Mouthwashing стала одной из главных сенсаций в жанре хорроров за последние годы. За несколько месяцев вторая игра шведской студии Wrong Organ продалась тиражом более 300 тысяч копий, сорвала аплодисменты игроков и критиков, выиграла две награды на The Horror Game Awards 2024 («Лучший сюжет» и «Выбор игроков») и заняла второе место среди хорроров года в голосовании на нашем портале. Но так и не получила от StopGame.ru ни отдельной видеорецензии, ни текстового обзора. Что ж, исправляемся и пытаемся выяснить, в чём же феномен «ротомойки» и всё ли в ней так хорошо.
Wrong Organ — студия небольшая, но крайне творческая и концептуальная. Её первая игра, How Fish Is Made, вышедшая в 2022 году, была не только сюрреалистичной чёрной комедией, иронизирующей над проблемой выбора, но и, возможно, сном или галлюцинацией героев Mouthwashing. Во всяком случае, в DLC The Last One and Then Another, которое вышло к How Fish Is Made в сентябре 2023-го, почти за полгода до появления демо Mouthwashing, мы уже познакомились с капитаном Кёрли и увидели другие отсылки к событиям будущей хоррор-сенсации. В свою очередь, в «ротомойке» полно отсылок к How Fish Is Made.
Такое метаповествование отчасти способствовало культовости и даже мифологичности, сложившейся вокруг Mouthwashing. Но главное, конечно, история, персонажи и атмосфера в самой игре. Притом что завязка представляет собой одно из главных клише в научной фантастике. Мы снова оказываемся на борту заброшенного, дрейфующего в космосе корабля (в данном случае — грузовоза «Тулпар») и наблюдаем за тем, как постепенно сходят с ума члены его экипажа.
«Сквозь горизонт», «Пандорум», «Пекло», «Чужой» — это только те фильмы на тему, которые сами авторы назвали в качестве источников вдохновения. А я бы ещё вспомнил «Ускорение» с Кейси Аффлеком (Casey Affleck) и «Солярис» Андрея Тарковского. Фильмы очень разные, но везде причиной того, что кто-то один или все члены экипажа постепенно сходят с ума являются внешние силы или зло, растущее в самом человеке, его внутренние демоны. А чаще всего — и то и другое.
Mouthwashing — история про внутренних демонов, и тему ментальной нестабильности она разыгрывает столь же усердно, как и авторы «Ускорения», но делает это более талантливо и необычно. Тут нет злобных «чужих» и внешних врагов, почти нет экшн-сцен, зато уже с первых минут мы наблюдаем художественные галлюцинации, в которых то по дороге в кабину капитана проваливаемся в бездну и падаем на поверхность чужой планеты, то от игрушечных лошадок прячемся, то скармливаем мёртвым членам экипажа ногу капитана.
Беда в том, что внешние причины, ставшие отправной точкой для всего этого художественного схождения в бред и сумасшествие, для меня выглядят весьма натянуто. И вообще кажется, что всю игру авторы пытаются показать нам — мол, у нас тут вам не какое-то «Пекло» или «Пандорум», а почти что Тарковский. Но в итоге мотивация «главного злодея» кажется даже более надуманной, чем причины, по которым персонаж Денниса Куэйда (Dennis Quaid) стал источником зла в провальном боевике «Пандорум».
Потому что тот хотя бы затонул вместе с кораблём на неизвестной планете и узнал, что всё человечество погибло. А здесь над капитаном «Тулпара”(или того, кто взял его функции на себя) нависла угроза увольнения и обвинений в изнасиловании. Чья ситуация больше подходит для художественного схождения с ума?
Герой Куэйда что-то твердил про мораль, которую уже нет смысла соблюдать, а в Mouthwashing настойчиво говорят про ответственность. Дескать, «Тулпар» на самом деле вёз не титульные ополаскиватели для рта, а груз ответственности, с которым ключевые персонажи не справились.
Нет, я понимаю, что все эти умные рассуждения про смысл жизни, ответственность, долг и безопасность на фоне высокохудожественных галлюцинаций в гибнущем космическом корабле выглядят необычно, стильно и по-взрослому. Но вы серьёзно? Вся эта катавасия случилась из-за страха перед увольнением и обнародованием факта интрижки? Я даже могу представить, что из-за такого люди способны сотворить всякое, но в данном случае мне это показалось не очень убедительным, притянутым из желания необычно обыграть научно-фантастическую историю.
Соответственно, мне не кажется, что все персонажи в Mouthwashing прописаны отлично. Все они действительно разные и со своими тараканами (особенно капитан Кейл, второй пилот Джимми и инженер-ремонтник Свонси), но цельный, мощный образ представляет собой только Свонси, который под конец своими рассуждениями про судьбу и попытки жить нормально взял меня за душу. Про остальных сами узнаете — могу лишь сказать, что там есть как сильные, так и слабые стороны с точки зрения сценария.
И речь тут не о слабости сценариста, а, скорее, об уязвимости самой концепции — двухчасовой истории, где всё заточено под конкретные художественные задачи. А те, как мне кажется, предполагали не столько желание полноценно прописать персонажей, сколько стремление удивить и эпатировать.
И с этой точки зрения авторы более чем добились своего. В эту концепцию отлично вписались вышеупомянутые сюрреалистичные галлюцинации и весь художественный, в духе графики с PS1, стиль, которому и так уже все пропели дифирамбы. Скажу лишь, что такая грязноватая картинка и намеренные графические глюки и артефакты идеально работают на мрачную, давящую и в то же время артхаусную атмосферу.
Но лучшее в Mouthwashing — это, конечно, подача истории: нелинейная, с постоянным переключением между прошлым и настоящим, а иногда и между действующими лицами. Начинается всё сразу с момента катастрофы, а потом события переключаются между тем, что было до неё и после — или после и до. Может показаться, что это хаотичное движение, но на самом деле всё чётко выстроено и продумано, постоянно чувствуются интрига и напряжение.
И всё это сопровождается отличной режиссурой, юмором с налётом постмодернизма и по-настоящему сильными сценами, которые не то чтобы пугают (это нестрашный в целом хоррор), но шокируют и запоминаются — чего стоят только моменты совместного распития ополаскивателя, день рождения капитана и сам вид этого перемотанного бинтами куска мяса, лежащего в медотсеке.
Многие сильные сцены связаны с загадками — например, мы играем в салки со странным духом лошадки или прокручиваем в правильном порядке то ли сосуды, то ли кишечник в теле несчастного капитана.
Но в целом впечатления от пазлов противоречивые. Вроде бы всё неплохо — для двухчасовой игры головоломок вполне достаточно, и они разные. Но местами слишком просто и слишком много пробежек по кораблю (благо он небольшой). Хотя для такой сюжетной игры на грани симулятора ходьбы это не критично.
Mouthwashing похожа на раскрученный и в целом действительно классный сериал/фильм, до которого ты наконец добрался и в который тут же провалился с головой. Но ближе к финалу (и тем более после просмотра) начинаешь задаваться вопросами, убеждаясь, что для тебя не всё безупречно. Это абсолютно нормально и, безусловно, очень субъективно.
Плюсы: увлекательная, местами шокирующая история; интересные персонажи; выверенная режиссура и обилие сильных сцен; есть интересные пазлы; шикарное аудиовизуальное исполнение.
Минусы: есть вопросы к сценарию, к мотивации и к тому, как прописаны некоторые персонажи; местами слишком много скучных пробежек по коридорам.