана, пожалуй, единственная претензия к игре — уровни меняются автоматически, а в момент перехода на новый «слайд» блокируется кнопка выхода. Приходится ждать начала нового уровня, а уже потом выходить в меню и перезапускать предыдущий. Это сделано для бесшовности и плавности процесса, но было бы удобнее в конце каждой головоломки получать табличку с кнопкой повтора. С таким неудобным управлением у меня редко возникало желание лезть в меню и перезапускать загадку оттуда.

Что до пазлов, то они все очень разные: одни меня больше раздражали, чем веселили, другие из-за абсурдности ситуации вызывали улыбку. Юмор чаще всего в меня не попадал, но фантазии, творческому мышлению и изобретательности разработчиков стоит отдать должное. Многочисленные остроумные отсылки к поп-культуре, фильмам и аниме, к «тайм-киллерам» вроде Subway Surfers, змейки и тетриса, меня подкупили, а некоторые решения головоломок удивляли своей нестандартностью. Вот кто мог ожидать, что когда я дёрну ручку на офисном кресле, то поднимусь на нём под самый потолок?!

Даже загрузку «торрентов» здесь нужно ждать…

Красота в мелочах

И хотя While Waiting кажется медитативной и весёлой, философская мысль, лежащая под слоем юмора, о многом заставляет задуматься. Первая четверть игры, посвящённая детству героя, меня не цепляла, но чем взрослее становился персонаж, тем сильнее его жизнь резонировала с моей.

Некоторые уровни с течением сюжета воспринимаются совсем иначе — в детстве герой раздражался, когда его отец пытался притвориться Сантой и тайно пронести в комнату подарки, поэтому закрывал двери и окна. Но затем наш персонаж вырос, нашёл любовь всей жизни и женился. И вот уже его собственная дочь-подросток с раздражением вздыхает, когда папа пытается незаметно проникнуть в её комнату в рождественскую ночь.

Чем дальше, тем жизненней становится игра. В детстве герой, как и все мы, торопится взрослеть и не может дождаться, когда наконец-то поступит в университет и съедет от родителей, которые иногда надоедают своей опекой и нравоучениями. Спустя множество уровней протагонист уже сам дряхлый старик, который сидит у окна, смотрит на меняющиеся времена года и разбирает старые фотографии, гадая, когда его дочь наконец-то приедет или хотя бы позвонит.

Увлечения и ситуации тоже меняются в соответствии с возрастом и возможностями — в детстве герой вместе с друзьями рубился в UNO или ждал, пока мама приготовит ужин. К концу своего пути он в компании сверстников уже играет в маджонг или балуется с пультом в больнице, ожидая переливания крови. Моё сопереживание герою было настолько велико, что финал заставил расплакаться, чего со мной обычно не случается.

While Waiting — это не только набор весёлых головоломок о праздном ожидании, но ещё и повод задуматься о том, как мы тратим драгоценное время, видим ли красоту в мелочах и способны ли наслаждаться каждой секундой жизни, какой бы скучной она ни была. После прохождения этой игры хочется много думать о своих жизненных приоритетах, ловить каждый момент, а ещё позвонить родителям и обратить внимание на вещи, которые до этого были только на периферии.

Плюсы: уникальные загадки, которые требуют творческого подхода; интересная история; абсурдный и остроумный юмор; отсылки к массовой культуре; философская идея о любовании мелочами; реиграбельность.

Минусы: не самое неудобное управление; не хватает авторской музыки — на уровнях играют отрывки из классических композиций, которые не всегда подходят ситуации и темпу игры.

Другие новости

Комментарии

Не-е-е, про ждать это the longing, а тут всё лайтово, не нужно в колодце ждать по восемь часов.
Это была отсылка к платному обзору от Димы Кунгурова игры Therian Saga
Блин, да это же буквально игра про ждать
Расплакался, пока читал обзор 👌 Джуби, спасибо за обзоры интересных проектов
Все комментарии