В этом выпуске особенно много ролевых игр, тактических RPG, ролевых стратегий и рогаликов. И все они по-своему уникальны. Вы узнаете о новой игре в серии Ys, российской тактике про богатырей, научно-фантастической вариации «Героев меча и магии», самой стильной гаче в мире и других интересных релизах.
Чем интересна: космическое приключение в лучших традициях Flashback, Another World и Anachronox.
В последние дни сентября вышло несколько хороших игр, с которыми я познакомился только в октябре. С них и начнём. Для меня одной из лучших игр осени стала Beyond Galaxyland, которая практически сразу очаровывает атмосферой классики в духе Another World и Anachronox.
По сюжету мы оказываемся на неизвестной планете, знакомимся с космическими расами, летаем на своём звездолёте, а геймплей представляет смесь платформенной адвенчуры и JRPG. А ещё тут есть фокусы с пространственно-временным континуумом, как во Flashback.
При этом в Beyond Galaxyland полно собственных фишек, юмора и очарования. Главный герой, совсем ещё молодой человек по имени Даг, которого то ли спасли, то ли выкрали с Земли какие-то роботы, теперь хочет сбежать из межгалактической резервации и вернуться на родную планету.
А в этом ему в числе прочих помогают очаровательная ботаничка в инвалидной коляске и собственная морская свинка Бум-Бум, которую роботы увеличили и поставили на ноги — теперь та постоянно пребывает в состоянии аффекта, палит из бластера и всё время повторяет: «О боже… нет!»
Именно персонажи, диалоги, сама история и атмосфера, а также музыка и уникальный художественный стиль — главный капитал Beyond Galaxyland. Хотя и геймплей вполне увлекает. Тут есть забавные пазлы, отчасти напоминающие пинбол, в которых участвует тот же Бум-Бум со своим бластером, исследование мира с постоянной тягой к фотографированию (за это неплохо платят!) и пошаговые JRPG-сражения.
В драках можно призывать пойманных динозавров, элементалей и прочих инопланетных тварей, которых предварительно как раз нужно отсканировать и сфоткать. Зверушки дают уникальные умения и прокачиваются вместе с нами. И это весьма полезно — уже на второй планете сражения перестают быть лёгкой забавой в перерывах между сюжетными событиями. В итоге нам разрешают самим летать по галактике и решать, где бы высадиться в поисках новых приключений.
Чем интересна: «Пираты Карибского моря» в формате пошагового рогалика.
Rogue Waters рассказывает историю морского волка Каттера. Будучи помощником капитана Блэкбоуна, страшного лицом и поступками, он позарился на божественный артефакт, который, понятно, оказался проклятым. Каттер лишился не только глаза, но также жизни и доверия капитана, зато приобрёл способность восставать из мёртвых и общаться с духом язвительной девицы, поселившейся в его голове. Теперь он вместе с командой таких же мёртвых пиратов жаждет отомстить Блэкбоуну и похитить его сокровища.
Для этого он нанимает экипаж, снаряжает корабль и отправляется в более или менее сложные и продолжительные пиратские походы. Весь геймплей делится на три части: морские сражения, тактические абордажные бои и менеджмент всего и вся — покупаем апгрейды для команды и корабля, а также полезные модули.
В Rogue Waters одинаково интересными оказались и морские баталии, и тактические бои. Сначала сражаются корабли, где на всё про всё даются три хода — в течение этого времени мы и противники уничтожаем пушки, экипаж или модули, установленные на вражеском судне. Выбор непростой, и от него зависит то, в каком состоянии с обеих сторон начнётся абордаж.
А в пошаговых сражения нужно отталкивать врагов, сбрасывать их за борт, сталкивать с бочками, мачтами и другими противниками. Ещё можно использовать канаты (чтобы быстро добраться до особо вредного оппонента), поджигать врагов, отбрасывать брошенные в нас бомбы и призывать на помощь Кракена — главное, помнить, что он бьёт щупальцами по площади и может задеть «своих». Получилась действительно необычная пиратская тактика, которая отчасти напоминает шахматы. И притом весьма непростая — первые встречи с Блэкбоуном гарантированно заканчиваются поражением.
Чем интересна: «Герои меча и магии» в космосе.
Здесь за господство в отдалённой звёздной системе Сирена между собой сражаются представители людей и нескольких причудливых космических рас — среди них, например, есть разумные кроты и религиозные насекомые.
В ранней версии представлены три из пяти рас, только одна сюжетная кампания за кротов, скирмиш и сетевые баталии в режиме hot seat. В течение ближайшего года авторы собираются добавить остальной контент, включая кампании за каждую расу, подземелья и редактор карт с поддержкой Steam Workshop.
Но также хотелось бы, чтобы авторы отладили баланс и вправили мозги ИИ. Потому что геймплейно Silence of the Siren напоминает чуть ли не полный рескин «Героев», но в нём, при всех плюсах, пока нет той же выверенности, отточенности элементов и того же вызова.
Уже во второй миссии кампании за кротов перекачанные армии врага просто стоят и ждут, когда мы накопим достаточно сил, — в итоге всё сводится к унылому гринду ресурсов. В скирмише и тем более мультиплеере ситуация отчасти исправляется, и в целом игра получается симпатичная, но факт остаётся фактом.
Чем интересна: русский народный рогалик про богатырей, сражающихся с армией Кощея.
В «Песни Копья» Добрыни Никитичи вместе с Василисами Прекрасными, Светланами Премудрыми и прочими обладателями настоящих славянских ФИО раз за разом отправляются в походы по головы приспешников Кощеевых, чья не совсем живая армия осадила родные просторы. В процессе мы исследуем карту, собираем сокровища, участвуем в случайных событиях и пошагово сражаемся с кикиморами, проклятыми вепрями и полуночницами.
Героев нужно нанимать, прокачивать, изучать их полезные умения, снаряжать новой экипировкой и заклинаниями. В центральной деревне есть доска с заданиями — в каждом биоме требуется выполнить несколько, чтобы выйти на босса региона.
А если сладить с ним не получилось, то перед следующим походом за золото и славу можно купить глобальные апгрейды вроде увеличения численности отряда или количества слотов под заклинания. Славу мы зарабатываем или теряем в том числе в случайных событиях, где можно повести себя не совсем хорошо и вытащить последнее у крестьян в рамках богатырской продразвёрстки.
Всё это сопровождается специфическим славянским и прочим юмором, кросс-культурными отсылками к Майклу Джексону и даже попытками сломать четвёртую стену — местами получилось наигранно, а местами очень даже атмосферно и в тему.
Самое главное — тут есть вызов. Драки в меру сложные, а неприятных сюрпризов подбрасывают случайные события, которые могут натравить на ваш покалеченный отряд толпу проклятых медведей. Однажды так за всех у меня отдувались чародей и охотница пятого уровня, потому что остальные уже погибли, — было эпично и очень обидно за потерянных ветеранов.
Игра атмосферная и увлекательная, но, как и в случае с Silence of the Siren, пока слишком заметно, что это ранний доступ, — тут довольно много ошибок разного рода, как геймплейных, так и технических. На доведение проекта до ума авторы отмерили год или даже меньше. Так что ждём не только финального биома с самим Кощеем, но и работы над ошибками.
Чем интересна: «Готика» в изометрии.
Соскучились по «Готике» и заждались ремейка первой части? Смело пробуйте Drova — Forsaken Kin. Несмотря на изометрию, игра вызывает стойкие ассоциации с культовой ролевой серией. По сюжету мы должны доставить нечто очень важное друидам в большой город, и сделать это можно несколькими способами, взаимодействуя с разными фракциями. В любом случае сначала придётся доказать, что вы достойны встретиться с их лидерами.
Сделать это непросто — помимо всевозможной агрессивной живности, включая, понятно, кабанов, опасность представляют люди. На каждом шагу тут норовят обмануть, заманить, напоить и ограбить, потребовать денег за проход. Даже в шахте, куда вы пойдёте официально работать, будут требовать плату за охрану и возможность просто поспать. В свою очередь, вы можете сами ночью вскрыть чей-то сундук или стать свидетелем махинаций охранников, чтобы тут же начать их шантажировать.
Есть, конечно, и те, кому искренне нужна помощь и кто готов за это сделать нам что-то хорошее. Например, могут научить чему-нибудь. Вся ролевая система здесь «готическая»: сначала получаем уровни и копим очки навыков, а потом ищем учителей, которые помогут конвертировать очки в новые способности — те могут быть не только про сражения, но и про крафт, обработку руды, взлом замков и разделку тушек животных. Наконец, пробегая по лесу, вы можете встретить человека, который предложит вместе поохотиться на какое-нибудь зверьё или монстров.
Добавьте сюда неплохую боевую систему и обилие разных видов оружия (с бронёй сложнее, но экипировку часто выдают в той фракции, куда вступили). В общем, игра затягивает сразу и надолго. А повышенная сложность в классическом режиме только стимулирует играть. Единственное, что меня смутило, — неудобная ориентация на местности.
Чем интересна: продолжение одной из лучших JRPG.
Японские RPG той породы, к которой относится серия Ys, обладают удивительным свойством. Вроде бы всё про них давно знаешь и видел: простенький сюжет про спасение мира, добро и дружбу, примерно такие же простенькие диалоги и квесты, симпатичные аниме-девочки, мальчики с фиолетовыми волосами, рыбалка, готовка, подарки для улучшения отношений с компаньонами и так далее. Но есть в них также удивительное очарование и дух приключений, поэтому каждый раз ведёшься и пропадаешь в них сутками.
К тому же в Ys X: Nordics, помимо всего вышеперечисленного, появилось что-то новенькое. Бессменный красноволосый герой, юноша Адол Кристин, отправился на острова местных викингов и встретил там юную валькирию — дочку ярла. Сначала они подрались, а потом оказались настолько тесно связаны друг с другом некоей магией, что физически не могут отойти друг от друга.
В итоге они сначала вынужденно, а потом и с удовольствием путешествуют и сражаются с местными тёмными эльфами. Эта связь, естественно, часто и иронично обыгрывается — например, когда герои наивно пытаются разместиться в двух разных комнатах гостиницы. И она же используется в боевой системе — только в связке можно блокировать самые мощные атаки боссов. Поэтому помимо индивидуальных боевых умений есть и совместные.
Другое важное новшество — морской геймплей. Ys X серьёзно пытается играть на одном поле если не с «Корсарами», то с Assassin’s Creed IV: Black Flag — можно плавать и сражаться на кораблях, чередуя разные виды снарядов, брать врагов на абордаж, подбирать грузы, ремонтировать и прокачивать судно.
Конечно, не всегда это одинаково увлекательно, да и к боевой системе есть вопросы. Но вспомните, что я говорил про очарование и дух приключений — этого добра тут выше крыши. Так что хорошенько подумайте, достаточно ли у вас свободного времени, прежде чем запускать Nordics.
Чем интересна: бывшая провальная MMORPG, а ныне увлекательная экшн-RPG.
С Wayfinder произошёл незаурядный случай. Игра вышла в раннем доступе ещё в прошлом году и провалилась — геймеры не оценили микротранзакции и прочие приметы типичной фритуплейной MMO. Разработчики перезапустили проект уже в виде офлайново-кооперативной игры, и получилась увлекательная лутер-экшн-RPG, хорошо принятая игроками.
Она сразу затягивает — даже если играть одному. Вполуха слушаем типичный для таких игр сюжет про нашествие очередного Мрака и уже полным глазом любуемся местными красотами — Wayfinder выглядит великолепно, напоминая по стилистике Fable и League of Legends.
А уж при взгляде на контент глаза просто разбегаются. Тут полно всего: квестов, данжей, активностей, классов, оружия, возможностей для прокачки и крафта. Есть даже система, напоминающая механику «Эхо» из Wuthering Waves, пусть и простенькая. Можно также всячески обустраивать свой дом.
Но главные аргументы в рукаве Wayfinder — это, конечно, кооператив, интересные данжи и боссы, динамичная, удобная и в то же время довольно глубокая боевая система, а также обилие экипировки, оружия (оно ощущается по-разному) и классов. К тому же довольно быстро появляется возможность открывать новых персонажей и вольно переключаться между ними, пробуя что-то новое.
Чем интересна: правильная версия Vampire Survivors.
Ассоциации с VS очевидны, но в Kill Knight больше динамики и контроля над персонажем, меньше локации и нет постоянного накачивания опытом, новым оружием и умениями. По мере набора уровней автоматом увеличивается лишь огневая мощь персонажа, а экипировку и гаджеты помощнее разрешают покупать только за большие деньги и только в перерывах между забегами.
То есть игра больше сосредоточена не на выстраивании билда, а на животном, брутальном и стильном экшене. И ещё, конечно, на картинке (вы только посмотрите на скриншоты и трейлеры!) и музыке. Правда, я бы с ещё большим удовольствием мочил гадов под Slipknot и Children of Bodom, а не под эту вашу электронщину.
Чем интересна: убойная смесь RTS и tower defense, приправленная отличным юмором.
Это стратегия в реальном времени со всеми механиками и фишками, которые мы привыкли видеть в этом жанре. Есть даже те, к которым привыкли не очень: например, погибшие строители и воины могут стать источником заражения в городе, поэтому нужно создавать кладбища, дома могильщиков и палатки первой помощи.
Но при этом наша задача — не разнести по кирпичикам чужую базу, как это часто бывает в таких играх, а защитить свою. На каждой карте наш город с определённой периодичностью атакуют волны врагов. Важно грамотно подготовиться к этому, поставив и укрепив прежде всего стены, ворота и башни, куда лучше всего сажать лучников.
Ворота нужно закрывать и открывать, чтобы наши подданные могли бегать по окрестностям в поисках ресурсов. Кроме того, полезно посылать воинов исследовать округу и убивать нейтралов, иначе те присоединятся к финальной волне атакующих город.
Получилось интересно, напряжённо и свежо. А местами ещё и смешно: ролики, которыми наполнена сюжетная кампания, — это отдельное удовольствие. Хотя проблемы, на самом деле, встают серьёзные: мы играем за местного лорда, и уже во второй миссии нам дают выбор — оставаться верным короне или поддержать бастующих по всему королевству крестьян. А выбор в данном случае имеет и значение, и последствия.
Чем интересна: новый взгляд на tower defense.
Как и в Diplomacy is Not an Option, в Thronefall мы сначала отстраиваем и укрепляем, а потом защищаем свой замок, который волнами атакуют противники. Но здесь вся стратегическая часть про отстройку базы и сбор ресурсов сведена к минимуму.
Мы напрямую управляем своим лидером и полководцем, который скачет на коне, сам отстреливает врагов из лука, а в ближнем бою по нашему указанию тычет копьём. Днём ему достаточно подъехать к точке, где можно что-то построить — стены, башни, мельницу, дома для жителей, казарму. И эта постройка появляется из воздуха практически мгновенно — если хватает золота.
Если же денег нет и строить больше нечего, то можно нажатием одной кнопки сменить день на ночь — и на замок начнут нападать враги. Победив, мы получим солидную награду. Кроме того, деньги нам приносят те же мельницы и дома, особенно если их прокачали. В итоге весь процесс подготовки к осаде получается быстрым, но насыщенным — важно нащупать баланс между экономическими и военными постройками и апгрейдами. Даже когда прокачиваем мельницу, то решаем, что важнее — увеличить прибыль от неё или заминировать.
Чаще мы именно сражаемся — управляя как лидером на коне, так и отрядами лучников или мечников, которым можно отдавать приказы. Управлять не всегда удобно, но это единственная моя претензия к игре. А ещё нужно отметить множество возможностей по настройке бафов и дебафов перед каждой миссией, что увеличивает реиграбельность.
Чем интересна: едва ли не самая стильная и необычная гача.
Конечно, в Reverse: 1999, которая спустя год после запуска добралась до Steam, много симпатичных аниме-девочек. Но кроме них среди персонажей, которые доступны изначально или выбиваются в местной гача-рулетке, присутствуют игрушечный конь, первый советский спутник, говорящее яблоко в галстуке, рыцарь без тела, русская девушка-пилот из ВДВ, девушка, застрявшая в телесигнале, и даже НЛО.
Необычен и сюжет. Уже в первые полчаса тут рассуждают то о персонажах FIFA 99, то о магии и конце света, то о джазе 20-х годов. Дело в том, что в этом мире периодически происходит загадочный катаклизм под названием Шторм — идёт постапокалиптический дождь, который смывает целые эпохи и людей, живших в то время.
В итоге время и само развитие остановились в 1999 году и дальше идут только по нисходящей, то есть вместо будущего наступает прошлое. В результате Шторма различные эпохи в истории исчезают, а затем появляются вновь, но в более нестабильном состоянии.
Обо всей этой катавасии знают арканисты — особая каста гонимых в этом мире людей с магическими способностями. Они разделены на две группировки: одна пытается изучить и предотвратить Шторм, а другая — использовать его, чтобы в мире жили только арканисты, причём чистые, а не полукровки.
А мы играем за Хранительницу времени, которая единственная в мире может без вреда для себя выживать под постапокалиптическим дождём. Она собирает команду из причудливых персонажей и путешествует по временным эпохам, чтобы остановить Шторм.
Всё это умножается на великолепное аудиовизуальное исполнение и потрясающую стилистику: мы прибываем в 1929 год, потом — в 1913-й, поэтому здесь пахнет джазом, сигаретами и кабаре. Есть ещё пошаговые сражения, отчасти похожие на карточные, дополнительные испытания и все приметы современных гача-игр, но они воспринимаются скорее как бонусы и необязательные развлечения, дополняющие сюжет, персонажей и картинку.
Чем интересна: продолжение хоррора, замаскированного под детскую телепередачу.
В октябре по понятным причинам было много хорроров. Например, новая версия Psychopomp — очень популярного dungeon crawler с забавной девушкой в главной роли. А в Finding Frankie мы должны с видом от первого лица в стиле паркура избегать ловушек и монстров.
Но более подробно я хочу рассказать про сиквел Amanda the Adventurer. Оригинальная игра стала вирусным и почти культовым хоррором, который привлекает прежде всего своей многослойностью и наличием второго дна. Здесь многое сделано в стиле детской образовательной телепередачи, но на самом деле за этим скрывается весьма изощрённый и пугающий хоррор, напоминающий смесь городских легенд и детских страшилок. И всё это полируется постмодернизмом и попытками не просто пробить, а обрушить четвёртую стену.
Amanda the Adventurer 2 сохраняет базовую концепцию — на месте телепередача, мини-игры, многослойность и несколько концовок. Только теперь действие происходит не на чердаке, а в городской библиотеке — именно туда в поисках ответов отправилась девочка Райли, которая нашла на чердаке кассеты с передачей Аманды. Райли ищет записи, оставленные её тётей Кейт, а Аманда ищет способ освободиться и просит нас что-то найти или сделать.
Здесь больше возможностей для исследования и больше интересных персонажей. История затягивает. Главное, что может помешать вдоволь напугаться и насладиться, — загадки, которые в сиквеле стали сложнее, но, к сожалению, не логичнее.
Чем интересна: продолжение культовой стратегии, где нужно 2 000 часов на захват Лихтенштейна и ещё 500 часов на строительство пивоварни.
Про Лихтенштейн и пивоварню это, конечно, шутка, местный мем. Но он только подчёркивает, что у игры есть своё верное сообщество с шутками и мемами. А ещё это показывает, насколько игра не для казуальной аудитории. Фактически серия Age of History от польского энтузиаста Лукаша Яковского (Łukasz Jakowski) — это вариация на тему Crusader Kings и Hearts of Iron. Мы развиваем цивилизации в разных эпохах от племён до и царств далёкого будущего. В процессе изучаем технологии, развиваем экономику, принимаем законы, проводим реформы и, конечно, много сражаемся.
Третью часть поклонники ждали долго — вторая вышла в 2018 году. И в целом ожидание того стоило. Здесь обновлены экономика и система боя, а также сделан упор на рабочей силе — это важнейший ресурс, используемый для набора войск и усиления армий. Есть также религия и механика наследия цивилизаций.
Чем интересна: красивая китайская метроидвания про бионическую Таню.
В Awaken — Astral Blade мы играем за девочку Таню, которая по просьбе своего создателя, доктора Эрве, отправилась спасать исследовательскую команду. Та пропала в джунглях на островах, где загадочная энергия превращает флору и фауну в агрессивных мутантов.
Это классическая метроидвания со всеми вытекающими особенностями. А выделяется она шикарной графикой, обилием секретов и разных полезных предметов, а также удобством всего и вся, включая перемещение, навигацию и сражения.
Чем интересна: сиквел хардкорного шутера по Лавкрафту.
Forgive Me Father 2 наконец вышла из раннего доступа. Это по-прежнему очень стильный, атмосферный и суровый хоррор-шутер, только с новым сюжетом, локациями и более продуманным, чем в оригинале, дизайном — заблудиться на уровнях теперь сложнее. Одной из главных фишек игры стал богатый арсенал оружия, в том числе экзотического, — многие пушки можно лихо модифицировать, превращая, например, винтовку в мини-ракетницу. Особый шарм игре придают умения, позволяющие использовать вампиризм, отражать пули, впадать в бешенство и так далее.
Получилось неидеально — финальные уровни скорее разочаровывают, а сила врагов часто кажется чрезмерной даже на обычном уровне сложности. Но ценители шутеров, уверен, не пропустят Forgive Me Father 2.