В июне прошло ровно 40 лет с того дня, когда советский программист Алексей Пажитнов спроектировал игру «Тетрис» на устройстве «Электроника-60». С тех пор началась долгая история аркады, которая вряд ли в обозримом будущем завершится. Это игра на века — её издавали на всех возможных платформах уже сотни раз, почти не меняя геймплей, но она всё равно остаётся такой же увлекательной, как много лет назад. По случаю юбилея коллектив Digital Eclipse решил выпустить Tetris Forever — интерактивную документалку, рассказывающую полную историю тетриса и позволяющую опробовать почти два десятка версий игры.
Это уже третий документальный проект Digital Eclipse и, наверное, самый интересный из всех — в особенности для нашей аудитории. Первый был целиком посвящён игре Karateka и познакомил геймеров с форматом этих документалок. В своём обзоре я положительно отзывался о The Making of Karateka, но по большей части это был музей одной игры. В случае с Tetris Forever доступ получаешь к гораздо большему количеству уникальных проектов — это не разные незавершённые версии тетриса, а полноценные игры, в том числе выходившие на давно забытых платформах.
История тетриса в Tetris Forever разделена на пять эпизодов с одинаковой структурой. Вы выбираете главу и открываете разбитую на много частей полосу событий. Тут и старые фотографии, и архивные видео, и совсем новые интервью, где в основном видишь Алексея Пажитнова и его коллегу Хэнка Роджерса (Henk Rogers), который помог вывести тетрис на мировой уровень. Примечательно, что английский у Пажитнова далеко не идеальный и в субтитрах исправлять его ошибки не стали. А на русский игру, к сожалению, не перевели.
Конечно, многое из рассказанного в игре любители тетриса уже давно знают: и про многочисленные сложности с правами на проект, и про поездки Роджерса в СССР, и про то, что тетрис был так назван потому, что Пажитнов любит теннис и придумал созвучное слово. Но если многие факты известны нам из текстов в какой-нибудь «Википедии», то здесь благодаря чудесам монтажа даже о них интересно вновь услышать. Например, когда Пажитнов в очередной раз рассказывает о том, что изначально вместо тетрамино хотел добавить в игру пентамино (пятиклеточные фигуры), он показывает деревянные пентамино и пытается заполнить ими все ячейки в головоломке.
Поэтому даже трудно выбрать, какая глава получилась наиболее интересной. Увлекательно слушать и Пажитнова, которому до сих пор не надоело рассказывать одни и те же истории, и Роджерса, чьи монологи о поездках в Москву отлично дополняет архивный видеоряд. В четвёртой и пятой главах роликов значительно меньше, чем в первых, — они посвящены многочисленным сиквелам и альтернативным версиям тетриса. Там можно рассмотреть трёхмерные модельки коробок, в которых продавались старые игры для Super Famicom и других консолей, но почему-то не все — в случае с некоторыми изданиями обошлись фотографиями.
Не менее важная составляющая Tetris Forever — игры, запускать которые можно прямо на полосе событий, когда доходишь до соответствующих моментов истории. Первая из доступных игр — тот самый тетрис для «Электроники-60», где падающие фигурки состояли из квадратных скобочек, поскольку графического ускорителя у той ЭВМ не было. Следом за ним идет версия тетрис для MS-DOS, а после — игра Igo: Kyū Roban Taikyoku. Это проект японской студии Bullet-Proof Software, основанной Роджерсом в 1983 году, — благодаря её релизу он подружился с тогдашним президентом Nintendo.
Другие версии тетриса не менее ценны — например, первая версия игры для домашних консолей, Tetris 1988 года для Famicom. Или вышедшая в 1991 году Tetris 2 + Bombliss — эксклюзивный для Японии сборник, включающий в себя как классический тетрис, так и его альтернативную версию, где линии уничтожаются взрывом бомб. Интересна она тем, что в её создании принимали участие директор и композитор Dragon Quest — Коити Накамура (Koichi Nakamura) и Коити Сугияма (Koichi Sugiyama). А рядышком с этой игрой есть её 16-битная версия, которая тоже не выходила за пределами Японии.
Ещё один бывший японский эксклюзив — Tetris Battle Gaiden, соревновательный мультиплеер на базе тетриса, в который можно играть и в одиночку. На одном экране располагаются два стакана, и каждый раз, когда вы заполняете и стираете строку, в стакане оппонента появляется мусор, приподнимающий выстраиваемую им фигуру. Эта игра даже на английский язык не переведена — кнопки в меню приходится нажимать наугад. Кстати, во всех японских играх управление осталось прежним, поэтому на PlayStation 5 за подтверждение действия отвечает O, а не Х.
Конечно, абсолютно все игры добавить не смогли — например, Tetris Flash 1993 года для Famicom и NES, где падающие детальки нужно было направлять в сторону блоков с такими же цветами. Или The Next Tetris, в которой детали могли рассыпаться при приземлении. Мне вот хотелось бы опробовать Welltris, попытку Пажитнова сделать более объёмную версию тетриса — с передвижением фигурок по четырём стенкам глубокого колодца. Зато в сборник вошла Hatris, причём сразу три её версии — для Famicom, Game Boy и NES; там сверху вниз падают разные шляпы.
Последних игр серии здесь нет — обошлись упоминаниями. Не забыли и Puyo Puyo Tetris от SEGA, и королевскую битву Tetris 99, которая до сих пор эксклюзивна для Nintendo Switch. А восхитительной Tetris Effect посвящён отдельный ролик с участием её дизайнера Тэцуи Мидзугути (Tetsuya Mizuguchi). Оказалось, сделать свою версию тетриса он хотел ещё два десятка лет назад, даже встречался с Роджерсом, но не смог приступить к работе из-за трудностей с авторскими правами. Поэтому сначала вышла Lumines, навеянная тетрисом, а уже потом получилась Tetris Effect — проект, о котором я написал аж две статьи и написал бы ещё десяток.
Череда из пары десятков старых тетрисов (все они из прошлого века) завершается на Tetris Time Warp. Это совершенно новая игра, созданная коллективом Digital Eclipse. Геймплейно она представляет собой классический тетрис — с той лишь разницей, что некоторые фигурки при стирании линий переносят игрока в другую эпоху. На несколько секунд вы можете оказаться в оригинальном тетрисе 1984 года, в чёрно-белой портативке 1989 года или в Bombliss-вариации. Независимо от того, куда вы попадёте, нужно быстренько выполнить простенькие задания (например, стереть одновременно две линии), после чего вы вернётесь к современному тетрису и продолжите ронять фигуры в стакан.
Это хорошая игра и необычный взгляд на привычный тетрис, но мне показалось, что эпох и альтернативных версий маловато. Возможно, стоило немного расширить масштабы или как минимум менять дизайн и цветовую палитру тетрисов из прошлого — повторяться всё начинает очень быстро. Зато есть несколько режимов, включая трёхминутный марафон, в котором при переходе в другую эпоху таймер останавливается, и режим, где нужно как можно быстрее стереть 150 линий. Бонусом идёт локальный кооператив на четверых, причём он доступен и в некоторых других играх в сборнике.
Tetris Forever получилась любопытным проектом. С одной стороны, это увлекательная документалка об истории тетриса — новой информации в ней маловато, но как коллекция архивных фото, видео и воспоминаний она удалась. С другой стороны, это сборник почти из двух десятков старых тетрисов, часть которых многие увидят впервые. Плюс нашлось место для нового тетриса — не такого впечатляющего, как Tetris Effect или Tetris 99, но всё же. Не хватает только более современных игр — тогда оценку легко можно было бы ставить повыше. Но и в таком виде Tetris Forever получилась красивым и моментами даже завораживающим музеем тетриса — игры, которая прожила уже 40 лет и наверняка просуществует ещё столько же.
Плюсы: полная история тетриса, поданная в доступном формате с архивными фотографиями и видео, а также со свежими интервью; почти два десятка старых тетрисов, в том числе тех, которые не выходили за пределами Японии; неплохая новая игра — Tetris Time Warp с оригинальной механикой.
Минусы: среди старых тетрисов нет ни одного, который вышел бы в этом веке; некоторые интересные проекты (например, Welltris) в сборник не попали; Tetris Time Warp немного не хватает разнообразия.